OldBoy
20:02 26-11-2005 Пророк
Что мне нравится в гипертексте, так это множество смыслов. Смыслы зашифрованы символами, разгадывая которые погружаешься в пучину дискурса. Образность высказываний, аллегории, притчи разными людьми истолковываются совершенно по-разному. Вот и вчера, открыв одну из книг, которая действительно является гипертекстом, потому как породила великое множество интерпретаций, я серьёзно задумался. Да, речь идёт о Библии. Из всех книг, собранных в Библии мне особенно нравится Екклесиаст, я часто к нему обращаюсь. Но вчера я перелистывал тексты пророков. Больших пророков. И моё внимание привлёк Иезекииль. Все ветхозаветные пророки пафосно и громогласно вещали Слово. Они дышат злобой и гневом. Через их тексты явно видится ярость, доведённая до истерии, напыщенность, они извергают проклятия громко, пафосно, лирично. Но то, как доносил идею Иезекииль меня впечатлило. Он отличается от Исайи и от Иеремии отнюдь не речью, а действием. Получив некое откровение от Господа Бога, он устраивает перед народом театр абсурда. Он ведёт себя как шут и клоун.

«…Было слово Господне к Иезекиилю:
И ты, сын человеческий, возьми себе кирпич и положи его перед собою, и начертай на нем город Иерусалим… и возьми себе железную доску, и поставь ее [как бы] железную стену между тобою и городом… ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их… И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок… И обрати лице твое и обнаженную правую руку твою на осаду Иерусалима, и пророчествуй против него.

И пищу твою, которою будешь питаться, ешь весом по двадцати сиклей в день; от времени до времени ешь это. И воду пей мерою, по шестой части гина пей; от времени до времени пей так. И ешь, как ячменные лепешки, и пеки их при глазах их на человеческом кале. Тогда сказал я: о, Господи Боже! душа моя никогда не осквернялась, и мертвечины я не ел от юности моей доныне… И сказал Он мне: вот, Я дозволяю тебе, вместо человеческого кала, коровий помет, и на нем приготовляй хлеб твой.
А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей, и возьми себе весы и раздели волосы на части…»
© Книга пророка Иезекииля. Глава 4.

Вот пророк, посмотрите на него!
С кирпичом и доской в руках, который лежит то на левом, то на правом боку.
Вот человек, который жрёт лепёшки из говна перед народом.
Тот, кто бритвой елозит по своей голове и бороде.
Вот так проповедует Иезекииль.

Что это? Спектакль одного актёра?
Идиотизм? Острое желание обратить на себя внимание?
Почему, когда говоришь прямо тебя никто не слышит?
Почему, чтобы донести истину нужно стучать молотом по башке?
Почему, чтобы люди увидели очевидное, нужно устраивать вот такой жесткач?
Комментарии:
login
17:20 27-11-2005
OldBoy, знаешь я не считаю себя сильной в толковании Библии, равно как и других сакральных книг, но, разумеется, у меня есть какие-то (весьма поверхностные и временами, наивные) свои толкования, если так можно назвать, хотя знания мои весьма поверхностны.

Я тут подумала (представляешь? ) и мне кажется, что во-первых, он выбрал такой эзопов стиль потому что бы всетаки можно было отмазаться от вавилонян. А лучшая отмазка какая? Лучшая отмазка считать пророка дурачком-ванькой))) юродивым все можно))) с одной стороны. Прожил дольше и пропроповедовал дольше. А так то может быть его бы раньше казнили, как пророка.

С другой, може он и понимал, что когда говоришь прямо, то тебя не услышат. А если развести балаган, то больше народа обратит внимание, а ты сам понимешь, что всегда есть вероятность, если пришло больше людей, то может быть большее число из них поймет.

Почему, когда говоришь прямо тебя никто не слышит?
Почему, чтобы донести истину нужно стучать молотом по башке?
Почему, чтобы люди увидели очевидное, нужно устраивать вот такой жесткач?


А с другой стороны: Почему вам для того чтобы понять, что человек живой, надо убить его?©

А может и не надо истину вбивать? Может так и должно быть, что кто-то умирает, узнав хоть кусочек истины, а кто-то умирает так и не узнав, кто то умирает, пройдя путь и обретя веру и истину, а кто то не может пройти путь... Для того, чтобы обрести веру, к ней надо идти, самому, а вбить в голову\сердце веру нельзя, можно только самому придти...
OldBoy
12:12 28-11-2005
login,

Я тоже не теолог и не виртуоз экзегетики.))
Но у меня об этом пророке сложилось совсем другое мнение.

//во-первых, он выбрал такой эзопов стиль потому что бы всетаки можно было отмазаться от вавилонян.//
Но послан-то он был Богом не к вавилонянам, а к евреям. И обращался он прежде всего к народу Израиля. Да, Иезекииль начал проповедовать на пятом году своего пленения, но, имхо, он не играл ради отмазки и не прикидывался дурачком. От Бога он получил откровение, согласно которому он избран для пророчества к Израилю.

//Лучшая отмазка считать пророка дурачком-ванькой))) юродивым все можно))) с одной стороны. Прожил дольше и пропроповедовал дольше. А так то может быть его бы раньше казнили, как пророка.//
Тут надо понять логику Ветхозаветного Бога, который страшен в гневе, который творит суд над своим народом, который посылает пророков в народ, потому что народ забыл Слово и не исполняет Тору. Евреи народ набожный и к любому пророку евреи относились с уважением. Пророков слушали. Христа не послушали, потому что Он и не был пророком, у Христа и миссия другая была. Его распяли, но пророков слушали.

//С другой, може он и понимал, что когда говоришь прямо, то тебя не услышат.//
Вот почему-то мне кажется, что именно поэтому приходится делать так, как у Иезекииля. Когда говоришь прямо - это со временем затирается, становится банальным, не интересным. Но если на ту же самую банальную истину подобрать образ, то она будет видеться совсем в ином свете и совсем иначе восприниматься.

//А может и не надо истину вбивать? Для того, чтобы обрести веру, к ней надо идти, самому...//
Иезекииль - это не китайский мудрец, не даос и не Будда. И иудаизм это не буддизм, конечно же. И если в буддизме истина постигается самостоятельно человеком, то в иудаизме истина доносится кем-то и, как правило, в этой роли и выступали пророки. Вопрос в том как пророки доносят истину. Как у Пушкина:
Восстань пророк и виждь и внемли
Исполнись волею Моей и обходя моря и земли
Глаголом жги сердца людей

Пророк жжот глаголом. Он глаголет, то есть произносит речь. Это может быть пафосно и лирично как у Исайи или обличительно как у Иеремии. Но у Иезекииля совсем другая тема. Иезикииль в начале своего пути пророка не глаголил, он молча делал. Спектакль, цирк, шоу, театр, перфоманс - можно назвать его действия как угодно. Но смысл таких действий в чём? Наверно всё-таки в том, чтоб не на себя пальцем показать и красиво выпендриться перед всеми, а всё-таки в том, чтобы донести какую-то важную истину. Герострат сжёг храм, наверное, тоже не просто так ради того, чтобы прославиться в веках. Может он что-то хотел сказать? Может это у него стиль такой? У Станислава Ежи Леца есть такой афоризм: "Я бы не спешил клеймить Герострата, пока бы не увидел людей, которые ходили в этот храм".

//вбить в голову\сердце веру нельзя, можно только самому придти...//
Ну, здесь смотря какую веру и в чью именно голову вбивать.
login
17:28 28-11-2005
OldBoy даже не знаю как сказать...=)) что то внутри меня ответ знает, слов пока нет. думаю=))
66rus
19:43 28-11-2005
OldBoy Так вооооооооооот.

В том контексте, что ты пишешь, да, возможно он выбрал такую тактику, чтобы достичь своей цели -- быть услышанным.

С другой стороны, мне тут подумалось, что у него от окровения Господа, которое снизошло на него, могло что-то изменится в сознании.. Словом, он делал так, как в той ситуации только мог, его в таком случае вело что-то свыше... Вполне возможно.

В любом случае пророк -- Проводник. Он не себя и не свое доносит. И зачастую форму донесения смысла не он выбирает (хотя точно не скажу, я не пророк, слава Богу... или жаль что нет? не знаю )

Может он что-то хотел сказать? Может это у него стиль такой? У Станислава Ежи Леца есть такой афоризм: "Я бы не спешил клеймить Герострата, пока бы не увидел людей, которые ходили в этот храм".

Любой глагол есть действие. Любое действие несет смысл. Любое действие есть знак, символ. Означаемое и означающее, вполне возможно в одном :-) То что ты не можешь услыать и понять, ты можешь увидеть -- и понять. Хотя, конечно можно и не понять. Но тут видимо важно максимально возможно выложиться при несении смысла в массы...

меня понесло в общем. но примерно мысль ясна же да?...