Что мне нравится в гипертексте, так это множество смыслов. Смыслы зашифрованы символами, разгадывая которые погружаешься в пучину дискурса. Образность высказываний, аллегории, притчи разными людьми истолковываются совершенно по-разному. Вот и вчера, открыв одну из книг, которая действительно является гипертекстом, потому как породила великое множество интерпретаций, я серьёзно задумался. Да, речь идёт о Библии. Из всех книг, собранных в Библии мне особенно нравится Екклесиаст, я часто к нему обращаюсь. Но вчера я перелистывал тексты пророков. Больших пророков. И моё внимание привлёк Иезекииль. Все ветхозаветные пророки пафосно и громогласно вещали Слово. Они дышат злобой и гневом. Через их тексты явно видится ярость, доведённая до истерии, напыщенность, они извергают проклятия громко, пафосно, лирично. Но то, как доносил идею Иезекииль меня впечатлило. Он отличается от Исайи и от Иеремии отнюдь не речью, а действием. Получив некое откровение от Господа Бога, он устраивает перед народом театр абсурда. Он ведёт себя как шут и клоун.
«…Было слово Господне к Иезекиилю:
И ты, сын человеческий, возьми себе кирпич и положи его перед собою, и начертай на нем город Иерусалим… и возьми себе железную доску, и поставь ее [как бы] железную стену между тобою и городом… ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их… И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок… И обрати лице твое и обнаженную правую руку твою на осаду Иерусалима, и пророчествуй против него.
И пищу твою, которою будешь питаться, ешь весом по двадцати сиклей в день; от времени до времени ешь это. И воду пей мерою, по шестой части гина пей; от времени до времени пей так. И ешь, как ячменные лепешки, и пеки их при глазах их на человеческом кале. Тогда сказал я: о, Господи Боже! душа моя никогда не осквернялась, и мертвечины я не ел от юности моей доныне… И сказал Он мне: вот, Я дозволяю тебе, вместо человеческого кала, коровий помет, и на нем приготовляй хлеб твой.
А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей, и возьми себе весы и раздели волосы на части…»
© Книга пророка Иезекииля. Глава 4.
Вот пророк, посмотрите на него!
С кирпичом и доской в руках, который лежит то на левом, то на правом боку.
Вот человек, который жрёт лепёшки из говна перед народом.
Тот, кто бритвой елозит по своей голове и бороде.
Вот так проповедует Иезекииль.
Что это? Спектакль одного актёра?
Идиотизм? Острое желание обратить на себя внимание?
Почему, когда говоришь прямо тебя никто не слышит?
Почему, чтобы донести истину нужно стучать молотом по башке?
Почему, чтобы люди увидели очевидное, нужно устраивать вот такой жесткач?