Это был настоящий гений.
Буйство устного слова, тысячи острот.
Как передать блеск его остроумия и его безумия?
"В тебе смесь Дон Кихота и Бога", - сказал я ему однажды.
В тот момент он был польщён,
но на следующий день пришёл ко мне рано утром и заявил:
"Про Дон Кихота мне не понравилось".
© Эмиль Чоран
"Обострения"
Есть такое у меня, перечитывать то, что когда-то мной уже было прочитано.
Вот и сейчас перелистываю книжку Эрика Хоффера "Истинноверующий".
Про эту книгу могу сказать одно: "Начал читать и мне сразу же понравилось. Это показалось мне подозрительным". Написано просто, доступно, на исторических примерах, без всякой претензии на академизм. Автор предпринял попытку пролить свет на природу фанатизма, и надо признаться, ему это удалось. Хороший стиль, хороший слог. С логикой изложения и с выводами автора трудно поспорить.
«Вера в священное дело частично заменяет утраченную нами веру в самих себя. Чем меньше у человека оснований говорить о своём собственном превосходстве, тем больше он готов утверждать, что превосходством обладает его страна, его религия, его раса или его священное дело. Когда наши личные интересы, наши планы на будущее перестают нам казаться стоящими того, чтобы жить ради них, мы начинаем остро нуждаться в чём-то таком, что лежит вне нас и ради чего стоило бы жить... Посвящение, преданность, верность, самоотверженность – по сути дела отчаянное цепляние за то, что может придать цену и значение нашей опустошённой и обанкротившейся жизни. Способность истинноверующего закрывать глаза и затыкать уши на факты, которые, по его мнению, не заслуживают того, чтобы их видели или слышали, являются источником непревзойдённой силы духа истинноверующего. Он не боится опасности, он не падает духом перед препятствиями, его не сбить с толку противоречиями – и всё потому что он отрицает их существование. Сила веры, как сказал Бергсон, не в том, чтобы ею двигать горы, а в том, чтобы не видеть, когда горы двигаются на самом деле».
Религиозный фанатик постоянно говорит о Боге, но нужен ли ему сам Бог?
Когда я вижу вот такого фанатика, мне сразу вспоминается
Прометей.
Каждый проходит через свой кризис Прометея,
после чего ему остаётся либо этим гордиться, либо в этом раскаиваться.
Если ты ругаешь даже тихих
Или ссоришься –
Знай, что эти люди – тоже психи, –
Ох, напорешься!
© В. Высоцкий