[изображение]
"Время всякой вещи на свете…
Время разбрасывать камни, и время собирать камни…
Время любить и время ненавидеть" –
эти строки из Библии стали эпиграфом кинокартины петербургского режиссёра Алексея Карелина, который ещё раз доказал зрителю, что мы можем и умеем снимать хорошие, душевные фильмы о войне. В этом фильме события происходят не на поле боя, там нет военных действий, но есть война. Война особая, та, которая происходит в душах героев картины. Война со своими привычками, настройками, установками, принципами. Фильм снят по сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида. Уходя с советской территории, немцы оставили на крупных промышленных и мирных гражданских объектах восемь мин замедленного действия. Все они должны взорваться несколько месяцев спустя, уже в мирное время. Но мины тщательно замаскированы и снабжены ловушками, поэтому обезвредить их может только тот, кто их закладывал. В центре сюжета классическое противостояние героев по обе стороны баррикад, прошедших путь взаимного притяжения-ненависти.
Виктор Дёмин - русский капитан, офицер Красной Армии, профессиональный сапёр, которому в условиях войны жить гораздо легче, чем в мирное время. Он проходит долгий путь от ненависти к дружбе. Это сложный путь, вынужденное сотрудничество с тем, кого он готов убить в начале пути и кого он оплакивает, потеряв.
Рудольф Онезорг - немецкий лейтенант, офицер вермахта, профессиональный сапёр. Он проходит трудный путь очищения своей совести, путь покаяния за свою нацию, за общий грех.
Нели Погодина - переводчик. Находясь в общей конфликтной ситуации, между двумя мужчинами, между молотом и наковальней, между двух огней, она ищет путь примирения, сглаживания отношений.
- Значит, Вы шли к Шнайдеру, чтобы забрать у него схемы минирования и передать нам?
- Да, я хочу помочь.
- А почему? Почему Вы хотите помочь? Вы немецкий коммунист?
- Я немецкий лейтенант, ни в какой партии я не состоял.
- Жаль. А откуда Вы так хорошо знаете русский язык?
- Мои отец и мать были прибалтийскими немцами.
- Ладно, хватит лирики. Сколько объектов заминировала ваша команда?
- Восемь… Восемь больших зарядов.
- Каков характер взрывных устройств?
- Основной заряд тротил. Химические взрыватели, инерционные взрыватели, магнитные взрыватели. Все мины ставились на неизвлекаемость. В двух случаях дублировались минами сюрпризами, которые должны взорвать основной заряд. Производство не серийное. Конструкция капитана Шнайдера. Все мины хорошо замаскированы. Их можно найти только случайно. Взрывы начнутся в мирное время.
- Сволочи…
- На войне человек не ведёт себя по-человечески.
- А почему ты нам сейчас всё это рассказываешь?
- Мне стыдно. Пошлите меня в Россию. Я хочу обезвредить мины собственными руками.
Время собирать камни - то, что в советские времена презрительно именовалось "абстрактным гуманизмом", приобрело особую человеческую ценность, которую не следует разменивать ни на политику с идеологией, ни на классовый подход, ни на поиск национальной идентичности.
Время собирать камни – те самые страшные мины, что заложены в душах людей, которые устанавливались на неизвлекаемость и разминированию не подлежат.
Время собирать камни – ведь разрушать всегда легче, чем созидать. Заложить мину легко, гораздо труднее её обезвредить. Режиссёр доводит до сознания зрителя чёткую аналогию. Он показывает послевоенное общество заминированных людей. Люди, которые не могут помириться. Люди, для которых война не прошла бесследно. Эхо войны… те следы, что она оставила в людях. А следы – это те самые камни, которые люди носят в себе. И у каждого за пазухой тот самый камень. В каждом человеке мины, которые не так-то просто обезвредить. Заминированные люди. Они красиво изобретают взрывоопасные механизмы, закладывают хитроумные мины, делают взрыватели, ставят растяжки, снабжают свои же мины дополнительными взрывателями, тщательно маскируют мины в кустах, подкладывают их друг другу и ожидают взрыва. А когда взрыв всё же случается, осколки ранят не только их самих, но и окружающих.
Владимир Вдовиченков (роль капитана Дёмина) о фильме:
"Это история, в которой есть и любовная линия, и развитие человеческих отношений: от непримиримой ненависти до понимания. Это очень важная тема в наш век нетерпимости и привычки судить только со своей колокольни, что часто приводит к трагедии..."
Ольга Красько (роль переводчицы Нели) из интервью:
"Как говорит персонаж Горького На дне: Человек сегодня хороший, завтра злой. Про себя я знаю, что я с катастрофической быстротой меняюсь внутри. Это - нормально. Жить надо легко и радостно. Но это не значит, что мне всё безразлично. Когда я вижу людей, не меняющихся внутри, я понимаю, что их жизнь ничему не учит. Я и к актёрам отношусь лояльно. Мне абсолютно всё равно, что пишут о них критики и театроведы. Естественно, кто-то глубже из них. Кто-то поверхностней. Я научилась понимать всех".