Sirin
22:01 03-03-2008 Философский клуб
Пробуем собрать наконец кружок по философии. Раз у самого не получается, присоединюсь к кружку, который ведет мой бывший студент, в Гуманитарном Университете - благо мы на одной территории, 5 минут идти.

На прошлой неделе собирались, были пашины студенты-психологи и лицеисты (Юридический лицей - та самая госшкола, о которой я писал, что знаю минимум одну хорошую). Тема - «Бегство от свободы. Феномен неорелигий». Ну к неорелигиям как месту, где тоталитаризм нашел прибежище в демократическом обществе, мы перейдем, вероятнее всего, на третьем собрании. Первый раз мы говорили о том, что такое тоталитаризм вообще, сейчас попытаюсь изложить основные мысли, возникшие у меня по ходу заседания.

Определение тоталитаризма: Павел предложил следующее - ограничение доступа к информации и фальсификация информации. Определение превосходное. Безусловно, любое тоталитарное государство: 1) вводит цензуру и 2) активно занимается пропагандой, используя систему образования, и СМИ, причем любые факты, подаются в трактовке, необходимой данному режиму, информация подвергается перекручиванию и умолчанию, ибо правда всегда сложна и своей сложностью неудобна. Тут сразу вспоминается и оруэлловское "министерство правды", и оснащенность всех немецких школ кинопроекторами, и советские политинформации и списки запрещенных рок-групп (не говоря уже о книгах), и цензура на интернет (!) в современном Китае. Протягивается и ниточка и к неорелигиям (деструктивным, тоталитарным культам), где контроль за членами секты именно в плане информации (запрет на общение с людьми, вышедшими из секты. вообще ограничение информации, поступаемой извне) очень серьезен.

Однако, если мы отвлекаемся от классического определения тоталитаризма, как государства, осуществляющего полный контроль за всем сферами жизни человека (политической, социальной, экономической, религиозной, интеллектуальной, сексуальной), и сосредотачиваемся на главном признаке как контроле за информацией, то современное нам общество мы также вполне можем считать тоталитарным. Основной источник информации по-прежнему один - телевидение. Государство его контролирует? Да без проблем. Информация по ТВ подается искаженной? Безусловно. Кара-Мурза очень подробно описал в "Манипуляции сознания", как просто в новостной программе, не произнеся ни слова лжи, можно заставить зрителей воспринимать информацию именно так, как выгодно владельцу канала. В связи с этим вспоминается книга Эдуарда Лимонова "Дисциплинарный санаторий", где он критикует идею Оруэлла о том, что в каждой квартире в будущем будет стоять монитор для наблюдения за людьми. Это громоздко и неоправданно, говорит Лимонов. Монитор в каждой квартире государству действительно нужен, но не для наблюдения, а для передачи.

Дальше Павел рассказал нам о концепции авторитарной личности Эриха Фромма:
Фромм говорит, что всегда есть психологическая пара - садист и мазохист. Каждый человек испытывает стремление либо подчинять, либо подчиняться (надо полагать, в разных ситуациях и в разных сообществах человек играет и ту, и другую роль). Это касается как уровня межличностных отношений, так и социально-государственных. Подробнее, к сожалению, я не уловил, до ключевой работы Фромма "Бегство от свободы" мне только предстоит еще добраться.

Далее мы поговорили о феномене толпы. Запомнилось определение, которое дал студент: Толпа это люди, которые легко поддаются управлению.

Далее Павел произнес отличную фразу о том, что человеческая личность может проявиться только в том обществе, которое всерьез относится к смерти. В связи с этим уже я вспомнил фразу Фромма о том, что "некоторые люди умирают, так и не родившись". О чем здесь идет речь? Если культура всячески выводит смерть за рамки повседневности (кремирование, упрощение церемонии прощания, эвтаназия), человек ощущает себя бессмертным, в силу чего не ощущает необходимости жить каждый день по максимуму, не откладывать важных вещей на неопределенное будущее, постоянно позволяет себе расслабиться. А при таком отношении поиск смысла всегда обречен отодвигаться на второй план, перед повседневными заботами. Вот человек, прожив жизнь, так и не рождается.

Посмотрели мы также фрагменты Пинк Флойдовской "The Wall", известную "We dont need more education" и загадочный фрагмент, когда Пинк после передоза видит себя фашистским лидером.

В конце я подвел итог. Все, о чем мы говорили, по сути сводилось к основной проблеме - в каких ситуациях человек теряет своё Я. Значит, это и есть главная проблема тоталитаризма - нераскрытость Я, жизнь по навязываемым тебе извне стереотипам.

Когда же теряется Я?
- в обществе, где нет восприятия смерти
- в нашей системе образования, которая не учит людей мыслить
- в авторитарной системе отношений садист-мазохист
- когда человек становится частью толпы.

Какие мысли по завершению высказали студенты, показавшиеся мне интересными: не станет ли результатом обретения свободы одиночество, и какую альтернативу мы предлагаем человеку вместо жизни по стереотипам?

Завтра, на втором собрании будет обсуждаться вопрос тоталитаризма в мировой литературе (Оруэлл, Замятин, Бредбери и т.д.). Я хочу подключить еще и Платоновское "Государство" как прообраз тоталитаризма, хотя павел утверждает, что тоталитаризм - дитя исключительно ХХ века.

Current music: Акустические Ботинки - Не для меня
Комментарии:
Nicholas Hawkwood
22:32 03-03-2008
По-моему, у Платона скорее "Законы" в большей степени рисуют тоталитаризм, а не только "Государство".
Sirin
22:35 03-03-2008
Nicholas Hawkwood о, посмотрю сейчас, спасибо
Nicholas Hawkwood
22:42 03-03-2008
Я бы вообще рассматривал тоталитаризм не только не примере антиутопий (как раз эти самые Оруэлл, Замятин, Хаксли, Бредбери), в которых тоталитаризм осуждается, но и на примере утопий (Платон и Томас Мор, например), у которых тоталитаризм показывается вещью хоть и непростой, однако нужной.
z_g
02:00 04-03-2008
"это и есть главная проблема тоталитаризма - нераскрытость Я, жизнь по навязываемым тебе извне стереотипам." Верно. Я бы добавил еще условие потери "Я": стремление ради эффективности низводить себя на более низкие ступени развития. Проще говоря стремиться не к человеческому, а к звериному. Причина - поклонение силе и эффективности.

Неразвитость личности развивается в инфантилизм, в частности: в стремление перекладывать ответственность за свою жизнь на кого-то другого, в положительном (поклонение) или отрицательном (ненависть "во всем виноват Путин!") смысле, в отсутствие привычки к самодисциплине, к ответственности и т.д.
OkeaNik7
08:13 04-03-2008
"Когда же теряется Я?"
"- в обществе, где нет восприятия смерти" - верно, там нет и восприятия жизни
"- в нашей системе образования, которая не учит людей мыслить" - по-моему, система как раз пытается научить мыслить, но не делает упор на самостоятельную практическую работу
"- в авторитарной системе отношений садист-мазохист" - "Каждый человек испытывает стремление либо подчинять, либо подчиняться". Мне совсем не по душе заявление Эриха Фромма, т.к. либо-либо - это уже извращение. Такое встречается не часто.
"- когда человек становится частью толпы" - вопрос не в том, являешься ли ты частью толпы, а в том, насколько ты себя комфортно в этой толпе ощущаешь. Толпа толпе рознь, по-моему. Или нет?
Sirin
09:09 04-03-2008
OkeaNik7 Horsense это уже извращение. Такое встречается не часто. Фромм говорит о психологическом подчинении, не о сексуальном. Хотя это тоже не здорово. Но встречается часто.

Толпа толпе рознь, по-моем с точки зрения нераскрытия личности, растворения, чувства локтя - нет, не рознь, все толпы одинаковые. но много людей - это еще не толпа. Вот православный храм - народу стоит много, но каждый сам по себе.
Та сама киянка
14:15 04-03-2008
жить каждый день по максимуму
А при таком отношении поиск смысла всегда обречен отодвигаться на второй план
Я не думаю, что жить по максимуму обязательно должно включать в себя поиск смысла.

Неразвитость личности развивается в инфантилизм
Не думаю, что инфантилизм - это то, что может развиваться. Он есть изначально в нашем посознании. Все, что вытеснено и рвется наружу как правило инфантильно или животно.
Прекрасно развиться во взрослого, но позволять себе иногда быть ребенком

Какие мысли по завершению высказали студенты, показавшиеся мне интересными: не станет ли результатом обретения свободы одиночество, и какую альтернативу мы предлагаем человеку вместо жизни по стереотипам?

Не просто интересно - насущно!
Sirin
16:05 04-03-2008
Atropos Неразвитость личности развивается в инфантилизм ну да, неверно выразился. точнее сказать, что неразвитость личности закрепляет в человеке инфантилизм, не дает взрослеть.

Я не думаю, что жить по максимуму обязательно должно включать в себя поиск смысла. не всегда включает ("жить быстро, умереть молодым" - какой же тут смысл?), но должно включать. все в себя должно включать поиск смысла, на то мы и люди.
Та сама киянка
18:22 04-03-2008
все в себя должно включать поиск смысла, на то мы и люди.
Или смысл включит в себя нас
Sirin
18:54 04-03-2008
Или смысл включит в себя нас конечно. но это будет не наш смысл, не нами найденный, и значит это будем уже не мы.
Та сама киянка
21:24 04-03-2008
Sirin, и значит это будем уже не мы.
Разве полохо иногда выйти за пределы своей личности?
Sirin
22:03 04-03-2008
Atropos скажем так, для меня, как человека западной культуры, личность является наибольшей ценностью, что в социальном, что в метафизическом плане, а для тебя, поскольку, как помнится, ты заводила речь о медитации и т.п. - вполне возможно что нет. так что тут нам не сойтись никак
Та сама киянка
22:52 04-03-2008
Sirin, понять друг-друга, всегда можно, если есть достаточный уровень личностного развития, а на счет "сойтись", это очень ускользающее слово, так и выскальзывает из рук как кусок мыла, с ним нужно быть осторожнее...
одевает черную полумаску, карета трогается с места, исчезает в тени деревьев
Та сама киянка
00:12 08-03-2008
Sirin, С Днем рождения, Андрей!))))
Пусть в твоей жизни источники света будут всегда более явными чем раньше, и да прибудет рядом тот, в ком нет никакой тьмы!))
moxnatii slon
00:23 08-03-2008
С днём рождения.)
20000days
01:10 08-03-2008
с днем рождения! творческих успехов!!! =)