Sirin
00:05 31-03-2009 Надднепрянская Украина, 19 век
Украинские земли под властью России

По разделам Польши 1793 и 1795 годов и Правобережье стало частью Российской Империи; из современных 25 областей Украины 20 оказались в составе России. В судьбе крестьянства правда мало что изменилось - оно так и осталось в полной власти польских панов, которые тоже никуда не делись.

[изображение]
Первое издание Энеиды Котляревского


Национально-культурное возрождение

19 век был эпохой романтизма, а в романтизме важнейшая составляющая - героический культ прошлого. Поэтому, кроме появления оторванных от своей почвы масонов и декабристов, 19 век был отмечен пробуждением у интеллигенции интереса к своей культуре и истории, и в результате была выполнена громадная работа по изучению живого народного языка, по собиранию и изданию фольклорных памятников, по изучению Истории Украины.

В 1798 году Иван Котляревский издал свою поэму Энеида - первое литературное произведение на живом народном украинском языке (до этого украинофилы пользовались старым книжным украинским языком, в реальной жизни вышедшим из употребления). В 1819 Котляревский написал для Полтавского театра пьесу «Наталка-Полтавка» и водевиль «Москаль-чарівник», которые стали основой новой украинской драматургии.

В 1818 Алексей Павловский составил первую грамматику живого украинского народного языка.

В 1805 по инициативе Василия Каразина открывается харьковский университет, который во главе с ректором Гулак-Артемовским становится центром культурного возрождения Украины. В романтическом ключе работал и преподаватель харьковского университета, профессор Петербургской академии наук Измаил Срезневский. В фольклоре он видел "багатюще джерело для майбутніх поетів". Собранные им в течении семи лет в Харьковской, Полтавской и Екатеринославской губернии тексты украинских народных песен и дум Срезневский опубликовал в трех сборниках "Запорожская старина" (1833-38). Вместе с Розковшенко он издавал "Украинский альманах" (1831) и "Украинский сборник" (1838-41), которые сыграли значительную роль в развитии литературного процесса в Украине.

В кружок Срезневского входил Николай Костомаров, который, занявшись историей, пришел к выводу, что "историю нужно изучать не только по мертвым летописям и запискам, а и в живом народе». Он научился украинскому языку, перечитал изданные народные украинские песни и печатную литературу на украинском языке, тогда очень небольшую, предпринимал «этнографические экскурсии из Харькова по соседним сёлам, по шинкам».

[изображение]
Николай Костомаров

Большое значение для украинского самосознание стал выход сборника из 8 поэм Тараса Шевченко - Кобзарь (1840), написанных, как высказывались критики, «мужицким языком».

Тогда же начинается и изучение истории Украины. В 1798 выходит работа «Записки о Малороссии» Якова Маркевича — маленькая энциклопедия про природу, историю, население, язык и культуру Украины. В 1822 выходит «История Малой России» Бантыш-Каменского. В 1846 выходит "История Русов", анонимный труд (автор вероятнее всего - или Георгий Конисский, или Григорий Полетыка), написанный поэтическим языком, состоящий из множества занимательных исторических легенд, которые, несмотря на недостоверность большинства из них, широко использовались Пушкиным (при написании Полтавы), Гоголем (для Тараса Бульбы), Шевченко и другими.

Николай Васильевич Гоголь находит в это время Петербург очень заинтересованный всем "малороссийским" и в 1829-1835 пытается написать историю Украины, и даже начинает преподавать историю - но он «не торопится издавать до тех пор, пока обстоятельства не позволят ему осмотреть многие места, где проходили некоторые события». Но вместо Киева, куда Гоголь под влиянием Максимовича хочет уехать преподавать и писать, ему достается место историка только в Петербургском университете, и он там выдерживает недолго, забрасывает исторические занятия и берется за написание "Ревизора".

[изображение]

Тем временем центр культурной жизни Украины действительно перемещается в Киев. В 1832 российская власть открывает Университет святого Владимира в Киеве, но вместо того, чтобы стать центром русификации, он становится новым центром украинского культурного возрождения.

Значительные исследования украинского языка, как теоретические так и практические, проводил первый ректор Киевского университета Михаил Максимович. В 1827 Максимович издает «Малороссийские песни», в 1834 — «Украинские народные песни», в 1840 - «Сборник украинских песен». Предисловие Максимовича к изданию 1827 было "своего рода литературным манифестом, полным энтузиазма в отношении народной украинской поэзии" (Д.Дорошенко). Эти издания имели громадное влияние на развитие украинской фольклористики и для популяризации украинского языка как отдельного явления в семье славянских культур. Максимович был и теоретиком языка - в дискуссии с российскими филологами он доказывал "старобытность" украинского языка, был автором правописания украинского языка, практически не использовавшегося в Надднепрянщине, но широко распространенного позднее в Галичине и Закарпатье.

[изображение]
Портрет Максимовича авторства Тараса Шевченко

Именно в Киеве и возникло Кирилло-Мефодиевское Братство.

Инициаторами создания Братства выступили Костомаров, Гулак, Билозерский, Кулиш и Маркевич. В апреле 1846 в Братство вступил Шевченко, всего к концу года количество членов достигло 12 человек - студенты, учителя, помещик и бывший крепостной – что отличало их сугубо от дворянских тайных обществ начала века.
Программа была изложена в "Законе Божьем (Книга бытия украинского народа)" и "Уставе Славянского общества св. Кирилла и Мефодия", написанные Костомаровым и в пояснении к Уставу, сделанном Билозерским: создание демократической федерации славянских народов (русские, украинцы, чехи, словаки, поляки, сербы, болгары и хорваты), отмена крепостного права и сословий, равенство всех граждан перед законом, равенство всех славянских народов в языковом, образовательном и культурном плане.
Столицей федерации был бы не принадлежащий ни одному из народов Киев, там собирался бы общий сейм, депутатов в сейм выбирали бы «не по роду, не по богатству, а по разуму й по образованию».

В Братстве существовало два течения: эволюционное, либерально-буржуазное (Костомаров, Билозерский, Маркович, Кулиш), и революционное, народно-демократическое (Шевченко, Гулак, Андрузский).

[изображение]
Тарас Шевченко, автопортрет

"З сих плянів нічого не вийшло, бо й брацтво Кирило-Мефодіївське не довго проіснувало; ріжні напрями і ріжниці, які були в поглядах самих його членів, не встигли вияснитися і вирішитися - не тільки що перейти в діло" (Грушевский). 3 марта 1847 студент Киевского университета Петров донес царским властям о тайном обществе, правительство разгромило его, участники наказаны заключением и ссылкой. Только в конце 50-х годов ХIХ века они смогли возвратиться к литературной, научной и преподавательской деятельности. Тяжелее всех был наказан Шевченко, видимо с оглядкой на его популярность - он был сослан в солдаты, в среднеазиатскую пустыню, с запретом писать и рисовать.

Значение Братства состоит в том, что оно впервые сделало попытку перейти от культурологического к политическому этапу национального развития.

Экономическое положение

В связи с кризисом феодальной системы (низкий технический и организационный уровень помещичьих хозяйств уже не отвечает по прибыльности требованиям времени) помещики вынуждены, для увеличения прибыли, либо переводить крестьян на более совершенную систему отношений (личная заинтересованность крестьянина в труде, фиксированный денежный налог), либо, в большинстве своем, усиливать эксплуатацию.
Как результат - крестьянские восстания (1803 - выступление на киевщине, 1817 - восстание бугского казачества, 1819 - восстание чугуевских военных поселений, 1820 - на Екатеринославщине, 1825-26 - выступление крестьян на харьковщине, 1814-17 и 1830-35 восстания на Подолье под предводительством легендарного разбойника Устима Кармалюка, который 8 раз бежал из тюрьмы и ссылки, грабил богатых и раздавал награбленное бедным, поднял на восстание за эти годы до 20 тысяч человек).

[изображение]
Устим Кармелюк. Портрет работы Тропинина

Ужесточает эксплуатацию населения и правительство - в 1797 в Украине вводится призыв в армию (25 лет службы - практически вся жизнь), в 1816-1821 вводятся военные поселения - по сути трудовая армия с жесточайшими дисциплиной и наказаниями. Наибольшим реакционером был поклонник прусской муштры Аракчеев, имевший большое влияние на императоров Павла I и Александра I, всю страну пытавшийся перестроить на армейский лад. "Я во всем люблю единообразие" - говаривал он.
В 1831 на Левобережье было отменено самоуправление городов (т.н. магдебургское право), в 1842 отменено действие Литовского статута - законодательства, по которому жил украинский народ последние 300 лет.

[изображение]
Портрет генерала Аракчеева работы Джорджа Доу

Комментарии:
Та сама киянка
00:54 01-04-2009
Портрет Максимовича прекрасен!:-)
z_g
08:34 05-04-2009
"Ужесточает эксплуатацию населения и правительство - в 1797 в Украине вводится призыв в армию (25 лет службы - практически вся жизнь)," и т.д. Вообще-то это была норма для всей страны, а не только персонально для Украины.
Sirin
21:26 05-04-2009
z_g конечно, Украину эксплуатировали не больше, чем другие регионы империи, ее просто стали угнетать теперь так же, как и остальные земли. Но мы-то имели традицию привольной казаческой жизни, мы-то еще недавно были лично свободными, казаки за воинскую службу освобождались от всех повинностей, горожане имели самоуправление, даже самые забитые крестьяне имели шанс либо записаться в казаки, либо податься на Запорожье, либо устроить бунт. А теперь империя кристаллизуется, и нам, привыкшим к свободе (и еще кстати и почти 100% грамотным при этом, то есть слишком умным), это было вдвойне тяжелее.
z_g
14:05 07-04-2009
Sirin слишком умным - это по сравнению с кем?

Русское крестьянство было очень, очень разным.
Sirin
14:07 07-04-2009
z_g не по сравнению с кем, а посравнению для чего. у нас так иногда несколько иронично говорят - ну ты слишком умный
Гость
13:49 01-10-2009
Украина как ходила от одного народа к другому с протянутой рукой так и сейчас ходит!!!!
И я уверен что ещё долго так будет.....
Sirin
17:08 01-10-2009
Гость при чем здесь протянутая рука? В немалой степени мы больше давали империям, в которые входили, чем получали от них. Греция, Рим, Польша кормились нашим хлебом, Литва переняла нишу религию, культуру, государственный язык и систему управления, украинские казаки участвовали в качестве наемников во многих европейских войнах, татары угоняли наших пленных, с 17 века в Московию хлынул поток образованных людей из Украины, и в значительной мере опираясь именно на выпускников Киево-Могилянской Академии, Петр 1 смог провести модернизацию своего царства. А о роли украинцев в СССР можно вообще десятки монографий написать.
Насчет от одного народа к другому - надо понимать, что нам как жителям фронтира - а почти вся Украина долгое время фронтиром и была, границей между Европой и кочевой агрессивной степью, нашему сознанию никогда не было присуще государственное мышление. Украинец привык сам, с оружием в руках, отвечать за себя и своих близких, не искать помощи у государства. Поэтому строительство государства никогда не было для большинства серьезной целью, поэтому никогда Украина его не создавала, украинскому сознанию присущ эгалитаризм, а на этом государства не построишь.
Та сама киянка
16:40 07-05-2010
Sirin, выздоравливай!:-)