Статья о статье, опровергающей "антропный принцип".
Суть "антропного принципа": в нашей Вселенной основные физические константы так тонко подогнаны, что при малейшем изменении одной из них ни образование звезд, ни возникновение жизни были бы невозможны. Иными словами, Вселенная приспособлена для возникновения разумной жизни, откуда напрашивается вывод, что ее Кто-то сотворил именно такой.
Возражение на это было (я сам другого и не встречал, кстати): мы живем только в одном из вариантов Вселенной, который устроен именно так; другие устроены по-другому; собственно, мы живем в "подогнанной" под нас Вселенной просто потому, что нам такая досталась, а если бы не досталась, то нас бы просто не было - короче, это реализовавшаяся вероятность, что удивительно, но не невозможно.
В чем суть новации: Фред Адамс из университета штата Мичиган построил модель, в которой меняется не одна константа, а несколько (три, но можно и больше).
Далее Адамс сообщает, что он задал для каждой из этих констант некий интервал возможных значений и с помощью компьютера построил своего рода "Большую Вселенную" (ту самую multiverse), то есть множество "вселенных", каждая из которых имела несколько иные значения этих трех констант и в силу этого — несколько иные физические законы. Что же показали эти модели? Оказывается, почти каждая четвертая (!) из этих "вселенных с измененными константами" допускает возможность самозарождения звезд. Это принципиально важный результат, потому что после работ Хойла в астрофизике стало принято думать, что звезды могут существовать только во вселенной со строго "нашими" значениями констант.
Теперь расчеты Адамса показали, что эта возможность сохраняется даже при изменении одной из трех констант на целых два порядка, то есть в 100 раз, если одновременно подходящим образом изменятся две другие. Иными словами, звезды могут существовать и в таких вселенных, которые довольно резко отличаются от нашей. Более того, в некоторых "вселенных" Адамса вместо привычных нам звезд возникают другие излучающие тела, вроде черных дыр или гигантских сгустков "темного вещества" (в нашей реальной Вселенной ни те, ни другие не излучают), но тем не менее это их излучение оказывается достаточным для появления определенных форм жизни, а сами они сохраняются достаточно долго, чтобы эта жизнь могла эволюционировать. [...]
Работа Адамса уже вызвала большой интерес. Можно надеяться, что она получит продолжение. Ее принципиальное — по отношению к антропному принципу — значение несомненно. В сущности, она восстановила принцип Коперника не просто по отношению к Большой Вселенной — она расширила его на самое понятие Жизни, показав, что наша углеродно-белковая жизнь тоже, скорее всего, является специфическим, но вполне рядовым явлением. Ничего уникального, ради чего "кому-то" стоило бы так тщательно "подгонять" физические законы и константы, она собой не представляет. Были бы другие константы — была бы другая жизнь. Кто знает, может, даже и лучше.