quietcold
22:01 22-04-2009 Please, try to understand. - OK.
Обсуждение с Маратом в одной из предыдущих записей подтолкнуло меня к мыслям о понимании. Много проблем возникает при общении от того, что люди не понимают друг друга.

Для меня понять человека значит выяснить его слабости, его боль. Знаю, звучит цинично. А кто-то ожидал иного ? [изображение] Почему именно слабости и боль ? Потому что в большинстве случаев (я бы сказала во всех случаях, но у меня нет доказательств) определяющими факторами для поступков человека являются именно они - страхи, комплексы, старые обиды, потери, травмы и тд и тп (кто с этим несогласен, не оставляет комментов, а идет читать соответствующую литературу - могу даже дать список).

Чем занимается человек в процессе взросления ? Он совершает ошибки, учится на них и строит себе психологические защиты.

Что такое психологическая защита ? Если отбросить всякие научные определения, то все очень просто: психологическая защита - это набор мифов, в которые верит человек и руководствуясь которыми живет. Например, кто-то может считать себя неинтересным, потому что когда он в детстве пытался сказать что-то интересное, его грубо обрывали и затыкали. На самом деле это еще не значит, что он неинтересен, возможно, люди, которые окружали его в то время, сами ничем не интересовались. Но человек пытается защититься от новых подобных случаев, поэтому ему легче решить, что он неинтересен, чем попробовать снова.

Иными словами, психологическая защита - это самообман. Это такой хитрый комплекс осознанных и неосознанных верований и убеждений, в котором:

- многие из верований связаны друг с другом;

- очевидные опровергающие факторы не видятся человеком в упор, пока его больно не ткнешь в них носом;

- поведение строится так, чтоб спровоцировать подтверждение выбранных человеком верований и убеждений (мой любимый пример: женщина, которая считает всех мужиков козлами, неосознанно выбирает себе в бойфренды мужчин, проявляющих именно 'козловские' способы поведения, и наглядно убедившись, что он поступает как козел, очередной раз подтверждает свое убеждение, что все мужики козлы).

Это та картина мира, которую построил сам человек и по которой он ориентируется в мире. Очень многое в этой картине лежит глубоко в подсознании человека, но видно со стороны по его поведению.

Что такое убеждение (верование) ? Убеждение - это некая идея, не соответствующая реальности, которой руководствуется человек при выборе способа действий. Убеждения есть у всех. Это такие столпы, на которых зиждется представление человека о мире. Конечно, вы можете сказать, что есть убеждения, соответствующие реальности. Да, есть. Небо - голубое. Вода - мокрая. Мороженое - сладкое. У женщин есть сиськи. Это не убеждения, а факты. Я говорю о том, во что верят не все поголовно, а один или несколько людей: Жизнь несправедлива. Место женщины - на кухне. Если онанировать - на ладонях вырастут волосы. И так далее.

Ну все, с определением терминов вроде покончено, переходим к основной части. Берегитесь, впереди многа букафф.

Итак, как я пытаюсь понять человека, то есть, раскусить его слабости.

Способ первый - "a walk in his shoes". Смотрю на мир его глазами. Способ хреновый. Вовлекаешься в его переживания, есть вероятность поверить в них и застрять там надолго. Можно применить к людям, близким по духу, к остальным не рекомендуется.

Способ второй - "damsel in distress". Наблюдаю за ним в сложной ситуации. В принципе, использовать можно, но не всегда имеешь доступ к человеку, когда он решает проблему. Использую этот способ, если подвернется удачный случай, в совокупности с другими. Способ хорош тем, что в стрессовой ситуации человек очень ярко проявляет ведущие черты своего характера, не ошибешься.

Способ третий - "ты мне, я тебе". Если завязались хоть какие-то отношения, значит, что-то вас привлекло друг к другу, есть какие-то точки соприкосновения. Обычно они определяются тем, что у одного человека есть представление о том, чего от него ждет другой - сочувственного слова или критики, согласия или оппонирования, помощи или возможности предоставить помощь. Этот способ взаимодействия и так включается автоматически, так что можно его использовать в корыстных целях. Суть его в том, что я делаю то, чего от меня, по моему представлению, ожидают, потом сама чего-то ожидаю, и основываясь на своих ощущениях, понимаю, что же ищет человек в окружающих и что он получает. Опасность способа в том, что включаешься в психологическую игру (неэффективное, зачастую приносящее боль привычное взаимодействие), которая приводит к негативным последствиям.

Далее идут более интеллектуальные способы, это уже серьезная работа. Человек должен ну очень заинтересовать, чтоб дошло до этого. Некоторых одноклеточных персон легко понять используя первые три и описанный в самом конце восьмой.

Способ четвертый - "talk to me, baby". Говорю с человеком, провоцируя его высказываться категорично и атакуя некоторые положения, которые он высказывает. В процессе всплывают его основные убеждения и верования, которые помогают понять, от чего он защищается.

Способ пятый - "find the difference". Выясняю внешние факторы, влияющие на человека и представляю, что бы я делала в этой ситуации. Кстати, я тут подумала - можно еще представить, что бы в такой ситуации делали другие люди, которых я хорошо знаю. Выявляю разницу и понимаю, чем отличается поведение подопытного изучаемого человека от поведения моих "эталонов". Потом изучаю и объясняю для себя эту разницу. Этот способ не очень эффективен в одиночку, потому что может привести в заблуждение, так как своя картина мира всегда ближе к телу, и она очень мешает составить более-менее объективное суждение о человеке. Уж не говорю о том, что можно незаметно для себя заняться самолюбованием: "а вот я бы в такой ситуации... ! а вот у меня... !".

Способ шестой - "wanna talk about this ?". Вызываю человека на разговор, выслушиваю, провоцируя на искренность. Обычно в таких случаях, если способ не перетечет в психологическую игру, можно услышать много важного и значимого для него. У меня хватает совести отнестись с вниманием и уважением, но вообще говоря, если познание человека дошло до этого уровня, это значит, что он мне искренне небезразличен. Способ дает глубокую степень понимания.

Способ седьмой - "I see through you". Высказать человеку свое предположение о том, какой он, что чувствует и "что у него болит" и выслушать его комментарии. Обычно использую вместе со способом пятым. Тоже использую тогда, когда человек мне интересен и/или дорог. И также дает глубокое понимание другого человека.

Способ восьмой - "in silence I observe". Используя весь имеющийся опыт изучения людей, просто наблюдаю за человеком в его обычной жизни, в общении, в поведении. Тупейший способ, но при должном количестве знаний дает отличные результаты. Сейчас я использую его в первую очередь, потом перехожу ко всем остальным. Он хорош тем, что позволяет не вступать в контакт с человеком прежде чем стало ясно, интересен он или нет.

Обычно я использую разные способы на разных стадиях знакомства с человеком (вовсе не по порядковым номерам, приведенным здесь!), и обычно по результатам того или иного способа понимаю, стоит ли идти дальше и изучать этого человека глубже. Очень многие вылетают на первом-втором-третьем способе, как неинтересные экземпляры.

А какие способы понимания человека используете вы ?
Комментарии:
Naturel
22:22 22-04-2009
шестой и седьмой у тебя отлично получаются [изображение]
quietcold
22:25 22-04-2009
Naturel
Спасибо, дорогая [изображение]
[изображение] Как ты быстро прочла!
Naturel
22:29 22-04-2009
In love with the sky интересные многА букАФФ) если честно , "познание" человека у меня так по пунктам не расписанно у меня немного по-другому все происходит - на интуитивном уровне. может по- этому много "неожиданностей" от людей....
quietcold
22:31 22-04-2009
Naturel
Дык у меня тоже пару часов назад не было расписано по пунктам [изображение] MindMap-ы делают чудеса [изображение]
Naturel
22:37 22-04-2009
In love with the sky я даже после этого поста не могу сказать , что у меня есть хоть какая-то система....я по дефольту всем доверяю и отношусь так , как бы относилась к себе.
Imagine
22:38 22-04-2009
In love with the sky
Вопрос: А какие способы понимания человека используете вы ?

Ответ:
Чтобы понять человека для меня достаточно услышать его.
"Услышать" в этом контексте означает понять именно смысл слов, и с иx помощью уже понять человека. Но люди не всегда говорят или пишут, что думают, и тогда по словам или по написанному невозможно понять человека.
В такиx случаяx я абстрагируюсь, стараюсь освободиться от всеx внешниx факторов, от моиx субьективныx отношений к нему или к ней, и именно такое свободное состояние помогает мне понять человека.
quietcold
22:39 22-04-2009
Naturel
А как ты относишься к себе ? [изображение]
quietcold
22:41 22-04-2009
Imagine
Речь как раз о том, чтоб понять человека сквозь все то, что (и как) он говорит или пишет.

А как ты понимаешь, что ты освободилась от субъективного отношения и всех внешних факторов ?
Naturel
22:49 22-04-2009
In love with the sky с доверием и с огромной любовью [изображение]
quietcold
22:52 22-04-2009
Naturel
Правда-правда ? [изображение]
Imagine
22:54 22-04-2009
In love with the sky
я понимаю, что освободилась от субьективного и внешниx факторов, когда ощущаю пустоту на иx месте, это невозможно не почувствовать.
Иными словами это как груз, которого нет.
Эта пустота дает возможность вопринять и понять многое, в том числе и понять человека.
Naturel
22:56 22-04-2009
In love with the sky правда-правда по-этому мне больно когда гадость делают - я не ожидаю гадостей от самой себя
quietcold
22:56 22-04-2009
Imagine
ОК.
quietcold
22:58 22-04-2009
Naturel
У меня другое представление о том, почему тебе больно, ну, ты его уже слышала [изображение] Может, напишу завтра пост на эту тему.
Naturel
23:04 22-04-2009
In love with the sky ну может плюс оно тоже *слышала? а которое именно, подзабыла че-то..*
quietcold
23:11 22-04-2009
Naturel
Ну о том, что если чьи-то слова тебе причиняют боль, значит, ты внутренне согласна с ними. И вообще, готова к именно такому повороту событий.
Naturel
23:15 22-04-2009
In love with the sky а , эти а может все-таки не готова?
quietcold
23:16 22-04-2009
Naturel
Трудно объяснить без изложения сложных концепций [изображение] Ну ладно, я не настаиваю [изображение] [изображение]
Naturel
23:18 22-04-2009
In love with the sky обьяснишь с трудными концепциями , тока при встречи я настаиваю
quietcold
23:24 22-04-2009
Naturel
ох, ну посмотрим [изображение]
Naturel
23:25 22-04-2009
In love with the sky [изображение]
Ewige
23:34 22-04-2009
Я...
1-так как в большинтсве случаев общаюсь с похожими своими взглядами на меня людьми, то легко подстраиваю эти взгляды под его характер и получаю результат...Это самое легкое...
2-в анчале общения я пытаюсь от каждого слова ухватить что-то его и составить его психологический портрет.Потом уже в более серьезном этапе общения,к огад уже речь дет о понимании каких-то небытовых вещей,я вспоминаю все то, что уже знаю и уже идет такой поцесс "если бы в том вопросе я была бы такой,как он, то я наверное об этом думала/на это реагировала так же"
3-высказываю свою точку зрения или говорю о том, как бы я (именно аткая какая есть) реагировала,думала,делала в данной ситуации,становясь его оппонентом, а в процессе спора,когда человек усердней и конкретней высказывает свою точку зрения,все становится более ясным.
Еще способы есть, но эти самые часто используемые...


А вообще у меня, к сожалению, есть такая проблема в понимании...Когда я хочу понять челоека,я его пойму, любимы способами...Но вот чаще всего я этого просто не хочу...
Jude
01:51 23-04-2009
*чувствую себя подопытным кроликом, зная, что почти все подходы использовались и в общении со мной*

Вообще, ты потрясающе все расписала и категоризировала, текст так и просится в какую-либо книжку. Авторскую, может, когда-нибудь?
Zwei
04:27 23-04-2009
I see through you меня убил
Гость
07:47 23-04-2009
Mne nravjatsja avatarki chto ti vibiraesh ! So smislom, namekom... Gost'
quietcold
09:03 23-04-2009
Ewige
Если не хочешь, наверное, это и не нужно [изображение]
quietcold
09:06 23-04-2009
Jude
Ну.. в общем, да, использовались. Только не было какой-то поставленной задачи, они использовались скорее интуитивно.

Спасибо [изображение] ИМХО, пока рано думать о книжке [изображение] Это так, проба пера..
quietcold
09:07 23-04-2009
Гость

Спасибо [изображение]
el wraith
19:21 23-04-2009
Что проще чем понять человека, если есть намерение. Лично меня интересует другое опасность косвенного укреплениея чсв(чувство собственной важности) и подкрепления своих умозрительных идей и конструкций.

отредактировано: 24-04-2009 17:57 - VelvetVarlet

quietcold
20:08 23-04-2009
VelvetVarlet
Опасность существует лишь в том случае, если в какой-то момент останавливаешься на этом. А если все время идешь вперед, то и укрепленное ЧСВ, и крепкие конструкции - лишь нечто, через что надо пройти. Мне.
el wraith
17:56 24-04-2009
In love with the sky солидарен