Небольшое мое вступление.
Есть у меня хороший знакомый. Старый и мудрый еврей. Положено, наверное, каждому иметь в кругу своих знакомых такого мудреца! Он любое событие превращает в байку, а любую байку в философскую притчу. И заставляет задуматься над бытием и суетностью нашей жизни. Мой знакомый - известный в мире глухих человек. Один из мамонтов сайта ДН! Когда то его ник там гремел... Умный мужик. Удивительная судьба у него... Сейчас он главный редактор газеты для глухих города Москвы. А вот в свое время он участвовал в... ВИА (вокально-инструментальном ансамбле). Вот про это и ниже сказ. А я всегда восхищался и удивлялся такому моменту из его жизни...
Белые костюмы, темные водолазки… Сверкающие хромом и золотом музыкальные инструменты…
Вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) «Голос ритма» центрального Дома культуры ВОГ на «Первомайской», претерпевая изменения в своем составе, просуществовал десять лет, с 1975 по 1985 годы.
Имена музыкантов ВИА и ту атмосферу многие зрители помнят до сих пор: солист Владимир Протчев, ударник Николай Чаушьян, трубач Олег Смирнов, клавишник Анатолий Панин, а затем сменивший его Давид Рабинович, гитаристы: «басист» Алексей Шаповалов, Евгений Басов и Михаил Малин (соло и ритм).
Последний звездный состав ВИА «Голос ритма»:
Д. Рабинович, А. Шаповалов, Н. Чаушьян, В. Десюк, О. Смирнов, Е. Басов
И все годы ансамблем неизменно руководил молодой Слава Десюк, прекрасно игравший практически на всех инструментах. Увы, сейчас из той легендарной группы в живых осталось пять человек.
В создании ансамбля «виноват» Женя Басов. Побывав однажды в Ленинграде в гостях у своего друга Александра Прохоровича, который выступал в ВИА «Дружба», его задело — почему в Москве нет своего вокально-инструментального ансамбля?
Вернувшись в Москву, Басов сагитировал В. Протчева, О. Смирнова и Н. Чаушьяна на создание группы.
Так в ДК на улице Хмелева возник первый музыкальный состав под руководством бывшего военного А. Тарасова.
Большую поддержку ансамблю постоянно оказывал А. М. Бочков, бывший в то время заведующим художественной самодеятельностью ЦДК ВОГ.
Поет Владимир Протчев
Уже на «Первомайской» эстафету принял Вячеслав Десюк. Ему же принадлежит столь удачное название — ВИА «Голос ритма». Десюк — человек уникальный, вложивший в ансамбль всю свою любовь и душу.
Со слабослышащими и глухими музыкантами было трудно работать. Вячеслав Десюк со своей женой Мариной, зная возможности участников, подбирал песни, настраивал их инструменты.
Ударная установка — это не только внешний антураж: блестящий большой барабан, бочки, тарелки… Ударная установка задавала ритм исполняемым мелодиям и песням. Можно сказать, ошибись Николай Чаушьян, потеряй координацию движений и… Как сейчас говорят среди слышащих музыкантов: «Если ударник ошибается, то весь ансамбль встает и идет его бить». Нет, об этом не могло быть и речи!
Но ансамбль потому и называется ансамблем, что отдельно кого-то вычленить невоз- можно: каждый участник — часть единого организма.
Басов и Шаповалов вносили свои нотки: гитара Жени, когда надо — могла взять на себя песню, исполняя соло, а когда надо — приглушала в ритме; гитара Алеши придавала мелодии сочные басы. Кстати, глухой Алексей Шаповалов — единственный в группе настраивал свою бас-гитару сам: при настройке держал ее у подбородка!
Труба Олега Смирнова — это песня без слов. С трубой он сдружился еще в школе, где играл в духовом оркестре и был пионерским горнистом. А как играл! Слышащие не могли поверить, что мелодию выводит слабослышащий трубач.
За электропианино стоял Давид Рабинович. Его пальцы, не только музыканта, но и обрубщика на заводе, могли извлечь из инструмента многообразие звуков, прекрасно дополняющих исполняемую музыкальную композицию.
Владимир Протчев не только изумительно пел множество жестовых песен и не только из репертуара ВИА, но и если что — умудрялся во время исполнения песни незаметно подавать знаки музыкантам, что именно в данный момент надо играть.
Первый состав ВИА «Голос ритма».
Стоят (слева направо): Е. Басов, Н. Чаушьян,
В. Десюк, О. Смирнов, А. Шаповалов.
Сидят: М. Малин, В. Протчев, А. Панин
После его гибели с «Голосом ритма» в качестве солистов выступали многие известные исполнители: В. Мацкова (Андросова), Е. и В. Сторожевы, Г. Калинин, А. Винник, Г. Боровская и многие другие, в том числе и совсем глухие, под которых часто приходилось подстраиваться.
Все музыканты в группе, кроме Олега Смирнова, носили длинные волосы и усы. Такие же, как у знаменитой ливерпульской четверки «The Beatles» («Битлз»). Это и не удивительно: тогда им весь мир подражал.
За свои выступления ребята не получали ни копейки. Почему? Потому что в 20 с хвостиком лет хотелось популярности. Хотелось доказать, что и глухие тоже могут играть на музыкальных инструментах.
«Голос ритма» был известен не только в Москве: ансамбль объездил почти весь Союз. Играли, пели, весело проводили досуг. Время было другое, и менталитет тоже…
Мало кто знал, что дорогая аппаратура ансамбля была куплена не только на деньги ЦДК ВОГ, но и дополнительно на деньги ребят. Только так все можно было достать тогда в советские времена. Может быть, поэтому каждый дрожал над своим инструментом. Например, Олег Смирнов свою трубу постоянно носил в футляре, а с мундштуком вообще не расставался.
ВИА часто выступал. Песни в репертуаре были исключительно советские и патриотические, такие как «Полюшко-поле», «Подмосковные вечера», «Листья желтые», «Катюша», «Вальс» и другие хиты тех 70-80-х годов. Зарубежные — «Бимбо» или «Аве Мария» были скорее исключением.
Тогдашний председатель ЦП ВОГ В. А. Фуфаев гордился единственным не только в СССР, но и в мире! — (ленинградский ВИА «Дружба» к этому времени давно распался) — музыкальным ансамблем, даже приглашал выступить перед делегатами съезда ВОГ в Кирове.
ВИА «Голос ритма» имел бешеный успех и был настолько популярен, что его часто «заказывали», но ансамбль никогда не выступал по заказу. Исключение — на свадьбе друга и солиста Володи Протчева.
Последний концерт «Голоса ритма» состоялся в Москве в 1985 году на Всероссийском фестивале художественной само- деятельности (концертных программ культурных учреждений ВОГ). К тому времени коллектив ВИА поредел по разным причинам.
Позже началась перестройка, в страну хлынула западная музыка. У поколения «Пепси» появился выбор что слушать и где слушать. Скоропостижно умер руководитель Вячеслав Десюк.
Прошло почти 25 лет. Бывшие музыканты считают, что «Голос ритма» бесспорно сказался на их характерах и судьбах.
Ударник Николай Чаушьян связал свою жизнь с ДК и ТМЖ. Ныне он директор «Дома глухих».
Трубач Олег Смирнов пошел по спортивной тропе: в настоящее время он вице-президент Федерации футбола инвалидов России.
Клавишник Давид Рабинович свою творческую натуру в полной мере раскрыл в нынешней должности главного редактора популярной не только в Москве газеты «Мир глухих».
Гитарист Евгений Басов два десятка лет проработал зубным техником. Сейчас он — грузчик на «Техпластсервисе».
Второй гитарист Алексей Шаповалов — формовщик литья с солидным стажем.
Вопрос: «Могли бы вы сейчас собраться и вновь сыграть?» задел ребят за живое.
Николай Чаушьян ответил резко: «А зачем? Чтобы сыграть хуже?»
Затем после некоторого размышления:
«Если бы нас всех привели в современную студию, где находились бы супер инструменты, классная аппаратура и дали возможность порепетировать — думаю, не одну мелодию сыграли бы…»
Остальные были кратки.
Олег Смирнов: «Трудно сказать, но постарался бы».
Алексей Шаповалов: «Хотел бы, но…» Бывший бас-гитарист расстроено махнул рукой.
Давид Рабинович призадумался: «Сыграл бы… Только правой. В две руки уже нет…»
Евгений Басов: «Сейчас? Вряд ли…»
О. Смирнов, Д. Рабинович, Н. Чаушьян, Е. Басов, А. Шаповалов
Почему же ВИА «Голос ритма» распался? Кроме пришедшей в страну перестройки, отворившей двери западной музыке; кроме банального ответа — возраст, семья, работа, есть еще одна причина.
Настолько популярным был «Голос ритма», что выступления ансамбля сочли необходимым сделать частью выступлений коллективов художественной самодеятельности.
Может быть, для поднятия и без того высокого престижа, может быть, ещё по каким-то причинам и соображениям.
Но в результате «Голос ритма» потерял свою индивидуальность, растворившись в общих концертных программах.
Почему же не появились новые музыкальные группы? Потому что пришло другое время. Да и второго Вячеслава Десюка не было.
И, может быть, не будет никогда…
Александра Базоева
Фото автора и из архивов МГО ВОГ
и музыкантов ВИА «Голос ритма»
(с) газета "Миг глухих", 2009 № 12
Опубликовано с разрешения главного редактора газеты.