Прижатый к каменному алтарю когтями дракона, Рейстлин, закрыв глаза, собирал силы для своего последнего заклинания. Измученный разум отказывался воспроизвести волшебные слова. Рейстлин силился сосредоточиться.
«На что я трачу себя? – подумал он с горечью. – Пытаюсь вытащить этих дурней из переделки, в которую они по своей глупости попали. Они не решаются напасть на драконицу, боясь за меня, – и это при том, что сами меня боятся и презирают. Как глупо! А то, что я сейчас приношу себя в жертву, – глупость вдвойне. Я собираюсь умереть ради них – я, достойный жизни больше их всех, вместе взятых!..»
«Не ради них», – ответил его мыслям некий голос. Рейстлин попытался сосредоточиться на нем. Голос был знакомый – но чей?.. Рейстлин никак вспомнить не мог. Он знал только, что голос этот обращался к нему в минуты величайшего напряжения сил. И звучал он тем громче, чем ближе придвигалась к Рейстлину гибель.
«Не ради них ты жертвуешь жизнью, – повторил голос. – Ты просто не можешь вынести поражения. Ты ни разу еще не бывал побежден – даже смертью…»
Мне, безусловно, стоило прочесть Dragonlance, когда я была помладше. Вероятно, лет в 13-15 такие книги идут на ура. Впрочем, если вы водите словески, то они вам в любом возрасте понравятся. Литературных достоинств у книг не очень много, да и система DnD довлеет достаточно сильно. Я уже говорила про пошаговую боевку из «Драконов осенних сумерек». Правда, уже ко второй книге авторы здорово выправились, и дальше боевые сцены читаются гораздо лучше. Финальный бой немилосердно смят и сжеван тоже только в первом томе, в дальнейшем бои становятся все длиннее и эпичнее, что их, на мой вкус, украшает.
Куда хуже дело обстоит с персонажами. DnD – система, слабо ориентированная на социальные взаимодействия, ее часто вытягивают харизматичные герои. Это верно и здесь: Танис, разрывающийся между своей эльфийской и человеческой сущностями, Стурм, ищущий меру в Мере, Лорана, ищущая себя, - и все остальные невероятно обаятельны. И однобоки. Выделив в каждом главную черту, авторы на том и успокоились. На их фоне Рейстлин, сочетающий в себе несколько черт, смотрится очень сложным и противоречивым персонажем. Единственным кто привлекает внимание. Впрочем, внимание к Рейстлину часто притягивают сознательно, причем иногда «за уши». Сначала «Рейстлин раз в 1000 слов» забавлял, потом уже надоело. Персонажи время от времени треплют имя мага всуе, кажется, чтобы его просто не забыли.
Неоднократно делаются попытки раскрыть внутренний мир того или иного персонажа. Неплохие иногда попытки, но ни одна, почему-то, до конца не доведена. Отчаявшись, видимо, раскрыть характеры в рамках основной серии, М. Уэйс пишет «Кузницу души», отдельный мануал по внутреннему миру, премилый фанфик, где Рейстлин-обаяшка краснеет перед девушками и пляшет под луной.
А еще герои плачут. О, эти великие воины, прошедшие сквозь огонь и воду, заглядывавшие в глаза смерти и самой Темной Богини, рыдают через каждые две страницы, по поводу и без. Это эмо-герои!
Чтобы не создалось впечатления, что я ругаю «Сагу…», остальные минусы перечислю быстренько: авторы периодически героям подыгрывают, подтасовывая события как им удобнее, иногда возникают забавные фактические ошибки. А еще русский перевод, в целом неплохой, местами все же хромает.
А теперь я скажу, почему же я читаю, и дальше буду читать. Ну, во-первых, это классика. Сюжет эпичен и впечатляющ. Для модуля так вообще! Все линии сведены, по крайней мере, у меня не осталось ощущения незавершенности. Все сказано. И комические эпизоды, которых в книгах великое множество, всегда хороши, смешны и всегда к месту. Книги очень легкие, глотаются столовыми ложками, не жуя. Весной, да перед дипломом – самое то.
И у Сарумана прекрасный голос…