Mikki Okkolo
11:21 10-10-2011 Первым делом самолёты...
Две ссылки про войну

1.Из сборника "В донесениях не сообщалось".
[изображение]
"Однажды, когда я дежурил в траншее нашего взвода, к нам на передний край пришли связисты и офицеры из штаба дивизии. Дело было ночью. Установили рацию. Сидят наблюдают. Смотрю; стали проявлять нетерпение. Говорят: « Когда же они появятся?» - « Кто?» - спрашиваю. «Кто ... Наши У-2. Девчата-корректировщики» .
Оказывается, наша тяжелая артиллерия вышла на позиции и готовил ась обстреливать немецкую оборону. Для точной стрельбы батареям нужны были более точные координаты.
Я им тогда и говорю: «А вы знаете, что через каждые двадцать минут наши позиции облетает «ночник» ?,> Это у немцев был такой ночной истребитель, двухмоторный « Мессершмитт». «Ну и что?» - «Как, - говорю, - что?!»
Посмотрел на меня один из офицеров и говорит: «Ты, сержант, делай свое дело. Наблюдай за немецкими траншеями и помалкивай. А тут дело не твоего ума».
И вот что получилось.
Появляются наши девчонки. Покачали нам крыльями. Полетели. Пошел самолет в немецкую сторону. И вдруг - сзади! - появился мессер. Этот ночной истребитель не гудел, как другие самолеты, а свистел. Как будто у него там не моторы вставлены, а свистки. «Ну, товарищи офицеры, вот вам и немец!» - говорю. Молчат. Молча наблюдают, ждут, что будет. А я-то уже знаю, что сейчас будет!..
Прошло минут двадцать. И слышим, тарахтит, летит еще одна "уточка". Все как будто повторяется. Все как во сне. Пролетели девчата нейтральную полосу. И снова - вот он! - ночной истребитель перехватил их. Заработали его пулеметы. И опять небо закраснело. Самолет упал на немецкой территории.
Сидим в траншее, молчим. Никто уже не спит. Тут проснулся и наш старшина. Стал материться. И матерится вроде на кого-то из бойцов наших, а прислушаешься - на офицеров штабных, на дурость нашу всеобщую.А мы сидим тихо. Ждем. Третий наш самолет летит! И вот опять думаем "ночник" появится. Слушаем: не свистит ли, проклятый? Нет, тихо. Пролетели девчата в глубину немецкой обороны. Тут зашевелились штабные офицеры.Но на этот раз произошло вот что. Немцы пропустили нашу "уточку" через линию фронта. Но недалеко она залетела. Слышим, зенитки заработали. А зенитные расчеты у них действовали умело. Они включили прожектора, сразу перехватили девчат и начали прицельно стрелять. И вскоре сбили и третий самолет.
Час прошел - трех наших экипажей нет.Уже и офицеры-артиллеристы говорят: "Неужели еще пошлют?" Возле рации собрались все офицеры. Пришел командир нашего полка. Хороший был дядька. Пришел он, посмотрел на солдат. Те охают, ахают. Ну как такое пережить?! Все смотрят на часы. Одно дело, когда мужики гибнут, солдаты. Мы уже как-то привыкли к этому. Война - солдаты и должны гибнуть. Не сегодня завтра любого из нас… А когда женщины гибнут… Тут не всякое сердце это перенесет. Да. И что вы думаете? Прошло двадцать минут - летят. Ох ты ж, мамушки мои! Ну, думаю, что ж теперь-то будет? Им-то какая смерть?
Только они перелетели через нейтральную полосу, слышим, засвистел мессер. На этот раз он от моря залетел. Пристроился в хвост, дал очередь. Загорелась и эта "уточка".Корректировщики ушли. И наши офицеры ушли. Солдаты тоже разошлись по траншее и улеглись. Но какой там сон? Насмотрелись…
А я себе думаю: пойду-ка все же схожу, пока не рассвело. Вылез из траншеи, пошел. Кукурузное поле. Самолет уже догорал. Девчата лежали неподалеку.
Их выбросило. Лежат без парашютов. Одна в серой шинели - младший лейтенант. У нее при ударе о землю лодыжка лопнула до кости. Или так резануло чем. Я поднял сперва ее. Взял на руки, отнес от самолета. Пока, думаю, прохладно. А то солнце взойдет, трупы разнесет. У другой горели ноги. Тлели. Одета она была в кожаную куртку. На куртке погоны - старший лейтенант. Я затушил ее ноги. Нашел какую-то ветошь, накинул на ноги. оттащил и ее в сторонку, в кукурузу. Светать стало. А я знал: по утрам начинают свою охоту снайперы - надо было уходить. Но раз, думаю, пришел, заберу документы. Так положено. Документы, награды. Старший лейтенант была награждена двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды и, по-моему, Александра Невского. И медалью "За отвагу". У нее в кармане я нашел носовой платочек.
Расстелил на земле тот ее платочек, все в него сложил: ордена, документы, письма. А другая, младший лейтенант, как я уже сказал, в обыкновенной серой шинели. Не в летном. Правда, шинель офицерская. У нее было две Красных Звезды и один орден Отечественной войны.Положил я их рядом. Как сестер. Наломал кукурузы и прикрыл сверху. Чтобы мухи сильно не лезли и солнцем не так палило.
Пополз назад. Приполз. Навстречу командир взвода: "Ты куда ходил?" Я и говорю: "К самолету". - "Ну? Что там?" - "Принес документы". - "Тебе что командир роты сказал? Попадет тебе, сержант". - "Ну, попадет так попадет". - "С одной стороны, ты, сержант, конечно, правильно поступил. Но с другой…" Прочитал мне взводный свою мораль, посмотрел в глаза и говорит: "Эх, как жалко девчат! Ладно, неси все это в штаб полка".До штаба полка три километра с лишним. Прихожу. Доложил. Начальник штаба полка майор Кадушкин: "Ты, товарищ сержант, зачем пришел?" - "Я ходил к самолету". Смотрит на меня, ждет, что я дальше скажу. А уже про сбитые ночью самолеты весь полк знает. Наверное, тоже, как и я, всю ночь не спали, переживали. "Вот, - говорю, - принес". И кладу на стол узелок. Он развязал его, смотрит. Перебирает ордена, читает документы, молчит. Вздыхает. Отворачивается. Тут входит комполка полковник Полевик. Посмотрел он на меня, на документы. Сел на лавку, И говорит: "Где летчицы?" - "Там, - говорю, - лежат в поле". - "Не похоронил?" - "Нет, - говорю, - не успел, рассветать стало". - "Иди обратно и похорони их. Об исполнении доложишь".Пошел я обратно. В траншее взял лопату. Пополз на нейтральную полосу. Вскоре добрался до своих девчат. Сердце мое задрожало. По документам я понял, что младший лейтенант - украинка. А старший лейтенант - русская. Ее звали Галиной. Фамилии их не могу вспомнить.
Земля твердая как камень. Попробовал я ее лопатой. Э, думаю, тут я до вечера провожусь и трупы совсем разнесет. Только я это подумал, над головой прошуршал тяжелый снаряд и упал неподалеку. Подождал я, когда осколки опадут, пополз к воронке. Снаряд упал хорошо. Метрах в пяти от дороги. Дорога - на хутора Русские. Расширил я эту воронку лопатой. А перед этим, когда я только в воронку полез, пуля мне по сапогу так и стеганула. Ага, думаю, снайпер меня засек. Теперь будет караулить.Ладно. А как же теперь мне сюда девчат перетащить под огнем-то снайпера? Тела уже запахли. У той, у которой нога до кости разошлась, черви уже пошли. А снайпер стреляет - головы не поднять. Нашел я провод. Обвязал этим проводом сперва одну и оттащил ее в воронку. Потом другую. Прикопал. Но полностью могилку закопать не удалось. Это ж надо было подняться, хоть на колени встать. А попробуй поднимись на нейтральной полосе. Снайпер твою голову так и ждет…
Приполз я в свою траншею. Пошел в штаб полка. Указал на карте то место, где их похоронил. И мне приказали закопать могилу как следует. А я туда все равно бы пошел, даже если бы и не приказали. Потому что работу свою я не доделал.
Наступила ночь. Мы по-прежнему стояли в обороне. И я опять пошел к сгоревшему самолету. На этот раз никто мне не мешал. Могилку я сделал хорошую. Обложил холмик камнями. Насобирал камней возле дороги и обложил ими кругом. Чтобы было красиво и приметно.Утром вернулся в штаб, доложил. И начальник штаба мне вдруг говорит: "Пойдешь туда еще раз". - "А теперь-то зачем?" - спрашиваю. Майор позвал офицера, кого-то из своих помощников, дал ему карту и приказал нанести могилку на карту.
Пошли. Офицер сделал точную привязку. Пометил на карте."
- из воспоминаний сержанта 1137-го ст.полка 339-й ст.дивизии Отдельной Приморской армии Н.С.Жаворонкова.


2. Если завтра война
Вполне вероятно, что вся эта техника числится на балансе, и на её обслуживание выделяются немалые деньги.
Комментарии:
Convallaria
11:31 10-10-2011
какой кошмар(
Mikki Okkolo
11:47 10-10-2011
LuK ты про летчиц?
Convallaria
12:00 10-10-2011
Mikki Okkolo я два раза.
Mikki Okkolo
12:01 10-10-2011
LuK ась?
Samum
12:18 10-10-2011
вот сволочи.
the_Dark_One
13:53 10-10-2011
Проклятый Сталин на смерть посылал, пади...
Mikki Okkolo
14:01 10-10-2011
the_Dark_One не расчёсывай.
Darth Schturmer
20:00 10-10-2011
По пункту 2 - там в комментах уже отписались неоднократно, что сия техника древняя, вывезена еще из Германии при выводе ЗГВ. И утилизировать ее по всем правилам - дороже, чем просто так бросить.
z_g
07:10 11-10-2011
Вывод: разогнать армию (своя-то, лапотная, плохая, прямо слов нет), пригласить заграничную, в красивой форме и на новеньких машинках.
Mikki Okkolo
14:13 11-10-2011
Darth Schturmer по всем правилам, может и дороже. А вот просто продать, то, что на ходу, всякие тягачи и генераторы? Ушло бы на раз.

z_g экий ты экстремист.
Darth Schturmer
14:10 12-10-2011
Mikki Okkolo
Так его ж не просто так списали, а потому что старое. Ты бы купил 10-летнюю машину, эксплуатировавшуюся в экстремальных условиях, пусть даже она и на ходу? Учти также, что данная машина уже снята с производства, и случись чего - поиск запчастей к ней будет нетривиальным квестом.
Mikki Okkolo
09:16 13-10-2011
Darth Schturmer купить можно несколько машин сразу, и часть из них использовать под запчасти. В самой армии так и делают.
КЛ
00:08 16-10-2011
С большой долей вероятности (процентов 99) в первом рассказе идет речь о событиях ночи с 31.07.1943 на 01.08.1943 г.
Погибшие из 46 гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка:
Крутова Евгения Сергеевна
Полунина Валентина Ивановна
Рогова София Исааковна
Высоцкая Анна Григорьевна
Каширина Глафира Алексеевна
Докутович Галина Ивановна
Саликова Елена Константиновна
Сухорукова Евгения Константиновна.


UPD Немецкий летчик Йозеф Коциок.

отредактировано: 16-10-2011 00:36 - КЛ

Mikki Okkolo
11:07 17-10-2011
КЛ это откуда?
КЛ
11:27 17-10-2011
Да это я тут небольшое расследование провел.
Чего-то в пятницу ехал домой, и меня мысль пробила поискать подтверждения.
Собственно, имя одной из летчиц известно, звание известно. Место и время примерно известны.
Плюс интернет дает возможность получить доступ к информации
В общем, в субботу занялся. Через obd-memorial.ru нашел летчицу, это дало точную дату, подразделение. Из донесения о потерях нашел остальных семерых, они шли все подряд.
Вот собственно и все. Дальше проще. Нашлись мемуары Ракобольской (нач.штаба авиаполка). Там было описание этого случая (с точки зрения авиаполка), и отсылка к книге о немецких летчиках, откуда были взяты имя и фамилия немца.
Как выяснилось рассказ очевидца не совсем точен, но это нормальное дело.
Случай уникальный, поэтому нашлось все быстро.
КЛ
11:37 17-10-2011
"Самой страшной из наших боевых ночей была ночь на 1 августа 1943 года. Мы летали на «Голубую линию», которую немцы считали неприступной...

В первый вылет ушло 15 экипажей. Цель недалеко, видны прожектора, ловившие наши машины. Вдруг видим: вспыхнул самолет, медленно, огненным шаром падает. Смотрю по журналу вылетов, кто горит сейчас над целью... Возвращается первая машина, экипаж докладывает, что видели, как горел самолет в 22.18, возвращается другой экипаж, видели, как горела машина в 23.00, а зенитки не стреляли. Почему? И так четыре пожара в разное время. Вернулись из 15 только 11, те, которые поняли уже над целью, что немцы выпустили против нас ночных истребителей, потому и не стреляли зенитки, чтобы не сбить своих. Наша маленькая машина, пойманная лучами прожекторов, является такой прекрасной мишенью для истребителя, достаточно одного выстрела...

Девочки, выходя из прожекторов, стали резко терять высоту, уходить почти на бреющем, чего не могли истребители при их скоростях. Тем и спаслись, кто понял и успел. А восемь человек погибло — сгорело. Среди них Галя Докутович, летавшая с постоянной болью в позвоночнике, Ира Каширина, Соня Рогова, у которой оставалась двухлетняя дочь в тылу... Да все они, такие единственные и дорогие... [79]

Вот как эта ночь была описана в оперативной сводке.

«1 августа 1943 г.

1. Новых данных о действии войск противника перед СКФ (Северо-Кавказским фронтом) не поступало. Линия БС (боевого соприкосновения) без изменения.

2. В ночь на 1.8.43 г. полк имел задачу: «Уничтожать войска противника в населенных пунктах: Красный, Львовский, Трудовой, им. Луначарского».

3. Командир полка задачу решил выполнять одиночными самолетами с интервалом 20 мин. Маршрут прямой: аэродром — цель, высота действия 1300 метров, круг левый.

4. Всего произведено по заданным целям 15 самолето-вылетов. Налет — 14 часов 23 мин. Израсходовано боеприпасов: 8 ФАБ-50, 8 АО-25, 8 ампул с «КС», 12 САБ-3, 100 АО-2,5, 4 ЗАБ-100–40П.

В результате бомбардировочных ударов в п. им. Луначарского вызван большой очаг пожара, начавшийся сильным взрывом, и в п. Красный — 1 очаг пожара.

В районе боевых действий экипажи встретили активное противодействие со стороны ПВО противника, и главным образом со стороны его истребительной авиации и прожекторов.

С задания не вернулись 4 экипажа: Высоцкая, штурман Докутович; Крутова, штурман Саликова; Полунина, штурман Каширина; Рогова, штурман Сухорукова.

3 экипажа сбиты ИА и 1 предположительно огнем ЗА.

Задание выполнено не полностью. Вылет был прекращен распоряжением из штаба дивизии.

5. Место дислокации полка — Ивановская».
* * *

Первыми вылетали экипажи 2-й АЭ, командиром которых была в то время Таня Макарова.

Гашева вспоминает сейчас, что перед ними стояла задача — уничтожение прожекторов, вызывая их на себя, поэтому и погибли экипажи из 2-й АЭ.
* * *

Женя Руднева так писала об этой ночи в своем дневнике:
«ДНЕВНИК ПЕЧАЛЬНЫХ ДНЕЙ. РУДНЕВА Е. 1943 г.

1 августа

До меня, видимо, еще не все дошло, и могу писать. Подходит ко мне вчера Аня Высоцкая и жалуется, что ее опять назначили с [80] Лошмановой, что ей нужно дать более опытного штурмана. Кого? Во второй эскадрилье назначить некого, потому что Гашева летала с Никитиной. Может быть, взять штурмана из другой эскадрильи? Стоим с Таней Макаровой в столовой и размышляем. И тут мне в голову пришла роковая мысль — послать Натку с ее бывшим штурманом, а Аню с Докутович. Наташа сразу согласилась, Галя — с колебаниями. Встречаю Катю Рябову через несколько минут. «Ты за Галку не боишься?» — «Что ты! Я сама сделала с Высоцкой 6 полетов и полетела бы сегодня, но мне уж очень хочется с Рыжковой полететь. И, кроме того, ты ведь знаешь, как я люблю Галю, и на опасность я ее не послала бы». Ну, полетели. На моих глазах сожгли Женю Крутову с Леной Саликовой. Женя, Женя... Когда-то мы загадывали, что, может быть, придется вместе смотреть в глаза смерти. Я видела, как смерть подкрадывалась к Жене, но что я могла сделать?! Мы были уже над своей целью, но я направила Клаву на ближайший прожектор, один из семи, державших ее самолет. Сначала она маневрировала, потом загорелась плоскость, и я увидела только вспышку в воздухе от взрыва на земле.

На территории противника, недалеко от Киевской... Успели ли выбраться? И было ли кому выбираться? Мы с Клавой решили, что это Нина Ульяненко с Катей Тимченко. Женя, Женя... У меня дрожали руки и ноги, первый раз на моих глазах сгорел самолет... Машина у меня ходила по курсу как пьяная, но мне было не до нее.

Потом прилетела Дудина и доложила, что в 23.00 еще один самолет сгорел (Женя — в 22.18). Кто?? По порядку вылета — Высоцкая или Рогова. Сердце у меня похолодело. Я подбегала к каждому садящемуся самолету, но там Гали не было... Моя Галя не вернулась! Гады! Изверги! Кроме того, не вернулись Рогова-Сухорукова [81] и Полунина-Каширина. У Роговой рвались ракеты во второй кабине, она беспорядочно падала. Полунину сбили зенитки. Первых трех — истребитель. О первых трех не сообщили наземники. Пустота, пустота в сердце... Кончено...

15 августа

Теперь, когда Гали нет и она никогда не вернется... ой, как это жутко звучит, жизнерадостная моя Галочка! Это слишком жестоко. Я ношу ее фотографию в партбилете, я не могу переложить ее в маленький белый конвертик, куда я уже положила Женю — с такой болью в душе я похоронила и этого своего друга. А с Галкой я никак не решусь расстаться... ...Но ведь Галя была у тебя только одна, да и ту ты сама послала на смерть, товарищ штурман полка...»
* * *

Родным мы должны были сообщить, что девушки «пропали без вести». Мы понимали, что они не могли остаться живыми, но прямых доказательств не было.

И только после войны Рачкевич поехала в эти места и нашла могилы сгоревших девушек, которых похоронили местные жители.

Их захоронили в п. Красном, там же погребен и экипаж Белкиной-Фроловой, сбитый несколько раньше.

Стоит теперь памятник, и на нем 10 фамилий...

А в 2003 году вышла книга Михаила Зефирова «Асы люфтваффе, ночные истребители». И вот через 60 лет мы прочитали, что все 3 наших самолета сбил летчик Йозеф Коциок на истребителе Bf-110. Узнали мы, что немецкие летчики понимали: наши маленькие По-2 приносили им много неприятностей. Из-за небольшой скорости и низкой высоты полета их было очень трудно засечь бортовыми радарами и трудно сбить, приходилось убирать газ, выпускать шасси, снижая скорость своего самолета хотя бы до 200 км/час.

Кроме того, снаряды могли просто пробить насквозь полотняную обшивку По-2, не причинив особого вреда, поэтому, чтобы наверняка сбить эту «швейную машинку» (Nahmaschinen — называли их немцы из-за несильного тарахтения мотора), надо было попасть в двигатель или в пилота.

Поэтому летчик Йозеф Коциок гордился тем, что за одну ночь сбил три машины По-2. Сам он погиб ночью с 26 на 27 сентября 1943 года, когда его самолет столкнулся со сбитым советским самолетом... [82]

Я говорила с автором книги М. Зефировым, и он спросил меня: «А что сталось со сбитыми экипажами?» — «Они сгорели живыми в воздухе вместе со своими машинами. Парашютов в то время у нас не было».
Mikki Okkolo
11:46 17-10-2011
КЛ спасибо, отличная работа
КЛ
11:52 17-10-2011
Mikki Okkolo Да не за что.
Кстати, забыл указать. Большой отрывок взят целиком из мемуаров Ракобольской.
Mikki Okkolo
12:05 17-10-2011
КЛ просто мне, как бывшему историку, всегда приятно видеть, когда кто-то грамотно работает с источниками :)