Серьезный разговор
20:59 13-01-2003 Мистика
Что вы думаете о распространившихся мистических настроениях?
Такое же было в конце-начале века сто лет назад.
Но сейчас мистическое мировоззрение имеет более прочную основу. к Кастанеде и Борхесу относятся с большим уважением, чем раньше к Блаватской.
Тем не менее, я вот не могу отказаться от рационалистического подхода. Хотя может быть много теряю.
Комментарии:
Муть
21:26 13-01-2003
Не согласен с определением Блаватской, Борхеса и Кастанеды как мистиков. Это эзотерики.
Лично я под мистикой понимаю глубокие христианские направления, такие как исихазм, например.
А тяга к эзотерике сродни тяге посмотреть окна, с этими лже-тайнами, лже-знаниями, профанами-зрителями, жертвенными участниками и жрецами-ведущими. У людей нет ничего внутри и они надеются заполнить её тем что снаружи. Им подсовывают грязь.
vakito
02:05 14-01-2003
На мой взгляд, причина на поверхности.
Мы имеем больше 70 лет строительства коммунизма и отрицания всяких духовных (именно духовных, а не душевных) потребностей. Церковь - бред: все равно умрешь - червяки съедят. А потребности такие у людей были, только не проявлялись. А тут бац тебе: свобода слова, свобода вероисповедания. Бери - не хочу. А что бери? Откуда народ знает? Ему раньше знать не давали что к чему в этой "антисоветской духовности". Потому и берут то, что само навязывается. А тут еще и философия есть. Нынешний россиянин любит задуматься над смыслом бытия. Главное - сам, а то раньше все время был коллектив. А у Кастанеды какая логика? Думай, только направление мышления уже задано, и конечный результат примерно определен. Так зато ж сам. Вот и читают люди, философствуют...
Джей
06:42 14-01-2003
vakito
Что такое духовные потребности, объясни термин, пожалуйста.
Потому что свобода слова, свобода вероисповедания - совсем разное. Общее - то, что при советской власти их не было. При этом предполагается, что свобода - безусловное благо. Хе. Давайте откроем об этом отдельную тему.
Q-n-A
10:33 14-01-2003
Блаватская - эзотерик? )))))))))))) Борхес - эзотерик? ))))))))))) Кастанеда - эзотерик? ))))))))))) Пойду-ка я отсюда, что-то сильно запахло духом мастера джедаев

P.S. вы еще, вослед Дворкину, Баха объявите главой и идеологом нью-эйджа


P.P.S.свобода - безусловное благо. Хе. Давайте откроем об этом отдельную тему. - давайте. Давно я не пинал любителей свобод

отредактировано: 14-01-2003 10:36 - Q-n-A

vakito
14:09 14-01-2003
Q-n-A
ИМХО, СР не подходит для того, чтобы "попинать" кого-нибудь
Джей
Под духовными потребностями я понимал потребности, относящиеся к Богу, церкви, вере (по В.Далю). А свободы слова и вероисповедания раньше связывались напрямую - не было возможности не только исповедовать что-либо. кроме партии, но и узнать о религиозных (в том числе и сектантских (в деструктивном смысле)) течениях было практически нереально. Вот и появились баптисты, которые детей едят
ИМХО, не надо темы про свободу: опять базар начнется
Муть
17:21 14-01-2003
Q-n-A
Хорошо, назовём Блаватскую теософкой, Кастанеду - якобы-антропологом, Борхеса - писателем. Лучше стало?
Почему-то определение Джей, которая называла их мистикама, протестов не вызывало.
Q-n-A
17:44 14-01-2003
Лучше стало? - лучше.

Почему-то определение Джей, которая называла их мистикама - потому что мистиками их с некоторой натяжкой считать можно, но эзотериками - это уже перебор.

Hint: не стоит ограничивать мистицизм христианскими направлениями, ага?
Flex007
19:24 14-01-2003
Давайте ещё и старика Рампу за компанию вспомним...
Джей
19:41 14-01-2003
Я в мистиках и эзотериках разбираюсь плохо, поэтому у меня не определения, а приблизительные выражения.
vakito
Я не видела вот этого пожелания
ИМХО, не надо темы про свободу: опять базар начнется
и уже открыла, поскольку в дневнике камрада Муть была интересная интерпретация этой темы. Да и Q-n-A имеет свою точку зрения.
Поводов для базара, тем не менее, не вижу. И думаю, свобода вероисповедания - это отдельное.
Муть
20:09 14-01-2003
Q-n-A
Хинт не принимается. Ага.
Q-n-A
20:26 14-01-2003
Муть - да ради бога. В фанатизме и самоограничении тоже есть свои прелести
Муть
20:31 14-01-2003
Q-n-A
Именно.
Flex007
20:32 14-01-2003
Q-n-A Прелести, говоришь...
Муть
20:38 14-01-2003
Джей
Собственно, на encycl.yandex.ru можно найти определения этих терминов. Естественно, не все согласятся с тамошними определениями, но надо же начинать когда-то.
Джей
21:10 14-01-2003
Муть
Хотелось бы увидеть определения.
У меня сейчас нет возможности лазить по ссылкам.
Flex007
21:30 14-01-2003
Джей Муть Во-во, поддерживаю! Только если у некоторых не хватает времени, то у меня - терпения. Плохо, знаю...
Муть
22:38 14-01-2003
Мистика (от греч. mspan>os - таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного "единения" с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.
Мировоззренческие основы М. могут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма (иудаизм, христианство, ислам)абсолют - это личный бог, и "единение" с ним - это диалогическое "общение", которое требует согласия партнёра и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В ересях "общение" может переосмысляться как "слияние" (так, исламский мистик аль-Халладж был казнён в 10 в. за то, что в экстазе сказал "я есмь Истинный", т. е. бог). Наконец, в системах нетеистической М. место личного бога занимает безличное трансцендентное начало (дао даосизма, шуньята буддизма, "единое" неоплатонизма и т. п.). Однако все мистические доктрины имеют некоторые общие черты. Все они тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный из которых - смерть (как знак для опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Представители М. всех времён и народов, всех вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности передать смысл М. иначе, чем в неадекватном намёке или через молчание (ср. "благородное молчание" буддистов). Теология М. обозначается в христианских традиции как "отрицательная" ("апофатическая", "негативная"), поскольку она описывает бога посредством отрицаний, не оставляя места для утвердительных характеристик. Практика М. предполагает ту или иную систему психофизических упражнений (дхьяна и йога в индийских системах М., "умное делание" православных монахов), обычно включающую гипнотическое сосредоточение ума на простейших фигурах ("янтры" и "мандалы" в индийской традиции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов ("мантры" индуизма, "молитва Иисусова" в православии, молитв, восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд), на отдедбных словах и т. д. В некоторых системах М. для таких "медитаций" рекомендуются оптимальные позы и регуляции дыхания (йога, исихазм). Приёмы могут быть самыми разными - от бешеной пляски дервишей до тихого "умиления" христианских аскетов. Но в любом случае М. не может обойтись без психотехники аскетизма (или, как в некоторых видах гностицизма и тантризма, а также в сатанизме, без аскетизма навыворот, ритуализированного нарушения этических и сакральных запретов, создающего предпосылки для психологического шока и транса). Поскольку М. предполагает движение через неиспытанные психологические состояния, "посвящаемому" ничего не остаётся, как слепо вверяться руководству "посвященного", который испытал всё на себе. Отсюда значение наставников типа "гуру" в индуизме, "пира" в суфизме, "старца" в исихазме, "цаддика" в хасидизме.

Эзотерический, греч., этим словом некот. из древн. философов (Пифагор, Платон, Аристотель) означали тайное учение, передаваемое только некот. ученикам (эзотерикам).

отредактировано: 14-01-2003 22:48 - Муть

Geronimo
22:43 14-01-2003
Тем не менее, я вот не могу отказаться от рационалистического подхода.
Пардон! Кто сказал, что отсутствие рационалистического подхода есть мистика? Вот вы, уважаемый ученый-палеонтолог, сторонник нерационального, как все еще считается, креационизма, вы - мистик? Еще примеры нужны?
Речь идет о мистике, в энциклопедическом занчении этого слова, или о приверженности "еретическим" (назовем это так... ну, или если хотите, "необщепринятым") концепциям?
Flex007
20:30 15-01-2003
Муть Ну-ну. Научное определение того, что противопоставленно науке... Читать смешно, чесное слово! [изображение]
Джей
20:48 15-01-2003
Муть
Спасибо.
Восточный мистицизм - это действительно устойчивое словосочетание.
Но я не рискнула бы открывать тему про то, что неизъяснимо. Сабжем была современная засоренность прессы, тв, литературы эклектическим набором совершенно разных и не сочетающихся элементов различных учений.
Geronimo
00:37 16-01-2003
Джей
Тогда это не мистицизм. Это необразованность и дурной вкус.
Джей
17:11 16-01-2003
Geronimo
Конечно, не мистицизм. Я и спрашивала "Что вы думаете о распространившихся мистических настроениях?"
Но основа этих настроений - приобретение популярности мистицизма как способа восприятия мира. На самом низком уровне, практически на уровне слов и предметов, без содержания.
Внечувственное восприятие, гадания, обрывки разных ритулов...
Ну ладно, я рада, что ты считаешь это дурным вкусом, но все равно мы все этому подвержены. Чего вот в наш Новый год повсюду белые овцы и черные козы, (или наоборот)? Или вот, в дневнике я писала, кидали руны по телевизору, чтобы узнать ход реформы ЖКХ.

При этом про мистицизм (настоящий, не выражаемый словами) я ничего не говорю, не компетентна я. А в том эзотерическом, что пишут, отпугивает, что там сразу познаются огромные истины. В рациональном подходе истины маленькие и невыразительные, шаг за шагом, и с трудом. А желтую газету какую-нибудь почитаешь - оказывается, можно сразу постичь всё. Нет, ВСЁ, большими буквами. Жутко раздражает.

отредактировано: 16-01-2003 17:22 - Джей

Q-n-A
17:35 16-01-2003
/me b'etsya golovoy o stenu ot fraz typa "...v tom ezotericheskom, chto pishut..."...
Джей
19:56 16-01-2003
Q-n-A
Кавычки в уме.
Q-n-A
19:59 16-01-2003
Джей - что там в уме - неведомо, а вот лажу _написанную_ видно очень хорошо....
Муть
12:11 17-01-2003
Q-n-A
А до Вас много дошло эзотерических устных преданий? Они есть вообще?
Q-n-A
15:10 17-01-2003
oni est'.
Джей
16:28 17-01-2003
Q-n-A
что там в уме - неведомо...
Ну извини. А как называть это? Не знаю слова подходящего.
Муть
А до Вас много дошло эзотерических устных преданий?
Они и не должны доходить до меня, например, потому что я не посвятила себя эзотерике, у меня нет учителя, который бы мне их передал, и т.п.
Flex007
22:51 17-01-2003
ко всем Говоря напрямую, не прочтя книг Рампы, не следует говорить о так называемой "мистике". Это другой взгляд на подобные вещи, качественно иной взгляд. Интерисующеися идут по ссылке...
http:// [url]http://www.journals.ru...mments&id=46365 [/URL]
Муть
13:54 18-01-2003
Джей
Собственно, это был вопрос к Куэнэй... Он говорит, что эзеторические предания есть. Чтобы говорит об этом с определённостью, нужно было слышать хоть одно, но нам он ничего не расскажет, чтобы не профанировать оные предания.
Эзотерики всё знают, но ничего не могут рассказать.
Q-n-A
10:28 20-01-2003
Эзотерики всё знают, но ничего не могут рассказать. - ню-ню... рассказать-то можно, но зачем?
Муть
10:59 20-01-2003
Q-n-A
Выслушать-то Вас можно, но зачем?
Q-n-A
11:23 20-01-2003
Муть - абсолютно незачем. Я и не вещаю, в отличие от...
Darth Schturmer
13:29 21-01-2003
Хммм ... Выскажусь по сабжу
Возможно, я немного банален -- но считаю, что мистические настроения сейчас распространились в первую очередь от ... скажем так, не очень хорошей жизни. Человеку нужно утешение -- и вот он бежит к гадалке, надеясь услышать про хорошее будущее. Человек заболел, а денег на нормальную медицину не хватает -- и вот он идет к знахарям и прочим народным целителям. А далее -- по нарастающей; отсюда всевозможные "школы магии" etc etc.
Джей
16:47 21-01-2003
Darth Schturmer
Это причины вечные.
Но бывали периоды, когда больше верили в науку, чем сейчас, и шли к врачам, а не к знахаркам.
Бывали - когда больше верили в бога, и шли в церковь, а не к гадалкам.
Q-n-A
17:20 21-01-2003
Джей - а где та наука? Фундаментальная - всегда была оторвана от реальности, а прикладной сейчас и не осталось.
Tatyana
22:03 23-01-2003
Если хоть слово говорить о научном подходе, то рассуждать о мистике, эзотерике и пр. может только тот, кто составил свое собственное мнение об этих предметах путем изучения. Нельзя же спорить о вкусе устриц, основываясь на слухах.

Моей бабушки присказка: "Хороши гусиные лапки! - А ты едал? - Нет, не едал, но мой дед видал, как наш барин едал".
Нельзя же судить что о мистике, что об эзотерике на основании "Мегаполис-экспресс". Как серьезно изучать физику по программе не то что школьного учебника, а по колонке "Из мира науки" той же бульварной газеты (если она там есть).

Несерьезный у вас разговор.
Bebop
00:02 25-01-2003
На мой скромный вгляд, проблема связана, как ни странно, с переходом общества на новый этап развития. В современном обществе основной и самый главный ресурс - информация, или знания. Причем скорость распросранения информации сегодня почти мгновенная: с появлением Интернета каждый может получить ответы на абсолютное большинство возникающих вопросов. Раньше многие сведения были доступны лишь относительно узкому научному кругу, а основная масса населения должна была взывать к науке в поисках ответов. И, надо сказать, без недовольства взывала: ведь наука в свое время взяла на себя многие (не все, конечно) функции религии; люди ВЕРИЛИ в науку, потому что эта сфера находилась вне их понимания, так скажем.

Сейчас науке по прежнему доверяют, даже еще больше, чем прежде. Но именно ДОВЕРЯЮТ, а не ВЕРЯТ в нее. А потребность в вере у человека никуда не отпала. Таким образом, люди обращаются к чему-то мистическому (назовем это так, не стоит придираться: в данном контексте ньюасы этого понятия значения не имеют), что недоступно их разуму. Почему обращаются не к религии? Вероятно, потому что в течение длительного времени ее образ сводился до уровня профанного, низкого; институт религии был во многом дискредитирован в глазах части людей (в нашей стране - подавляющей части).

Что касается конца XIX- начала XX вв., то тогда происходил отказ от религии при еще не сформировавшейся вере в науку. Поэтому тогда можно было наблюдать подобную картину. Однако масштаб был меньший, поскольку вера в науку все же начиналась. Сейчас же альтернативной веры, как мне кажется, нет. Возможно, пока нет. Впрочем, все еще может вернуться на круги своя...
Джей
15:52 25-01-2003
Tatyana
то рассуждать о мистике, эзотерике и пр. может только тот, кто составил свое собственное мнение об этих предметах путем изучения.
Вероятно, да. Но обсуждается другое - распространенность профанированных "мистических" представлений.[

Bebop
Что касается конца XIX- начала XX вв., то тогда происходил отказ от религии при еще не сформировавшейся вере в науку
Всё логично, но мне казалось, что вера в науку идет со времен Декарта, а 19-й век - как раз апофеоз этой веры. В 20 уже пошли кризисы и сомнения.
Bebop
17:34 25-01-2003
Джей Ну, во времена Декарта вера в науку точно не вытесняла веру в религию. Зарождалась - возможно, но в таких ничтожных масштабах... Даже сами ученые того времени были искренне верующие люди.
В XIX же веке были сделаны существенные технологические открытия, ведущие к идеям Эйнштейна и дальнейшему прорыву в физике. Главное - технологичность, применимость науки на практике. XVII-XVIII века - это практически полностью фудаментальные исследования, без видимой для людей пользы. Настоящая вера в науку началась тогда, когда результаты ее деятельности стали осязаемыми.

Я бы назвал апофеозом веры в науку период середины XX века, период бурного развития физики и, на ее волне, других наук. Хотя, возможно, я и не прав.
Джей
17:58 25-01-2003
Bebop
В середине ХХ века было такое, связанное и с развитием технологий, и космонавтики, и с разработкой Канторовичем линейного программирования, на которое возлагали большие надежды - возьмем и всё оптимизируем. Но это на уровне массового сознания. А проблемы научного метода и кризисы науки может, и не были известны широким массам, но уже были ясны.
Bebop
23:52 25-01-2003
Джей Совершенно верно. Вот и потребовалось какое-то время, чтобы эти самые широкие массы осознали всю глубину этого кризиса и склонились к мистике.
А про методы оптимизации - это точно. Все оптимизировать невозможно. Во всяком случае, испольованием чисто математического аппарата, как это делается в подобных исследованиях, явно недостаточно. Слишком много всегда существует случайных факторов, последствия действия которых можно лишь вероятностно оценить (и то не всегда), но нельзя подсчитать.
Darth Schturmer
15:02 27-01-2003
Джей
Бывали - когда больше верили в бога, и шли в церковь, а не к гадалкам.
Не вижу особой разницы. Что тут, что там -- предлагается верить во что-то, не рассуждая и не спрашивая себя: а почему? В отличие от науки.

А проблемы научного метода и кризисы науки
Э ... А поподробнее?