Darth Kenoby
21:10 17-04-2015 Записки безработного бизнес-консультанта
Слушал как-то в машине аудиокнигу "Бизнес-секреты Yahoo: История успеха" (кажется, так называется). В общем, пустая трата времени, как оказалось. Никаких секретов там нет, да и бизнеса, как такового, чуть-чуть. Есть основы корпоративного управления, но это уже несколько другая дисциплина, чем предпринимательская деятельность. Но это уже не так интересно - этому вполне учат на соответсвующих факультетах, но, самое главное, это актуально уже тогда, когда пацан бизнесмен к успеху пришел. Интереснее гораздо было бы узнать, как он шел к этому самому успеху, какими путями. То есть как раз ту самую историю успеха. Первичный этап, трамплин. Как говорил Рокфеллер "Я с удовольствим расскажу вам, как заработал свой второй, третий, десятый миллион - любой, кроме первого". А ведь первый - это как раз самое интересное. Если не получается самому придумать способ - подсмотреть, как сделали умные люди. И вот как раз этого в книге-то и нет. Но не потому что не рассказали, все гораздо смешнее - вся история успеха означенной корпорации сводится к известному в свое время анекдоту "А потом умер мой дядя Изя из Бостона и оставил мне в наследство пять миллионов долларов". То есть буквально. Суть, вкратце: жили-были талантливые (в своей области) ребята-айтишники. Они создали поисковую машину (не самую, кстати, лучшую), которая тихо-мирно работала в локальной сети их кампуса. Работала пару лет, а потому эту байду заметил некий дядя Изя из Бостона инвестиционный холдинг (как бы чуть ли ни одна из дочек великого и ужасного Баффета, но вот тут я не уверен) и добрый дядя проект менеджер выделил несколько лямов на организацию и развитие предприятия. Более того, что не менее (а то и поболее) важно, данный дядя дал им еще и управленца, чтобы талантливые айтишники, но так себе бизнесмены не просрали означенные несколько лямов в первые пару месяцев, а смогли их преумножить. То есть, по сути, сработал тот самый "бизнес-инкубатор", но только в том виде, как он должен работать на самом деле, а не как у нас. В США, кстати, довольно развитая индустрия - ставить компании на ноги и на выходе иметь с этого некоторый свой гешефт. Кстати, о том, какими на смом деле бизнесменами были технари-яхушники свидетельствует тот факт, что они сказали "пшел вон" Брину со товарищи, которые пришли со своей идеей поисковика сначала в Yahoo, но те не пожелали разглядеть перспективы (а заодно сдать уже наконец в утиль свою устаревшую технологию) и в результате поимели мощнейшего конкурента, что их и доконал. Сейчас в мировом масштабе Яху - это средней известности и паршивости почтовик, не более.
(это вообще такой пример навроде Биттлз, только в IT)

Так вот, наблюдения за подобными историями успеха, а также прочитанная на Лурке одна фраза, натолкнули на определенные мысли. Для начала сама фраза, чиста как иллюстрация. Ренчь идет про инди-разработчиков компьютерных игр. "Но одно дело, когда на дворе 1996 год, тебя зовут Гейб Ньювелл (создатель Valve и ее главного стартапа Half-Life - примечание D.K.), ты молодой миллионер из Майкрософт, ты имеешь опыт руководства проектами в сфере разраотки и ты уже нанял кучу народу для разработки собственного Quake II с монтировкой и хедкрабами, и совсем другое, когда за окном 2011, ты - Вася Пупкин из Мухосранска, тебя никто не знает, и ресурсов у тебя никаких" (цитирую по памяти, пардон, если пару неточностей влепил). Исчерпывающе. То есть, это я к чему - все эти истории успеха, они, если даже кажутся легкими, либо выглядят как Яху, либо очень многое оставляют за кадром. Все эти "придумал, сделал, проснулся богатым и знаменитым" - либо единичные случаи, либо суть спекуляции, которые очень многого не учитывают. Как говорится, все эти успешные личности, "либо были кем-то, кем ты не являешься и скорее всего никогда не будешь" ((C) все тот же Лурк), либо начинали в принципиально других условиях. Ну и не стоит совсем уж отметать третий фактор - просто повезло (о том, было ли данное везение случайным, или же тщательно организованным, остановимся позже).

Я не случайно привел именно ту цитату, про Ньювелла. Она характеризует ситуацию очень хорошо, и очень наглядно демострирует, что успеха "на ровном месте" практически никогда не бывает. В противном случае, была бы куча эпигонов, однако, что-то не видать. "Все считают, что спорт - это просто, но почему-то до сих пор ни один мировой рекорд так и не был побит дилетантом". Так же и тут: "просто? Поди и повтори!" - только вот что-то я не вижу волны успешных повторений, хотя все карты, вроде, на столе лежат ... Вернемся к примеру с Гейбом. Это такой идеальный, такой хрестоматийный, пример, что не все так просто, и что не у каждого выйдет, что недостаточно совершить маленькую революцию в отрасли, надо еще и а) иметь возможность ее совершить, б) быть услышанным, что просто заглядение. Его и будем разбирать.

Во-первых, время действия. Указано совсем не случайно. 1996 - это время абсолютной гегемонии на рынке компьютерных игр всевозможных DOOM-клонов (беги-стреляй, сюжет рудиментарный), и, преимущественно, плоской графики. Все, что тогда было трехмерного, было в пугающем состоянии (исключение - игры от ID Software, создателей того самого Дума, но тут совершенно другие ресурсы, да и идеологически от дума оно не сильно-то и отличалось). И тут появляется Гейб, который думает "А что если сделать игру поумнее дума, с тактикой, с паззлами, с Бленкджеком и шлюхами но самое главное - с интегрированным сложным сюжетом, уровнем не ниже среднестатистического Sci-Fi фильма, да еще и вживленным и подаваемым так, чтобы игрок до конца не понимал, играет он в игру, или фильм смотрит. Подача сюжета не через фильмо-вставки, а через игровые события". Для того времени это было не то, чтобы круто ... Феноменально - тогда такого просто не было. Халф-лайф стал первой игрой, с такой подачей сюжета. Прибавьте еще и некорридорные уровни, с разветвленной структурой и возвратом на одно и то же место с разных ракурсов (или вариант - сейчас вижу в окне, два уровня спустя бегаю там же сам). Не совсем революция, правда, строго говоря, он это подсмотрел в Quake II и Hexen II. Ну и графика, чтобы 3D, но не страшное, как смертный грех. В итоге, такая игра просто не могла не взорвать тот рынок. Когда делаешь продукт изначально обреченный на успех - за финансовые перспективы как-то гораздо спокойнее.
Теперь немного о том, кто такой сам Гейб на тот момент. Это человек, который уже заработал определенный финансовый, профессиональный и репутационный капитал, да не где-то, а в Microsoft.
У этого человека, во-первых были деньги, для старта собственного проекта (вот так вот банально, да), а даже если бы и не было, Гейб Ньювелл из MS это, в определенных кругах вполне себе имя, под которое ему было бы достаточно просто найти финансирование по инвесторской схеме.
Во-вторых, у него были навыки и опыт. Он уже был профессионалом в выбранной сфере, перед этим не один год успешно поработавшим "на дядю" и достигшим определенного успеха в карьере. Человек знал, что нужно делать и куда идти. Таким образом, вчерашние студенты могут отдыхать - у них, в лучшем случае, познания сугубо теоретические, навык не отточен, а опыта нет вовсе. Собственно вчерашний студент-руководитель проекта/направления/предприятия - нонсенс, такой же, как сержант, не прослуживший и полугода солдатом.
Ну и в-третьих, у Гейба была репутация, позволявшая ему нанимать не абы кого, а достаточно приличных специалистов (это же Гейб Ньювелл из MS, а не хрен с бугра, с ним можно работать). Таким образом, насмотревшийся на истории успеха Вася Пупкин из Мухосранска свежеиспеченный выпускинк ВУЗа, который решил, что "он уже большой и может не хуже", скорее всего пролетает. Просто потому, что условия у него изначально несколько другие. И, зачастую, люди, которые заявляют, что пришли к успеху на ровном месте - бессовестно лгут. У них либо был какой-то трамплин (например деньги папы-миллионера), либо они уже представляли из-себя что-то в выбранной отрасли, либо удачно попали в струю. А скорее всего - все (или как минимум два) сразу. Вот один тип моего возраста (а я не старый, именно к тому и написал) мне как-то за кружкой эля бахвалился, какой он успешный бизнесмен, а потом выясняется, что там у мамы пара "свечных заводиков", папа крупный чиновник в той же сфере, где у чувака бизнес, а деньги на проект он взял из тумбочки в родительской спальне (с одобрения, разумеется). Ха! Да с таким стартовым капиталом, я бы тоже смог бы так же, даже не напрягаясь. И есть подозрения, что смог бы даже лучше. Увы, у меня нет папы-"генерала" и мамы-миллионера, мои родители вполне среднестатистические.


надо убегать, продолжение следует, будет новым постом
Комментарии:
Тарантул
18:40 19-04-2015
Спасибо, интересно. Ещё интересно было было почитать ещё о феномене Minecraft, его историю. Она куда вписывается?
Darth Kenoby
20:10 19-04-2015
Тарантул

Спасибо, польщен. Не думал, если честно, что кого-то заинтересует, писал больше для упоряджочения собственных измышлений

Там еще продолжение будет, пока не все изложил. Все никак не дойдут руки

Что касается Minecraft, я, пардон, просто не в курсе вопроса, потому как не фанат и специально инфу не искал, а само что-то не попадалось.
О-20
13:47 20-04-2015
писал больше для упоряджочения собственных измышлений

Пешы исчо!
Йа тебе даже комп устпать буду по вечерам, раз туркосериал можно по телеку смотреть, а точечный свет мне сейчас не нужен.