Тарантул
18:31 08-06-2018 "Космос". Часть 6. Лунная гонка
[изображение]

Долго думал, как подступиться к лунной теме. Если рассказывать обстоятельно, то список проектов советского освоения Луны будет неполным без автоматов, конечно. А даже кратчайший анализ итогов и того, почему же не вышло, и вовсе тянет на отдельный пост, и музейные фото как бы даже и лишние будут, так как дело в другом. Это если обстоятельно рассказывать. Решил поступить проще - не буду обстоятельно рассказывать. Расскажу только о советской программе высадки на Луну, с картинками, а остальное потом.

Читать подробнее >>>
Как и американцы, строившие гигантский "Сатурн-5", мы строили гигантскую Н-1 (слева и в центре). Её высота 100 м.

[изображение]

Проект пробивал себе дорогу в горячем споре двух конструкторских бюро - Королёва, чьим детищем и была Н-1, и Челомея, который на базе УР-500 (ныне известном как "Протон") предложил проект УР-700 (на фото справа), который был в состоянии обеспечить доставку на лунную орбиту комплекса, способного высадить спускаемый аппарат и вернуть на Землю человека обратно. Многие специалисты как тогда, так и сейчас считают, что проект Челомея был лучше практически во всём, и пробивание своего проекта (знаменитое королёвское упрямство!) стало, возможно, самой значительной ошибкой Королёва, что с технологической стороны (а была и другая сторона) привело к провалу лунной пилотируемой программы. УР-700 же так и осталась лишь в проекте.

Мы не смогли сделать такой мощный двигатель, как американский F-1. На первой ступени Н-1 стояло аж ТРИДЦАТЬ двигателей НК-33 (справа на снимке). Тридцать, Карл! На второй ступени - 8 НК-43 с огромными камерами сгорания (слева; масштаб, думаю, виден).

[изображение]

Всё это, конечно, впечатляет, но всё это непрерывно ломалось, конструкция с огромным числом двигателей была переусложнена, и все 4 тестовых пуска Н-1 были неудачными, после чего проект, на который были выкинуты десятки миллиардов рублей, был закрыт, уже после смерти Королёва и отстранения его преемника Мишина (чей вклад в провалы также велик).

При всей своей глобальности по выводимой полезной нагрузке Н-1 сильно уступала "Сатурну-5", так что спускаемый лунный модуль был значительно меньше американского.

[изображение]

Он был рассчитан только на одного космонавта, что означало куда больший риск.

А вот лунный скафандр "Кречет", впервые в истории отечественной космонавтики жесткого типа (без оболочки он выглядит как средневековая кираса, да ещё с жёстко прикрепленным шлемом!) был разработан достаточно хороший, и на его основе потом был сделан "Орлан", который до сих пор используется нашими космонавтами для выхода в открытый космос. (На снимке - именно "Кречет")

[изображение]

Но скафандр - скорее исключение. В целом практически ни одна часть проекта не была доведена до ума ("Союзы" - итог другого лунного проекта, не связанного с высадкой на Луну, так что про это потом), так как прежде всего не было надежно летающего базиса - ракеты-носителя Н-1. О каком тут риске одиночной высадки можно было рассуждать!

Словом, это была одна из самых грустных страниц истории нашей космонавтики, и закончилось всё достаточно предсказуемо.

[изображение]

Stay tuned.
Комментарии:
Foks
00:07 10-06-2018
На второй ступени - 8 НК-43 с огромными камерами сгорания (слева; масштаб, думаю, виден).

Ничо так девушка. Делай подобные снимки чаще.

При всей своей глобальности по выводимой полезной нагрузке Н-1 сильно уступала "Сатурну-5".

Потому что носитель надо собирать на орбите! Проверено практикой

Словом, это была одна из самых грустных страниц истории нашей космонавтики, и закончилось всё достаточно предсказуемо.

Зато, надо отдать должное, остановились вовремя и не опозорились.
Тарантул
01:02 10-06-2018
Девушка, кстати, довольно высокая. Так что масштаб ещё более впечатлять должен!!

Потому что носитель надо собирать на орбите! Проверено практикой


Только в KSP) Никто межпланетные экспедиции так не собирал в реале. Только орбитальные станции.

Зато, надо отдать должное, остановились вовремя и не опозорились.


Да нет, пытались делать хорошую мину при плохой игре ("человек на Луне - это опасно, лучше автоматы!"), но все всё понимали. Все разбирающиеся люди понимали, какие усилия затратил Советский Союз и где ему пришлось остановиться. Невовремя, ой невовремя...
Гость
03:15 18-08-2018
«ТРИДЦАТЬ двигателей НК-33 (справа на снимке). Тридцать, Карл!».

Жизнь показывает, что это совершенно рабочий подход. На первую ступень BFR Илона Маска планируется установить 31 двигатель Раптор, а на первом проекте предполагалось 42 двигателя. И последний пуск Н-1 показал, что и в то время можно было ожидать успеха.
А вот УР-500, тем более УР-700 на таком количестве ядовитых компонентов - это очень опасная вещь. И каждый взрыв на старте -- совершенно другая история. В общем, задним умом мы все сильны, как говорится.

С уважением к автору.
Тарантул
10:57 20-08-2018
Да вот жизнь-то как раз не показала пока рабочесть подхода. Четыре аварийных пуска Н-1 и пока только ещё планирующиеся полёты BFR, об успешности которых мы пока ничего сказать не можем - это единственные агрегаты с таким монструозным количеством двигателей. Реально же успешные летавшие свержтяжелые ракеты - Сатурн-5, Энергия - имеют другую компоновку.

Челомеевские ракеты на ядовитых компонентах, конечно, предъявляют более серьёзные требования к процессам заправки/транспортировки и т.д., работа в противогазах, экологические аспекты, и от неё хорошо было бы отказаться в пользу другого жизнеспособного проекта. Но как показала та же жизнь, в 60-х Н-1 таким жизнеспособным проектом не была, и об этом не задним умом, а прямо в то же время говорили многие и многие специалисты. Да, при желании и упорстве можно исправить любой неудачный проект, и вполне возможно, что пятый полёт стал бы удачным, усилий по доработке двигательной и управляющей системы было приложено масса, но в 70-е, после нескольких полётов американцев на Луну, эта крайне дорогая ракета стратегически уже была не нужна, на неё перестали выделять деньги. Время было безвозвратно упущено.
Гость
18:10 16-12-2018
Cказать что Н-1 конкурировала с УР-700 - явный перебор, 700 появился когда Н-1 уже во всю разрабатывалась...
И к стати из-за тех же двигателей у УР-700 не было никаких шансов. РД-270 даже на стенде не работали как надо.
А Н-1 погуибли не столько двигатели сколько управление разнотягом -двигатели просто следствие этого....
А вот рабочей альтернативой могла бы стать Р-56 Янгеля или челомеевский проект подведения под УР-500 нулевой ступени....
Almirante Zaarin
20:56 16-12-2018
Как сказал не помню кто, Лунная программа наглядно показала преимущества плановой экономики перед свободной конкуренцией. Когда амеры нагнули всех ради Цели, в СССР шла яростная грызня КБ.
Гость
21:09 16-12-2018
Да не было особой грызни КБ. Вот в королевском КБ был жуткий бордель, который и привел к облому.
Если бы лунную программу Янгель вел - шансы бы имелись и неплохие. А Королев упустил руководство на рубеже 60-х и....