93. Джеймс Кэрол «Смотри на меня» (Джефферсон Уинтер – 2) 5/10
Основная проблема второй истории из жизни конгениального Уинтера – в том, что она почти первая, только вторая.
показать
Поэтому все то, что раздражало в первой части (это и картонный образ детектива, и совершенно странные, алогичные «вотэтоповороты», которые в основном тотальное чтопопало в плане логики персонажей и последовательности событий, и невнятные переживания, страдания, эмоции) – все на месте. А хорошего не прибавилось ничего.
Это даже странно, когда автор ни туда, ни сюда. С одной стороны – молодец, стабилен. С другой – он предсказуем более, чем полностью и это скучновато.
Бывает имитация оргазма, а тут – имитация триллера. Вот, вроде бы все атрибуты на месте, но при этом автор в своем желании сделать повествование более динамичным и увлекательным, перебарщивает просто со всем. В результате персонажи неживые, расследование очень условное, рояли не просто торчат в кустах, а они вываливаются оттуда – так их много.
В общем – середнячковый середняк. Не ужас-ужас, но и не «достойный образчик жанра».
94. Джеймс Кэрол «Хищница» (Джефферсон Уинтер – 3) 4/10
На этом, пожалуй, я закончу с этим автором.
показать
Потому что помимо всего того пафосного, нелогичного и высосанного из пальца, что было в первых двух историях цикла, он еще и скатился в унылое однообразное чтопопало.
И уже не спасают кровавые подробности и нагнетаемый графический ужас. И внезапное преступление, как и апелляция к папеньке-монстру. Просто потому, что все это было в первых двух историях. И кровавые подробности на том месте, где должны быть логические умозаключения и работа мысли, и отсутствие логики там, где автор не знал, как повернуть сюжет, и картонные персонажи, которым не то, что сочувствовать – даже просто сделать за жизнедеятельностью которых не хочется.
Автор как-то очень странно понимает суть триллера. Так вот, триллер – это не там, где кишки развешаны на стенах. Триллер – это когда настолько вчитываешься в текст, становясь участником процесса, что даже пробежавший белый котик (особенно он!) напугает до икоты.
«Скучно, девочки» (с)
95. Яна Вагнер «Вонгозеро» 10/10
96. Яна Вагнер «Живые люди» 10/10
Один из самых сильных апокалиптических циклов, которые я читала.
показать
И вот, что удивительно, в этом жанре уже столько всего написано и столько всего сказано, что очередная история из серии «начался грипп, большинство вымерло, и началось самое удивительное» просто не может привнести в картину мира любителей жанра что-то новое.
Схема, вообще-то, одинакова для любого события, будь то грипп, нашествие марсиан или зомбиап. Потому что, будь это «Противостояние» Кинга или «Живые мертвецы» целым сериалом, самая жуткая жуть не вирус и не облезлая плоть, а те живые люди, которые остались. Со всеми их странными страстями, отношениями, комплексами, обидами, трав3мами и – в наше время особенно – неприспособленностью и неадаптивностью.
Поэтому, когда автор начинает копать не вширь, а вглубь – книга становится настоящей жемчужиной в россыпи цветных шариков.
Я понимаю, почему книге вменяют «дамскую психологию». Написанная женщиной от лица женщины, сквозь женское восприятие происходящего – она не может быть иной. Было бы странно, если бы была. И, наверное, именно поэтому мне она была близка и понятна. Пока я читала, несколько раз поймала себя на мысли, если бы я писала что-то подобное – поучилась бы такая же история.
Книга про выживание, про страхи, про безнадежность. Про безысходность.
Книга про людей, от которых хочется убежать – настолько они все неприятны.
Реально – все. Самым приятным был мальчик-подросток, и это, наверное, очень показательно, когда подросток (о, боже, подросток!) – приятен! А кучка взрослых людей, которые окружают его – омерзительна оптом и в розницу.
И убежать некуда. Наверное, прежде всего, потому что от себя не убежишь.
Это одна из самых тяжелых книг, которые я читала за последнее время. И не только потому, что главная героиня – это персонифицированная истерика. Потому что в своем бесконечном монологе, который ведется внутри отдельно взятой головы Ани, поднимается такое количество вопросов – честных, прямых, как абсолютно прикладных, так и философских, которые касаются абсолютно всех значимых сфер жизни человека, что, отвечая по ходу истории на них для себя получается тот еще сеанс терапии. Кто эти люди, что окружают тебя. Кто твои друзья. Кто человек, с которым ты живешь. Где твое место. Что вообще составляет суть человека. Что ты выберешь…
Бесконечный поток.
И, наверное, в том и состоит ценность цикла «Вонгозера». Не очень важно, что там происходит – просто потому, что события шаблонные примерно все и шпарят по схеме «выживальщической литературы», как по плану. Но важно то, что срезонирует внутри читателя, что отзовется. Над чем захочется порыдать, а от чего зубы сведет.
Книга не даст ответов – не для того она написана, видимо.
Но в очередной раз напомнит о том, что главный враг человека – он сам.
97. Лайза Джуэлл «Винс и Джой» 4/10
10 лет назад я осталась в восторге от «Тридцатник и только» и «Встретимся у Ральфа». Спустя 10 лет Винс вместе с Джоем не повезло. Книга оставила меня абсолютно равнодушной.
показать
Не было ни одной причины для меня включиться в повествование и начать сопереживать персонажам.
Потому что это оказалась скучнейшая книга про двух аморфных, плывущих по течению, субстанциях.
Они встретились, когда были подростками, влюбились, потом что-то делали, как-то жили, и вот им 40 и они наконец-то поняли, что вообще-то они могут – внезапно! – пытаться принимать какие-то решения по поводу совей жизни.
Это очень инфантильная книга. Сначала, я думала, что она про инфантильных персонажей – ну, это еще куда ни шло, или целевая аудитория у нее – подростки. Эдакая пугалка для них «как профукать половину жизни». Но – нет.
Потому что автор плывет по тому же течению, что и оба бревна. И вот эта плавность, которая на самом деле не про текучесть, а про попытки облечь все это довольно унылое повествование в какую-то красивую обертку, чему призваны служить очень странные авторские пассажи и сравнения, бесконечные пустые описание неважных и малозначимых людей, событий, предметов, мест, она не убаюкивает, а утомляет.
98. Стефан Анхем «Девятая могила» 5/10
Продолжение истории про Фабиана Риска, которое не продолжение, а приквел, и я не очень поняла, зачем нужны были такие перипетии в хронологии.
показать
Единственный ответ – прочитай я сразу «Могилу», я бы читать «Человека без лица» просто не стала. Мне и в «Человеке» Риск был не сильно приятен, а тут уровень его непрофессионализма и несоответствия занимаемой должности просто космически высок.
Дополнительные факторы, как то: бесконечные страдания сильно беременной полицейской (и тут очень много вопросов как к профсоюзам и органам здравоохранения, так и к самим жителям славных северных стран: уступать место беременным в транспорте, видимо, их не учили никогда. Напрасно!), бесконечные проблемы в семье, кровь и кишки (глазные яблочки в стакане))), на том месте, где полет фантазии автора не дотягивает до заявленного уровня, и многое в ассортименте.
И, наверное, на многое можно закрыть глаза. Все же скандинавы весьма шаблонны в своей остросюжетной прозе, так что вменять в вину отдельному Анхему то, что свойственно всему писательскому цеху – странно. Но вот неубедительная мотивация преступника, на которой все и построено – это уже жирный такой минус.
99. Филлис Дороти Джеймс «Ухищрения и вожделения» (Инспектор Адам Дэлглиш – 8) 9/10
Люблю цикл про Делглиша. Атмосферный, олд-скульный и уютный. Без вотэтоповоротов и роялей.
показать
Неторопливое повествование про людей, каждый из которых живой и настоящий – настоящее отдохновение. И за что я люблю детективы Филлис Дороти Джеймс – за эту самую человечность. Ее персонажи несовершенны или красивы, они добры или глупы, отчаянны или трусливы, любящие или порочные – не очень-то важно, на самом деле, потому что все они – живые и наблюдать за их жизнями очень интересно.
Этот детектив был заявлен как «поиски маньяка», но в середине пути, «собачка» заметно так подросла и от маньяка не осталось и следа. И хотя сама детективная интрига не сильно увесистая – преступника вычислить несложно, но повествование бонусно отягощено актуальной нынче темой экологии (Чернобыль, АЭС – в ассортименте), художником, болезнями, так что спектр тем широчайший.
100. Эмма Клайн «Девочки» 10/10
Спасибо Риз Уизерспун и её Читательскому клубу)
Это – одна из самых сильных книг, которые я прочитала в октябре, и одна из самых тяжелых.
показать
Это история взросления девочки (как же я люблю эти истории, каждый раз погружаюсь, как в собственные –teens), которая сама по себе очень непроста. Потому что гормональные бури и невероятное желание быть услышанной, понятой, любимой. Время, когда внезапно меняется абсолютно все: восприятие, чувствование, понимание и осознание. Когда первые непонятные чувства будоражат кровь, когда туманят голову разнообразные перспективы, когда перед тобой еще вся жизнь и при этом давит невероятной тяжестью ожидание конца. Гусеницам очень страшно становиться бабочками. Гусенички хотят хавернуться в кокон своих страхов и грез.
Это история о том времени, когда происходит ломка старых шаблонов и стереотипов, когда хочешь ты или нет, но придется посмотреть на собственных родителей не глазами ребенка, для которого эти люди – божества и авторитеты, а просто люди. И процесс низведения и ломки авторитетов переживается у всех сильно по-разному. У кого-то не переживается.
И происходит неизбежное – бегство по авторитетам, поиск того человека, кто за руку приведет к тому великому и значительному, чему требует душа. Это всегда в финале заканчивается болью – рано или поздно, но пережить процесс ломки, от которого убегал, придется и щепки полетят те еше. Но у кого-то это щепки собственной жизни и нескольких причастных, у кого-то масштаб разрушений значительно более трагичный.
И эта книга именно о них – о разрушениях. Потому что значительный пласт повествования посвящен пусть и видоизмененной и отредактированной, но все же очень узнаваемой истории «Семьи» Чарльза Мэнсона.
Приход в секту (и хотя путей, которыми люди попадают в подобные организации очень много, все они очень схожи) и медленно, постепенно всасывание внутрь. Обрастание связями, зависимостями, зацепками и якорями. Отношения внутри, быт и все то, что создает атмосферу. Душную, затхлую, жуткую.
Это очень грязная книга, наверное, потому что она очень откровенна. Тут есть место всему. Тут есть грязные мысли, которые будут знакомы многим, просто не многие готовы признаться вслух в этом. Тут есть место рефлексиям, которые очень часто задевают самые болезненные точки. Тут есть место физиологии – куда подросткам без оной, без экспериментов, без первых проб, без осознания себя в этом непростом мире большого секса. Опять же, когда, как не в юности, разбираться со своей идентичностью, сексуальностью. И опять же – секта, со всеми её развлечениями в виде группового секса и свободных отношений, в виде торговли телами и прочими атрибутами.
Тут есть место очень многому.
И будучи написанной в двух временных измерениях, эта книга дает просто неограниченное пространство для размышлений и проекций. Что составляло суть конкретной девочки. С выросшей Эви очень наглядно: есть точка А (её 14 лет) и есть точка Б (наше время) и вектор прокладывается идеально. В той девчонке очень отчетливо проглядывают черты будущей взрослой. А во взрослой ипостаси осталось все то, что привело девочку в секту.
И на этом месте можно много рассуждать о сути взросления и том, должны ли люди перерастать _то_самое_ в себе или оно настолько глубоко вшито в суть человека, что не изменить ничем, никакие годы не поправят.
Это очень непростая книга, но она из тех, которые можно назвать «Литературой». Потому что она задает вопросы.
101. Бернадэтт Пэрис «За закрытой дверью» 6/10
Ну… такое. Популярная последнее время тема насилия в семье, которая в книгах раздувается до схемы «невинная овечка попала в лапы психопата».
показать
И да, это – ужасно, но значительно ужаснее то, что среднестатистические случаи семейного насилия значительно более мягкие, подчас незаметные, и бедные овечки увязают в этой «квази-любви» и сами не замечают, как становятся теми самыми лягушками, которых медленно варят в кипятке. Но именно благодаря таким вот книгам, печальное положение овечек в их же умах обесценивается до уровня «вот у них там – даааа – проблемы, а у меня жизнь ничего так, просто надо потерпеть немного, потом все изменится к лучшему».
Что хорошего? Это довольно складная история женщины, которая вышла замуж за монстра. И то, как шаг за шагом она теряла независимость, свободу, себя. Жуткая история.
Но. НО!
Помимо тех моментов, которые лично у меня вызывали вопросы, ибо хотя автор очень старалась и максимально гладко продумывала антураж, изучала матчать, но многие технически-бюрократические моменты не всегда увязывались логически, так что приходилось прикрывать один глаз. Иногда оба.
Было и то, что бесило невероятно. Пэрис Бернадэтт решила показать весь ужас ситуации и взяла с самого начала очень высокий темп разворачивания событий. Увы. Для того, чтобы держать читателя в постоянном напряжении, нужно было постоянно повышать планку. И если вначале я включалась и даже сочувствовала, то когда понеслась жесть за жестью, и больше, и страшнее, в какой-то момент я поняла, что очередное пробивание дна оставило меня равнодушной – мне больше не хотелось в этом участвовать, тратясь на откровенную фантастику.
Дочитывала я как любую иную книгу. Ну, да, ну, ужас, ну и что такого.
Мне хотелось, чтобы оно просто закончилось.
Все равно как.
И это – жирный минус Автору.
В погоне за жесткачом она утратила смысл.
Говоря про аналоги, «Последняя миссис Пэрриш» Лив Константайн мне понравилась больше.
102. Джон Уиндем «Куколки» ( они же «Хризалиды», они же «Отклонение от нормы») 10/10
Иногда я перечитываю книги, которые читала десять-двадцать лет назад. У Уиндема всегда есть то, к чему можно вернуться.
показать
И «Куколки» - тот прекрасный образец жанра социальной фантастики, который как колодец бездонный, из него можно черпать и черпать. Не устаревает, и даже наоборот – становится актуальнее год от года.
Мир после ядерной катастрофы. Земли заражены и рождаются особи-мутанты. С ними поступают по-разному, но тот клочок земли, на котором разворачиваются события, погряз в средневековье. Поэтому «не такие» истребляются, как порождения Дьявола и богомерзкие твари. Это касается растений, это касается животных (ну, если благодаря коррупционным схемам отдельное полезные мутации не оплачены и не спонсируются). Это касается людей.
У тебя 6 пальцев – ты не достоин жить среди «чистых».
Охота на ведьм процветает в условиях измененного мира.
Но что делать, если изменения не так очевидны, а ребенок, например, имеет богоугодное тело, но при этом ментальные способности, которые выходят за рамки «нормы». Не измерить, не понять. Да, и где эта норма.
Это сильнейшая книга.
И Уиндем тем прекрасен, что очень лаконичен. Его текст можно разбирать на цитаты, но помимо этого, каждое предложение – это ссылка. Достаточно прочитать его, как разверзаются хляби и новые горизонты открываются, новые мысли появляются, бесконечные возможности для мыслительной деятельности.
103. Сара Уинман «Когда бог был кроликом» 10/10
Очередная история взросления. Очередная девочка.
показать
Я понимаю за что ругают эту книгу нежные ромашки. Кому-то количество гомосексуальных актеров на единицу текста зело велико (но, к чести книги и опираясь на личный опыт, могу сказать, что когда некая тема всплывает, к ней подобное притягивается, поэтому стоит ли удивляться, что беременные дамы повсюду видят беременных, автомобилисты – автомобилистов, а если в семье нет скреп и на глазах не висят шоры, то вопщем-то «любить человека, а не пол» становится нормально, и поэтому если брат любит мальчиков, а тетушка - девочек и особенно твою маму, то многое налипает в довесок). Кому-то тема боженьки не угодила. Но бог может вполне быть кроликом, а кролик – богом. И это лучшая религия, что мне встречалась до сих пор.
Кому-то не нравится тема педофилии, кому-то еврейство, кому-то что-то еще.
Да, в этой книге всего горстями, потому что в жизни обычного ребенка случается за время тинейджества много разных встреч и если кому-то недодали в плане событийности, то у кого-то фулл хаус.
А в целом, это очень светлая, местами невероятно смешная, местами невероятно трагичная история. Легкая, ироничная и чудесная. И как в любой хорошей истории тут есть место всему: и радостям, и бедам, и выборам, и сложным решениям.
Интересные герои, узнаваемые ситуации, разнообразные события.
Эта книга занимает почетное место рядом с лучшими образцами жанра.
Книги месяца:
Яна Вагнер «Вонгозеро» и «Живые люди»
Эмма Клайн «Девочки»
Джон Уиндем «Куколки»
Сара Уинман «Когда бог был кроликом»