Tajutka
13:02 25-01-2020 Учиться, учиться, учиться
А вот вы в детстве понимали, что за сила толкала Ломоносова идти пешком из Архангельска в Москву? Не по учебнику и без высоких слов, а чисто изнутри чувствовали, почему ему было так важно учиться?
Я - нет.
Почему учиться, это не только обязанность, но и право? Почему вообще для многих людей столетиями и тысячелетиями учеба была такой ценностью?
Я к пониманию этого всего пришла только годам к 40-ка. Как раз вовремя, чтобы начать искать правильные слова для своего ребенка. Которой тоже пока легко учиться, и потому мысль о том, чтобы напрягаться ради учебы совсем не греет
Комментарии:
Feng
13:05 25-01-2020
Ну, лично я в детстве даже примерно не представляла расстояние от Архангельска до Москвы, поэтому не могла оценить весь масштаб его мотивации )
Tajutka
13:15 25-01-2020
Bubamara, ну, для меня было непонятно, зачем добровольно ездить в школу полчаса-час на транспорте, если есть школа возле дома
А по Архангельск ты, наверное, не видела многосерийный советский фильм про Ломоносова Там наглядно показали, как далеко и долго он шёл

Но на самом деле, далеко не только про Ломоносовскую тягу к учебе рассказывали в детстве. Тот же Шевченко, да и много кто до него рвали жилы, чтобы учиться. Тебе в детстве было понятно, почему они так мучились ради этого?
Feng
14:46 25-01-2020
Tajutka
ты, наверное, не видела многосерийный советский фильм про Ломоносова

Не-а, не видела, и даже не знала о таком )

Тебе в детстве было понятно, почему они так мучились ради этого?

Честно - нет Мне всегда учёба давалась очень легко, и вообще учёба казалась чем-то само собой разумеещимся - ну как электричество и горячая вода в доме спасибо ленину за это Но если подумать, то я не помню, чтобы учителя как-то сильно обращали на это наше внимание. Возможно, дело в этом. Ну, или я просто была недостаточно сочувствующим ребёнком.
Ромашка
14:55 25-01-2020
Что мы называем детством? В 6-ом классе уже понимала)
Люциферчик
15:15 25-01-2020
Я тоже только недавно начала понимать, и мне от этого немного обидно, т.к. пойми я это раньше – могла уже стольким классным штукам научиться! Ну я тебе говорила уже об этом. А в детстве мне было вообще без разницы, ну сказали ходить в школу и получать пятерки – я ходила и получала. Сказали бы лежать на диване и не выходить из дома – я б лежала. Так что твоей дочке повезло, что ты это понимаешь и можешь для нее найти правильные слова.
nedo
15:41 25-01-2020
Tajutka так и Ломоносов тоже не сразу понял, а только к 19 годам (это тогда было приблизительно как сейчас 40).
Я ни в школе не понимала, ни после школы не понимала несколько лет, нафига учиться...
Дотумкала как раз к «возрасту Ломоносова» - мы с ним в 21 год поступили. Что символично, я - уже в МГУ имени его, Ломоносова))))

А как до детей донести - все равно не знаю!
Ромашка
15:53 25-01-2020
А как до детей донести - все равно не знаю!

Простите, но вспомнился анекдот.
Отец двоечника, после родительского собрания спрашивает сына
- ну, что? Говорят ты куришь?
Тот потупив взор - да
- а что куришь-то?
- ну, бычки подбираем..
Отец угощает сына marlboro
- говорят ты ещё и пьёшь?
- да
- а что пьёшь-то?
- ну, портвейн 777
Отец открывает бутылку Hennessy.
- ну, и по девочкам уже?
Отец вызывает свою секретаршу и просит провести время с сыном.
- ну, что, сынок? Понравилось?
- Да!!!
- так вот, чтоб всё это иметь, нужно учиться, учиться и учиться!
four seasons
16:42 25-01-2020
Понимать не понимала, но мне было интересно. На интересе мотивация к учебе отлично работает, а вот на страхе нет. У моих детей нет такого познавательного интереса как был у меня, а страх в их случае не работает, и сколько не объясняй важность учебы и развития - тоже без толку. Но вот к 17 таки произошло созревание каких-то подкорковых структур в голове и теперь сидит за учебниками и грызет науку сам без напоминаний. Связь между учебой и перспективами в будущем уже как-то обнаружили свою связь в его мозгу. Но пока все равно слабенькую. Жду 19 лет и 23 как маркеры, говорят структурированное мышление, дисциплина и способность планировать и достигать целей только от этого рубежа отталкивается. А все что до - детский хаос и безответственность в голове и это норма.
равновесие
18:00 25-01-2020
Сложный вопрос такой: я в детстве не любила учиться, а сейчас я люблю учить: в учебе для себя меня надолго не хватает.
Поэтому я с трудом подбираю слова для сына и не зверствую с оценками, потому что мне, по сути, не так важно, как он учится. Мне гораздо важнее, как он ведёт себя в обществе и умеет устраивать свои дела.
На удивление, пока он учится хорошо, но я не могу сказать, что им движет.
Ubuntu
22:02 25-01-2020
Да, понимала.

Одну мою бабушку, из "глуши-Саратова" (в прямом смысле) в детстве отдали в наемные рабочие. Она была прислугой у какой-то семьи с 10 до 16 лет. Образование у нее 3 класса. Она жила в деревне. А вторая моя бабушка получала заочное высшее образование как раз, когда стала бабушкой. Я помню, как я ходила к ней на работу в проектный институт, еще до школы. Там были такие большие чертежные станки, разные карандаши, ластики. Все были красиво одеты, вели какие-то умные разговоры, мы ходили в музеи. У этой бабушки были какие-то богемные друзья. И после этого мы "пропалывали огород в колхозе" с другой бабушкой. Или собирали смородину, потом отвозили на базар. И хотя и в том, и в другом мире были свои плюшки, меня больше прельщал образованный мир. Например, моя деревенская бабушка говорила мне: "Представляешь, бедные-несчастные городские дети вынуждены покупать молоко, сыр, хлеб и о боже -- черешню!! в магазине" (это как раз было в голодные 90-е) И я тоже думала: как так можно -- есть магазинное?!

Я всегда боялась, что мне придется пропалывать этот долбаный огород, если я не получу образование.

И еще -- я очень хотела играть на пианино, а мои родители его продали, потому что хотели расширить квартиру. Но мне сказали, что продали, потому что "у тебя слуха нет" (меня никто не проверял и сейчас я знаю, что слух у меня есть) и вообще "учиться это скучно". И я им и тогда в детстве не могла простить и до сих пор не могу простить, что мне не дали учиться музыке. Когда я была подростком, папа привез из Москвы синтезатор и я на нем выучила кучу мелодий, некоторые сама подбирала. Потому что мне хотелось учиться. Я всегда завидовала своей маме, что она закончила музыкалку, а я нет. И когда дети в моем классе жаловались, что им нужно сдавать сольфеджио я думала -- какие же они идиоты, не ценят своего счастья.
Tajutka
14:33 27-01-2020
Bubamara
Но если подумать, то я не помню, чтобы учителя как-то сильно обращали на это наше внимание. Возможно, дело в этом. Ну, или я просто была недостаточно сочувствующим ребёнком.
- я помню, что в разных местах и произведениях встречались дети/взрослые, кто очень хотел учиться. И мне это было не близко. Во-первых, конечно, потому, что "сытый голодного не понимает", но во-вторых, именно этого понимания, что знания, это почти воздух не было. А пришло - очень недавно.

Ромашка
Что мы называем детством? В 6-ом классе уже понимала)
- ну, раз до меня это понимание дошло к сорока, то всё что раньше можем засчитать за "детство". Расскажи, откуда такая четкая граница - 6-й класс? Что-то произошло, что открыло глаза?

Люциферчик
А в детстве мне было вообще без разницы, ну сказали ходить в школу и получать пятерки – я ходила и получала. Сказали бы лежать на диване и не выходить из дома – я б лежала. Так что твоей дочке повезло, что ты это понимаешь и можешь для нее найти правильные слова.
- вот я в детстве тоже выполняла, что сказали и куда сказали А дочке повезёт, если я смогу эти слова найти ) Кто знает, буду ли я достаточно убедительной

nedo
так и Ломоносов тоже не сразу понял, а только к 19 годам (это тогда было приблизительно как сейчас 40).
Я ни в школе не понимала, ни после школы не понимала несколько лет, нафига учиться...
Дотумкала как раз к «возрасту Ломоносова» - мы с ним в 21 год поступили. Что символично, я - уже в МГУ имени его, Ломоносова))))

А как до детей донести - все равно не знаю!
- про Ломоносова, конечно, утешает, но есть подозрение, что он в Москву только в 19 лет пошёл не потому, что раньше не хотел учиться, а потому что раньше не сложилось А в остальном, мне, конечно, по жизни повезло больше, чем ему. Я хоть и не понимала, зачем оно надо, но училась. Потому что "а как же иначе?" А ведь могла просрать время с 16 до 40.

Ромашка
Простите, но вспомнился анекдот.
- анекдот отличный! Где бы такой метод, но для девочек и помладше найти? Вчера, правда, буквально, на улице встретили чувака - ходячую рекламу. Дуся говорит: "я бы так не хотела работать", тут-то я и не удержалась, ввернула, что при наличии развитого интелекта и хорошего образования, вероятность так работать уменьшается

four seasons
Понимать не понимала, но мне было интересно. На интересе мотивация к учебе отлично работает, а вот на страхе нет. У моих детей нет такого познавательного интереса как был у меня, а страх в их случае не работает, и сколько не объясняй важность учебы и развития - тоже без толку. Но вот к 17 таки произошло созревание каких-то подкорковых структур в голове и теперь сидит за учебниками и грызет науку сам без напоминаний. Связь между учебой и перспективами в будущем уже как-то обнаружили свою связь в его мозгу. Но пока все равно слабенькую. Жду 19 лет и 23 как маркеры, говорят структурированное мышление, дисциплина и способность планировать и достигать целей только от этого рубежа отталкивается. А все что до - детский хаос и безответственность в голове и это норма.
- у меня всё на интересе работает, поэтому заинтересовать - это моё главное занятие с дочкой. Но есть вещи, которые, как ни крутись, а делать неинтересно, и тут нужны другие виды мотивации. Например, как в анекдоте от Ромашки. Вот сейчас ищу, как объяснить, насколько выгодно быть образованной, десятилетней девочке. В её понятиях и её интересах.

равновесие
Сложный вопрос такой: я в детстве не любила учиться, а сейчас я люблю учить: в учебе для себя меня надолго не хватает.
Поэтому я с трудом подбираю слова для сына и не зверствую с оценками, потому что мне, по сути, не так важно, как он учится. Мне гораздо важнее, как он ведёт себя в обществе и умеет устраивать свои дела.
На удивление, пока он учится хорошо, но я не могу сказать, что им движет.
- я в оценки тоже стараюсь особо не упираться рогом (благо, дочке легко даётся учёба, так что особо и некуда упираться, всё у неё хорошо). Просто мне хочется научить её тому, что если у тебя что-то есть, этим нужно пользоваться и развивать. Чтобы "не ржавело" и чтобы в будущем, когда появятся новые желания и амбиции, было от чего отталкиваться.

Ubuntu, как интересно и наглядно у тебя всё было... Я бабушек видела раз в году, летом, обе уже были на пенсии, так что прямой связи уровня/образа жизни с образованием там не просмотривалось. Плюс у меня у родителей не так чтобы много друзей было, с которыми я лично общалась, так что большая часть моего восприятия мира были из семьи, родственников, а там как раз все были с высшим образованием. Как-то по умолчанию это всё было. И гораздо позже я поняла, что по-умолчанию это далеко не везде, не всегда и не у всех...
Ромашка
17:41 27-01-2020
Tajutka
Расскажи, откуда такая четкая граница - 6-й класс? Что-то произошло, что открыло глаза?

Мой брат перешёл в англо-математическую школу, они набирали 9-ый класс с математическим уклоном. И вся семья сразу увидела разницу между школами. И тут я сама перешла в другую школу, она считалась школой при медицинском институте и разница в поведении учителей и учеников по сравнению с предыдущей школой резко бросалась в глаза.
Ну и всё стало понятно)
А в 9-ом классе учителя физики и химии попросили поднять руки тех, кто идёт в медицинский. Тут стала очевидна разница в уровне образования их и нас)
Ромашка
17:44 27-01-2020
Да и про мотивацию. Мы вот старшего сына брали с собой стоять в очередь за food stamps (талоны на питание) и он видел людей, родившихся в этой стране, говорящих только на английском и стоящих вот в этой очереди. И ему говорилось, если не хочешь так жить, нужно учиться.
Ubuntu
19:39 27-01-2020
Tajutka я думаю, и у Ломоносова так. нужно думать не только о том, КУДА он шел, но и ОТКУДА он уходил.
тем более, учитывая слухи, что он сын Петра Великого.
в Архангельске -- крестьянство (и злая мачеха), в Москве -- возможно, царские хоромы. куда хошь дойдешь с такой мотивацией.

меня вот больше удивляют люди, которые первые построили корабли. пересекли океан. пешком через всю страну то ладно. это хоть по земле. а по океану без компаса, без карты мира -- нужно быть авантюристом.
Tajutka
12:55 29-01-2020
Ромашка
Мой брат перешёл в англо-математическую школу, они набирали 9-ый класс с математическим уклоном. И вся семья сразу увидела разницу между школами.
- вот интересно! Мой брать, в 7-м, кажется, классе перешел в другую школу. И сразу видно было, что ему там очень нравится и интересно. Родителям, наверное, было очевидно и то, что уровень обучения выше, а я-то на это не смотрела. У меня была на следующий год возможность поступать в эту же школу и я бы туда прошла. Но на том этапе для меня гораздо весомее оказался страх перед новыми людьми, новым коллективом, сменой обстановки. При том, что в моей школе вот совсем нельзя сказать, что мне было особенно комфортно. Ни особо тёплых отношений с однокласниками, ни особой любви к школе. Я просто боялась нового и незнакомого. А того, что другая школа мне откроет больше перспектив, мне в голову не приходило, а родителям - не приходило в голову мне это озвучить или как-то меня мотивировать к переходу.

Ubuntu, про потенциальную связь между Ломоносовым и Петром Первым я не слышала до этого. Если он шёл не за учёбой, а за "наследством", это меняет дело. Но только в том, что Ломоносов может выпасть из списка тех, кто жилы рвал ради учёбы. Других всё равно останется достаточно И они меня как раз интересуют. Те, кто в детстве понимают, что ученье - свет.

меня вот больше удивляют люди, которые первые построили корабли. пересекли океан. пешком через всю страну то ладно. это хоть по земле. а по океану без компаса, без карты мира -- нужно быть авантюристом.
- эти меня совсем не удивляют. Авантюризм, это как раз понятно. Масштаб авантюризма понятен не всегда (как и в случае с покорением Эвереста, например), но это примерно как с разными двигателями: я еду на машинке поменьше и мне хорошо, есть те, кто носятся на спортивных машинах на пределе мощности мотора, но работает это всё одинаково.