Убедить покупателя, что ему не нужен горный велосипед практически невозможно. Сам S.B. с этим не справляется. Недавно советовал знакомому про велосипед, и все равно не смог убедить. Самое главное, что и выбора других велосипедов-то в принципе и нет. Буквально единицы. Потому опять приходим к горному велосипеду, как единственному возможному у нас. В некоторых городах так, наверное, других и не купишь.
Смотреть в сторону супербрендов при покупке велосипеда дело сомнительное. По сути от бренда зависит только дизайн рамы и надпись на ней. Это если совсем грубо. Разница есть, но она для моделей, которые обычный человек никогда не купит. Все остальное одинаковое у всех брендов. В том числе и наших. Именно поэтому любой приличный отечественный велосипед по цене не уступает зарубежному бренду. Запчасти те же самые. У всех оборудование - Шимано, СРАМ, Тектро, Сантур, Рокшокс.
Велосипед штука простая. По факту это рама, передняя вилка, руль, седло, колеса, система (передние звезды и шатуны с педалями), переключатели скоростей и тормоза. Можно конечно раздробить и до шариков во втулках, для спецов все имеет значение, но укрупнено так.
Если спросите матерых велосипедистов совета какой купить велосипед, то они вам сразу начнут говорить о переключателях скоростей, советовать брать минимум Деор. Мое мнение переключатели вообще не имеют значения. Самые низшие группы переключателей Шимано справляются с переключением на ура. Скажу больше, они зачастую плавнее переключаются, чем более высокие группы. Более высокие группы переключателей предназначены для четкого и резкого переключения на высоких скоростях, при езде\спуску по пересечённой местности, то есть там, где обычные катальцы никогда не окажутся. Цена более высоких групп переключателей оправдана тем, что там другие материалы, за счет которых достигаются более низкий вес и сопоставимый ресурс. При том что ресурс для крутых переключателей не самый важный показатель – профи часто эксплуатируют велосипеды более жестко, и проблем поменять запчасть у них нет. Вес — это важно, но эти граммы, которые выигрываются на переключателях, дадут ощутимую прибавку если весь велосипед оснащен первоклассным оборудованием.
Дальше идет рама. Она скорее всего будет алюминиевая. Стальные рамы на горных велосипедах редки, а карбоновые дорогие.
Руль, седло, педали – это все неважно, скорее всего будут самые недорогие на велосипеде любого бренда. Это то на чем экономят для более привлекательной общей цены. Они типовые, просто заказанные брендированные запчасти. На дорогих велосипедах может вообще не быть педалей. Не гонитесь за алюминиевыми педалями. Обычные пластиковые лучше, они больше, и легче и шипы на них не порвут подошву ваших крутых кед. Но народ очень любит алюминиевые, они же металлические, значит надежные. Когда он продавал свой горный велосипед, снял контактные и поставил самые дешевые металлические педали, так у покупателя загорелись глаза, педали-то топчик - люминиевые
Дополнительно про седло. Фактически обычное спортивное седло на велосипедах не нуждается в замене. Оно средней ширины, жесткое. Для езды на расстояния 15-20 км вполне нормально. Дальше покупайте велотрусы с мягкой подкладкой – это поможет вашей попе лучше, чем мягкое седло.
Тормоза. Тормоза важны. Лучше дисковые гидравлические. Или механические дисковые. Ви-брейки уже нет. Дисковые работают в грязь и дождь и при восьмерках на колесах. Шимано и Тектро начальных уровней работают отлично.
Система, шатуны и кассета по факту тоже не важны. Скорее всего на них тоже сэкономят и поставят каких-нибудь производителей второго или третьего эшелона. Они не будут плохими, они просто будут тяжелее.
Вилка. Практически на всех таких велосипедах стоят пружинно-эластомерная или в лучшем случае пружинно-масляная. Для съедания кочек и плохого асфальта сгодятся. В принципе для обычной езды по городу и укатанной грунтовке хватит и жесткой вилки. Плюс жесткой в том, что ее не надо обслуживать, а значит экономия на ежегодном ТО. Амортизационную вилку даже самую дешевую желательно обслуживать хотя бы раз в сезон, если ваш сезонный пробег около тыщи км. По факту если вы не попадаете в проливные дожди, то можно и раз в два сезона. В общем на стороне амортизационной вилки один плюс – она съедает небольшие кочки и неровности на дороге. Остальное минусы – добавляет вес велосипеду, нуждается в обслуживании.
Колеса. Фактически самое важное в велосипеде. Тут самое главное втулки. Они бывают на насыпных подшипниках и на промышленных. Фактически если втулки хорошо отрегулированы большой разницы нет. Но втулки на насыпных подшипниках желательно перебирать раз в 2000 км, в то время как промышленные перебирают раз в 5000 км и больше. Колеса, по экспертному мнению, следует брать 27.5 дюймов. 26 дюймов мало и, вообще-то это уже старый стандарт. 29 дюймов много если вы среднего роста, смысла покупать нет. Идеально для города – 28 дюймов, но это уже гибрид.
Собственно, при покупке велосипеда обычному человеку вообще не хочется думать об обслуживании. Купил и ездишь. Но подумать придется. Минимум раз в год возить на ТО. Вообще-то желательно отвезти новый велосипед на ТО сразу. Примерно после 200 км. Чтобы посмотрели втулки, которые обычно из магазина перетянуты. Отрегулировали все переключатели. Из остального обслуживания мыть или протирать тряпочкой желательно и цепь мыть и смазывать.