Перечитал все поправки, расставляя баллы положительного и отрицательного впечатления, а также завёл графу оправданности поправки, как соответствующей условному духу Конституции, как некоего базового документа, определяющего основные направления прочей законотворческой деятельности. Скажем, многочисленные поправки с добавлением условий для назначения министров, руководителей регионов, судей и прокуроров, словно бы перенесённые из соответствующих законов, мне не нравятся. Как бы ок, там всегда были условия для Президента, но зачем всю остальную рать сюда приплетать?
Много пунктов про централизацию, окончательно оставляющих слово "федерация" в названии государства в бОльшей степени условным. И тут, конечно, уже вступает в силу вопрос принципиального отношения к явлению централизации власти: нравится или нет. Я, по некоторому размышлению, больше ему симатизириую. Наверно, отчасти потому, что в центре и живу. Наряду со всем известными поправками про "обнуление", в конституцию введено и неоднократно повторяется в контексте возможного преследования формулировка "Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий". К слову, об этих мозолящих глаза поправках. Я их вижу так, что, будь там просто условие "два срока" без "подряд", то действующий президент автоматически стал бы нарушителем Конституции. Не сделай же оговорку относительно "обнуления", и через пару лет получили бы ситуацию между "хромой уткой" и подковёрной войной. А сейчас есть некоторая неопределённость, с которой чиновному аппарату придётся жить до самого края.
Есть у меня негативное отношение к практике пакетного принятия слишком большого числа разнородных поправок. Есть нормальные, расширяющие некоторые понятия или добавляющие новые(например, в старой конституции, оказывается, отсутствовали арбитражные суды в принципе), есть поправки, которые вообще, на мой взгляд, ни к селу, ни к городу и выглядят странно. Есть такие, которые чётко следуют идее централизации: скажем, прокуроры регионов больше не назначаются по согласовании с местными. Отдельные поправки расширяют полномочия президента до пересечения с полномочиями председателя правительства, а одна из поправок устраняет обязанность президенту распускать госдуму после трёх отказов по представленным фигурам председателя, делая это лишь правом. Интересной также выглядит поправка, ограничивающая новоназначенного председателя в перетряске правительства, если прежний был отправлен в отставку. Первые предложения по назначениям он вроде как может делать не ранее, чем через год. Вредных поправок я не углядел.
По баллам получилось 160 "+", 45 "-", и средняя оправданность на уровне 6.5 из 10. Как-то так.