i-lightning
17:21 30-04-2021 Книги-2021: Апрель
38. Шарлотта Линк «Обманутая» (Кейт Линвилл и Калеб Хейл - 1) 6/10
Я очень хорошо помнила, что от «Хозяйки розария» я осталась в восторге: интересный сюжет, временные линии, сочные персонажи, интрига – всё на месте. И не очень хорошо помнила при этом, что от «Эха вины» Шарлотты Линк осталась в значительно меньшем восторге, иначе с меньшей резвостью бы приступала к «Обманутой». Удивительно, что чем дальше от «Хозяйки розария», тем бледнее истории Шарлотты Линк.
показать
Обманутая – это очень условный детектив, такой… женский современный триллер. Когда есть труп и вялое расследование. Но при этом вся детективная составляющая перебивается проблемами (и психологическими, и разного рода зависимостями: в данном случае – алкоголизмом) главных действующих лиц.
И вот вроде всё должно бы получится, все ингредиенты отличной истории наличествуют. Есть две сюжетные линии: собственно, детективная, с трупами и попытками понять кто и за что убил этих людей, и вторая, с усыновленным ребенком, проф.выгоранием, Саддамом Хуссейном (о,боже!) преследованием и заложниками, которая с первой линией пересекается лишь отчасти. Есть развязка, наличествуют как будто бы увязанные концы с концами, но всё равно сюжетный твист роялем вываливается из кустов, что говорит о том, что он – мертворожденный. И то множество неувязочек, на которые можно было в процессе чтения закрыть глаза, в конце концов накапливаются в таком количестве, то мешают уверовать в то, что именно так всё и было. Поэтому по акту остаётся ощущение «авторской левой пятки», которая и рулила сюжетом.
И можно было бы даже закрыть глаза и на это, в конце концов отличных детективов и психологических триллеров не так уж и много, авторы "среднестатистического" тоже хотят кушать. Но какие же унылые и неприятные главные персонажи живут в этой книге. Каждый по-своему, но нет ни одного, кто бы вызывал симпатию или сопереживание.
И именно это сделало роман утомительным, а оттого затянутым. Добавить сюда вторичность и общую затхлость и уже никакого сравнения не только с прекрасными романами Кары Хантер не выдерживают (аннотация, это камень в твой огород!), но и с самой Шарлоттой Линк.
Это настолько не «Хозяйка розария», что даже печально.


39. Жоэль Диккер «Загадка номера 622» 6/10
Когда в романе западного автора появляются в ассортименте русские персонажи, для меня это говорит только об одном: он хочет а) хайпануть и б) прикрыть сюжетные дыры, которые непременно должны быть в наличии.
Дыры есть.
Это – увы и ах – самый сырой, как по мне, роман автора.
показать
Жаль, что Жоэль Диккер скатился в халтуру, потому что даже у этого недоразумения был неплохой задел.
«Загадка номера 622» - это роман-матрёшка. Поэтому будет много персонажей, несколько временных линий и будет сюжет, разорванный на паззлы, перетасованные во времени и пространстве, а ещё, как в фильме Inception, будут уровни погружения. Поэтому а романе разворачивается история про писателя, который пишет роман про писателя, который пишет роман. С непременными играми с читателями и с персонажами. А ещё непременные твисты и «всё было не так».
«Загадка номера 622» - это роман-мистификация. Поэтому Жоэль Диккер будет крутить сюжет и выкручивать, дурить читателя и катать на американских горках вотэтоповоротов. И половину истории читатель будет угадывать, кого же убили, для того, чтобы вторую половину угадывать, кто же убийца. Не угадать! Потому что из лесу на лыжах вывалится садовник.
Но несмотря на все авторские выкрутасы (которые уже стали авторским стилем, узнаваемы и с которыми Жоэль Диккер, как на мой вкус, перестарался очень сильно), роман получился затянутым и – никогда не думала, что так скажу про Диккера – скучноватым. Во всяком случае именно такие первые 2/3 романа. История разворачивается как история про неких людей – банкиров, отельеров, артистов и окружающих их прочих личностей. И автору нужно было очень постараться, чтобы у читателя возник хоть какой-то интерес к этим всем персонажам, чтобы хотелось следить за всеми перипетиями их судеб. Но мне было не интересно – меня эти картонки не зацепили. Хоть какое-то любопытство появляется ближе к концу, когда автор начинает рассказывать про все свои фокусы и тузы в рукавах. Но они настолько фантастичны и малореальны, что мой внутренний Станиславский негодовал.
Поэтому до конца я раз пять порывалась бросить и только авторское имя (это же Диккер!) дотянуло меня до того, как началось хоть что-то.
Нужно быть очень лояльно настроенным к автору, чтобы докопать до источника. Стоит ли это того – не уверена.
Это не «Гарри Квеберт».


40. Андреас Грубер «Смертельный хоровод» 8/10
Четвертая книга в серии про Мартена С.Снейдера и Сабину Немез, в которой Мартен не является сотрудником БКА, а Сабина вынуждена лавировать между событиями и людьми.
Это неплохо.
показать
Но это – четвертая книга в серии, и она то ли является «проходной», то ли автор подустал и подсдулся, потому что степень напряженности и динамика постоянно проваливаются. Это не те интересные горки, которые бывают в триллерах, когда напряжение сменяется релаксом, чтобы дать героям место подумать, а читателю продышаться. Но тот не очень приятный случай, когда становится местами скучновато. А местами накатывает ощущение несоразмерности и высосанности из пальца. При всём моём уважении, но дочитав до конца, я так и не поняла, зачем было городить огород, если вся проблема (вообще вся!) решалась устранением одного человека, и абсолютно все возможности для этого были, начиная с того, что в тюрьмах случается всякое и заканчивая тем, что особой принципиальностью в романах про Снейдера страдает только Белочка. Остальным всё окнорм и уж убрать занозу из тыловой части было совершенно не сложно и логично. Прятать концы – так уж кардинально. И прикрыть легко.
Так что, что это было станет понятно на пятой книге – она уже издана!


41. Стивен Кинг, Оуэн Кинг «Спящие красавицы» 8/10
Это неплохо. Такое впечатление, что Стивен Кинг что-то для себя недорассказал в «Под куполом» или в «Послезавтра», поэтому вернулся к теме. А поскольку «закрытое (не герметично, но достаточно обособленное) общество, которое накрыл апокалипсис» - это одна из любимых тем автора, поэтому роман получился достаточно вторичным.
показать
События развиваются тоже шаблонно, как для Стивена Кинга (уж не знаю, какую часть в романе написал сын Оуэн, его присутствие для меня осталось незамеченным): что-то случилось, некоторое время общество пытается переварить новую реальность, дальше скатывается в хаос и анархию, ибо природа человеческая слишком далека от гуманизма, дальше будет поляризация общества и противостояние «хороших/плохих», вооруженный замес (спасибо второй поправке) и благостный финал, где каждой сестре воздадут по серьге.
Это можно называть автоплагиатом или авторским стилем – без разницы. События развиваются достаточно стандартно, и если уже прочитан десяток-другой-третий романов автора, то читать будет скучновато: характеры шаблонны настолько, что с первого появления персонажа можно предположить (и не ошибиться), куда автор будет им ходить, ситуации тоже шаблонны и развитие сюжета предсказуемо.
Что ещё предсказуемо – общая атмосфера тухлости. Стивен Кинг – один из авторов, которые специализируются на темной стороне человеческих душ, со всей присущей этой стороне жестокостью, глупостью, беспринципностью и подлостью. Как правильный маркетолог и психолог, знающий, на что клюнет целевая аудитория и что именно привлечёт внимание, Стивен Кинг и Co мастерски нагнетает градус напряженности, подкидывая трупы и людскую мерзость читателю оптом и в розницу. Кинг натуралистичен, поэтому тошнить будет как от соответствующих сцен, так и от ожидания этих сцен. Как автор триллеров Кинг гениален!
Конечно, тут будут условно светлые персонажи. И условно положительные. И у каждого будет свой тайный секрет и своё собственное преодоление по пути к победе. И победа будет, прежде всего, над собой.
Я с великим скепсисом приступала к чтению, потому что желание покататься на феминистичесткой повесточке не вызывают у меня особого энтузиазма. Но этот роман, если уж так, не более феминистичен, чем «Воспламеняющая» или «Керри», или «Под куполом», или любой роман автора, в котором есть мужчины и женщины. Потому что он о скотстве и тех гнусностях, которое творят люди друг с другом. Да, в «Спящих» чуть больший перекос в сторону скотства М/Ж, а про расизм, например, не сказано почти ничего (но это было ещё до разгула BLM, так что ждём теперь триллер про мерзких белых копов и невинных пушеров). Но авторы в книге тему шовинизма продвигали очень тактично и без лишних соплей, так что получилось очень органично, и в романы все оказались хороши: и мужчины, и женщины.
А вот попытки поиграться на поле женской тюрьмы после «Оранжевого» (который хит сезона) – это уже не только вторично (потому что сложно сказать что-то новое в теме после сериала, у дуэта Кингов и не получилось ничего сказать нового), но и попахивает заимствованиями.
Так что, не шедевр, но, в целом – неплохо.


42. Мишель Бюсси «Безумство Мазарини» 9/10
Это не триллер и не детектив, и уж тем более не исторический детектив. Это – приключения) Клады и кладоискатели выдуманного острова Морнезе: острова, где большинство жителей – преступники или их потомки.
показать
Если говорить про атмосферу, то первым делом мне приходит на ум Брендон Сандерсон с его мальчишками – такими же безбашенными и так же ищущими ответы на вопросы, которые касаются всего: их корней, их самих, некой истины.
История семьи, которая была разрушена благодаря алчности и предательству. История Колена – мальчишки, который вырос, едва ли помня своё детство на чудесном острове рядом с родителями-археологами. Ему вот-вот исполнится 16 лет, и он вернулся на остров своего детства в поисках своих ответов на свои вопросы. Он вернулся и тут же начали происходить странные и плохо объяснимые события.
Мишель Бюсси в данном случае выступил автором очень занятного романа, в котором две линии идут параллельно, переплетаются, разбегаются в стороны с тем, чтобы где-то в финале дополнить друг друга.
Вторая линия связана с побегом преступников из тюрьмы, которая расположена тут же на острове. И уже другой главный герой достаточно энергично двигает эту часть сюжета. И хотя Казанова (очень смешно, да) на 10 лет старше Колена, он работает в Мэрии, у него больше возможностей и инструментов, несмотря на то, что местами он зануда и педант, но ещё он в достаточной степени авантюрист, чтобы вписаться всем собой в историю, которая его самого, в общем-то, и касается опосредованно.
Наверное, эта книга годится больше подросткам. И не только потому, что главные герои – мальчишка и его друзья. Но, в основном, из-за великого множества тех логических провалов и допущений, налёта невероятности и сказочности. И хотя каждый из элементов паззла пытается найти своё местечко, но за всем этим остаётся привкус надуманности и фантастичности. У взрослых читателей это вызовет ухмылку: всё же в реальной жизни всё происходит/случается/говорится немного не так, всё же в реальной жизни не бывает таких неожиданностей, случайностей и счастливого стечения обстоятельств – концентрация роялей, вывалившихся из кустов тут достаточно велика.
Но и взрослые читатели – если откинут свой скептицизм и будут читать это просто как сказку, какой она и является (ну, почти «Остров сокровищ»))))))))), получат определенную долю удовольствия.
Во всяком случае, мне эти все рояли не сильно портили впечатление, а атмосфера приключений и опасностей была так свежа, что в череде некоторых других романов Бюсси этот – уж, точно, не скучный.


43. Джеймс Кэрол «Дом 17 по улице Черч-роу» 5/10
Мне не понравилась серия про Уинтера и я, прервав чтение на третьей книге, лихо развидела имя автора. И это было напрасно)))))) Потому что, если бы я вспомнила, что Джеймс Кэрол – это именно тот Кэрол, я бы не открывала «Дом 17».
показать
Это самую малость лучше, чем то, что я читала у автора, но настолько не шедевр, что увы.
История стара как мир, и мэтр Кэмерон в своё время целую франшизу «про это» запустил.
Искусственный интеллект, который слишком интеллект, но в эмоционально-чувственной сфере и прочих морально-этических установках – всё плохо. Как ни крути, получается восстание машин. Вопрос только в количестве жертв и возможности сдержать этот взбесившийся ИИ (спойлер: возможности нет, I’ll be back, пум-пум-пурум. Не книга, а адок для параноиков)))).
Что сносно: это динамично (очень живенько), продуманно ровно настолько, чтобы попасть в номинацию «середнячок года для не сильно искушенного и не сильно взыскательного читателя», и персонажи не сильно раздражают (как это обычно у Кэрола), а если и сильно, то не очень долго: действие всё время куда-то несется, поэтому сполна насладиться бесячеством героев времени нет.
Что плохо: всё остальное. Это вторично и предсказуемо. С первых страниц можно предположить с точностью до мелочей, что будет происходить, как развиваться, чем закончится и почему же это всё случилось. Интрига нулевая, что для триллера – основной грех.
Второй грех – недостоверность. Как общая недостоверность, так и психологическая. Женщина с тревожным расстройством отдает контроль над значительной частью своей жизни кому-то стороннему? Далан.
Ну, и куда же без «новичка».
Так что на выходе получилось «ну, такое».


44. Никлас Натт-о-Даг «1794» (Бельманская нуарная трилогия – 2)
Я оставлю этот роман без оценки, потому что «продолжение следует». Я не очень люблю (понимаю, но не одобряю) подобные маркетинговые решения, когда на середине рассказа повествование прерывается, оставляя читателя на мосту между тем берегом и этим, и не советую никому читать этот роман до издания следующего – финального – «1795». Просто потому что вряд ли кому-то захочется перечитывать эту чернуху для того, чтобы освежить в памяти, что же там было раньше.
показать
А чернуха забористая. И название трилогии «нуарная» отражает в полной мере.
«1794» - это роман-эксперимент, потому что это детектив, в котором нет детективной линии, это исторический роман, в котором историзм очень и очень условен, приключенческая линия есть, но и она не является какой бы то ни было значимой. Любовная линия и щепоть контркультуры, исторический панк – называть можно как угодно, но в конечном итоге, самым главным и определяющим моментом будет атмосфера. И это – единственное, что имеет значение.
Беспросветное безвременье, абсолютно беспредельный мир. Над всем греет грязь. Собственно, она и есть основным персонажем, потому что она везде: в отношениях, в душах, на улице.
Это роман, в котором то светлое и невинное, что появляется на страницах, является читателю только затем, чтобы оттенить всё остальное – мерзкое, гнусное, подлое и уродливое.
Реально, у меня нет ни одной причины, чтобы советовать этот роман. И не только потому, что он не закончен. Но основная причина – он для краеведов. Надо быть истинным любителем жанра, чтобы нырять в эту бездну.
Что касается сюжета, роман имеет две линии: детективную (нет) и политическую (нет). Детективная возникает сразу же и тут же раскрывает читателю всю интригу: становится понятно и кто садовник, и что случилось, и как именно всё произошло. Достаточно просто предположить и мотив преступления – он так же очевиден. Но если вдруг по каким-то причинам читателю не захочется предполагать, никаких дальнейших усилий не понадобится: садовник сам всё расскажет, оставив в недоумении. И что? Что теперь делать читателю и Карделю с Эмилем Винге (младшему брату Сесила) с этой информацией? Смириться? Бороться? Как? Собственно, в этом и суть происходящего – автор окунает всех с головой в зловонную яму беспомощности и несправедливости, чтобы персонажи барахтались, а читатели скрипели зубами. Право сильного – только оно, никакой законности, даже видимости. И если вдруг читателю покажется на минутку, что дальше некуда опускаться, уверяю вас, автору удастся удивить! И, как по мне, мастурбация в процессе расчленения ещё живого тела, это тот самый перебор, который позволил мне усомниться в адекватности автора.
Просветлений не будет – автор до последнего будет держать в напряжении для того, чтобы в финале (условном, промежуточном финале) прихлопнуть всех своей щедрой писательской рукой: «Хотели продышаться и поверили в лучшее? А вот вам!»
Линия Анны Стины (она же условно «политическая» линия и на полшишечки «любовная» линия) дополняет беспросветность происходящего.
Так что, куда ни ткнись, тягучее муторное тяжелое чтиво ждет открывшего эту книгу.
Очень сильно на любителя. Очень.


45. Луиза Пенни «Время предательства» (Инспектор Гамаш – 9) 7/10

- Какой самый верный способ уничтожить человека?
- Сначала ты завоевываешь его доверие, а потом предаешь. (с)


показать
Я залпом прочитала в 2018 году 8 первых книг в серии. Последние из них мне дались уже с трудом, потому что линия Гамаша и Бовуара прошла через все мои болевые. Слишком лично оказалось. Поэтому к серии я вернулась спустя 3 года, когда личное уже отошло в прошлое и не давило так.
«Время предательства» логично продолжает цикл про инспектора Гамаша, и это тот самый случай, когда нельзя читать книги откуда попало. Это – сквозная серия, поэтому предыдущие события не просто будут упомянуты, но на них будет опираться львиная часть сюжета.
Как самостоятельное произведение, «Время предательства» завершает некий цикл и его финал позволяет предположить то, что Луиза Пенни была готова серию про Гамаша закончить. Но не закончила)))
Что хорошо для читателя – муторная линия Жан Ги и отношений между Бовуаром и Гамашем расцветёт и достигнет своего катарсиса. «Наконец-то!» - так скажу я.
Жан Ги в этой книге стал составным элементом куда более широкой в смысловых планах линии, посвященной чудовищной коррупции в политических кругах и тем преступным замыслам и деяниям, которые опутывают всю историю сперва своими миазмами, а затем и вполне конкретными решениями, действиями и событиями.
Поэтому основных линий во «Времени предательства» - две.
Первой заявлена детективная линия, связанная с убийством старой женщины, подруги Мирны, которая по совместительству была давно забытой, но когда-то громыхавшей местной знаменитостью. Никаких очевидных мотивов, но бабулю угрохали. Всё бы хорошо – и неспешное расследование, которое проводилось, скорее, «вопреки», чем «благодаря», и было сопряжено с таинственностью, что окутывала личность убитой, и общим настроением, царящим, как внутри Гамаша, так и в Трёх Соснах. Множество интересных этических моментов, которые, как обычно, поднимает Луиза Пенни в своих книгах, дополняют и дают возможность бродить по широкому полю для размышлений на совершенно разные темы – очень приятно читать книгу, которая подкидывает вопросы. Но финал этой линии был слит чуть менее, чем полностью. Да, формально преступника нашли, но произошло это настолько между делом, а доказательная база для того, чтобы упечь его за решетку настолько слаба, что у меня осталось по факту лишь недоумение – зачем так небрежно-то.
И детективная линия была напрочь забита линией, посвящённой внутренней кухне полицейской системы, коррупции, преступлениям «на самом деле значимым, а не вот этому вот всему». И было бы даже ничего: «коррупционная» часть истории напоминает прорыв дамбы, о котором так много вспоминали по тексту. Начинаясь неспешно и вяло, к финалу эта линия превращается в какой-то невероятно стремительный поток, сметающий всё на своём пути. Настоящий триллер, который ещё и боевик!
Но Луиза Пенни: а) перестаралась, как на мой вкус, с кинематографичностью (я не очень люблю, когда повествование «дергается». Я понимаю, зачем был нужен такой литературный приём, но я не люблю, когда меня автор начинает теребить и «держать в тонусе»), б) завалила за счёт этой линии сам детектив и в) превратила Гамаша из классического Марти-Сью в Марти-Сью невероятного. Прям, у нас не старший инспектор, а всевидящее и всемудрое око.
Поэтому финальный аккорд, которым должна была стать эта книга в серии про Гамаша, прозвучал несколько фальшиво.


46. Луиза Пенни «Долгий путь домой» (Инспектор Гамаш – 10) 10/10
Прекрасно. Пронзительно и драматично.
показать
Казалось бы, роман начинается, как ничего не предвещающая история поиска Питера Морроу, который покинул Клару и свой дом с тем, чтобы разобраться в себе, своём творчестве и выстроить свою жизнь заново. По договорённости с Кларой он должен был вернуться через год. Но не вернулся.
И Клара с Гамашем, Бовуаром и остальными сочувствующими начинает поиски пропажи.
Вначале история развивается как любая другая история: поисковая группа невнятно тыкается в разные стороны, не очень понимая, где и как отыскать концы пропавшего человека. Это сложно и в любой другой ситуации, но особенно, учитывая то, что человека этого лихо швыряло по глобусу.
Но художники, а Питер – художник, в каком бы кризисе он ни находился, всегда оставляют за собой следы. И след Питера – странные, невероятные, жуткие картины.
Это история о самой жуткой потере – потере себя. И сколько бы ни крутилось размышлений вокруг вдохновения, муз или природы творчества, ключевой всегда остаётся тема Творца и верности своему замыслу, своей природе, своей задаче.
Антагонист и протагонист – кем бы они ни были именно в этой истории, стары как весь мир, сколько уж таких историй рассказано. Но каждая – как впервые.
Удивительное дело, но невнятный и довольно неспешный роман, в котором так много личного, так много стороннего, в финале превращается в стрелу с острым наконечником, которая попадает прямо в сердце. Конечно же, это детектив, конечно же, случится преступление (я бы даже сказала – много преступлений). Будет интересно!
И, как обычно у Луизы Пенни, это будет очень эмоционально.
Беснование внутренних демонов – вот что это такое.


47. Тони Бьюзен «Интеллект-карты»
Эту книгу я бы дарила всем абитуриентам, родителям, учителям и воспитателям.
показать
Потому что отличное пособие по новому (относительно новому, конечно) способу структурирования информации, написания конспектов и запоминания чего бы то ни было (автор специализируется на техниках тренировки памяти, поэтому он весьма неплох в этой сфере. Идея чанкинга* – агонь).
Как и каждый новатор, Тони Бьюзен несколько перегибает с уровнем пафоса в донесении информации, но если внести за скобки и сильно понизить градус упоротости, пренебречь претенциозностью, и вникнуть в суть метода, на выходе – прекрасная рабочая модель структурирования чего угодно (информации, задач, проектов, явлений…). На самом деле, рабочая, потому что, не называя это mind map, уже много лет я пользовалась отдельными инструментами этого метода (например, цветовыми привязками и синестезией) для изучения языков или самим принципом интеллект-карты (в бытность мою школьницей наши учителя-экспериментаторы внедряли «опорные конспекты» по русскому языку и математике, и это позволяло усвоить информацию в разы лучше – факт!).
Нелинейность и радиантное мышление, техники запоминания, метод локусов, построение связей, дворцы памяти – очень неплохо.
Печаль в том, что автор – фанатик и это чувствуется. Поэтому он давит и настаивает, поучает и нудит. Некоторое моменты для меня так и остались недоумением (чтобы не пользоваться обсценной лексикой, пусть будет так), потому что я бы не хотела быть тем человеком, который вместо «поехать отдохнуть» рисует интеллект-карту по этому поводу. Какой-то бег ради бега получается и ментальная мастурбация.
Поэтому, несмотря на завывания автора «делай только так», надо игнорировать все его завывания и подгонять методику под свои нужды. В этом случае она вполне ого-го.

* Chunk - кусок, фрагмент. В области когнитивной психологии этим термином обозначают организационную единицу памяти. Когда фрагменты информации запоминаются, они формируются в один блок-гештальт. Этот процесс называется chunking."
В 1956 Miller рассказал про «7 +/- 2», «магическое число», которое означает объем воспринимаемых разом компонентов. Процесс чанкинга может увеличивать это число.
Комментарии:
pakt
05:42 01-05-2021
Идея чанкинга* – агонь

Наши психологи-социологи, если память не изменяет, адаптировали чанкинг как "клёцки" или "фрикадельки" в супе-блоке.
i-lightning
05:59 01-05-2021
pakt клёво)