i-lightning
13:39 20-07-2021 Путешествие на Тибет (1-5 мая 2013 года) - 6
Часть 6. День отъезда (5 мая 2013 года)

1. Музей Тибета, Лхаса.

[изображение]

Утро последнего дня началось стандартно – мы сгребли все наши вещи в сумки, чтобы уже не возвращаться и закинули сумки в машину.
Напоследок осталось не очень много: музей Тибета (его лучше бы было осмотреть в начале путешествия, но у нас получилось вот так) и летняя резиденция Далай-лам Норбулинка.

Музей Тибета в столь ранний час был еще закрыт. Мы стояли с толпой остальных ранних пташек у входа и, потрясая металлическими дверями, кричали «Откройте, мы хотим видеть картины». Привираю, конечно))) Мы вели себя вполне пристойно, фотографируя . Наконец, пробило 9 утра и распахнулись.

Музей невелик: 2 этажа (1-й: древние времена, культура-медицина-искусство, 2-й: современная живопись, магазинчик и коллекции нефрита-фарфора), но при этом весбма информативен.

(11-17 вв.).

.

из легенды про Храм Джоканг.

Тибетские письмена:
различные стили, различные века
. Сложенные «кирпичиками» свитки хранятся в коробках в монастырях. Очень удобно.

Сутра, 11-12 век
(санскрит). Традиция утеряна, поэтому экземпляр уникален.

Берестяная Сутра (11 в.)
Берестяная Сутра (11 в.)
[изображение]

[изображение]
.

.

Маски:
Маска китайского монаха
Маска китайского монаха
[изображение]
(17 в.)
Маска Бога Palgong Dramsuk
Маска Бога Palgong Dramsuk
[изображение]
(20 в.)
Коралловая маска
Коралловая маска
[изображение]

[изображение]
(20 в.)
Маска Защитника Deity Mahakala
Маска Защитника Deity Mahakala
[изображение]
(19 в.)
Маска Защитника Deity Chamsang
Маска Защитника Deity Chamsang
[изображение]
(17 в.)
Маска Хозяина Кладбища
Маска Хозяина Кладбища
[изображение]
(17 в.)
Маска Vajrapani
Маска Vajrapani
[изображение]
(20 в.)

Маска Долгожителя
Маска Долгожителя
[изображение]
(20 в.)
Маска Хозяина Nyangral Gyalchen
Маска Хозяина Nyangral Gyalchen
[изображение]
(20 в.)
Маска Защитника Deity
Маска Защитника Deity
[изображение]
(20 в.)
Маска Black Mahakala
Маска Black Mahakala
[изображение]
(20 в.)

Изображение Thangton Gyalpo
Изображение Thangton Gyalpo
[изображение]
– основателя Тибетской оперы и архитектора первого моста.

Театральные маски:

Маска, символизирующая
лживость
лживость
[изображение]
.
Маска, символизирующая
преданность
преданность
[изображение]
.
Маска, символизирующая
власть
.
Маска, символизирующая
смелость и закон
смелость и закон
[изображение]
.

Музыкальные инструменты
.

Статуэтки и предметы из меди и сплавов.

Будда Амитаба
Будда Амитаба
[изображение]
, 17 в. (тибетский стиль) - самая почитаемая фигура в буддийской школе Чистой земли. Амитабха — один из пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны.
Амитаюс
, 18 в. (тибетский стиль) - особая форма Амитабхи. Амитаюс выступает в качестве сердечного сына Амитабхи и является главой семейства Падма (Лотосовое семейство). К Амитаюсу обращаются в молитвах о долгой и счастливой жизни, о здоровье и богатстве.
Амогхасиддхи
Амогхасиддхи
[изображение]
, 14-15 вв. (тибетский стиль) - один из пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны. Кожа зелёного цвета. Изображается на севере. Соответствует бесстрашию.
Будда Майтрея
Будда Майтрея
[изображение]
, 12-13 вв. (непальский стиль) – Будда грядущего.
Будда Майтрея
Будда Майтрея
[изображение]
, 18 в. (тибетский стиль).

Майтрея и Авалокитешвара
Майтрея и Авалокитешвара
[изображение]
, 11-12 вв. (кашмирский стиль).
Манджушри
Манджушри
[изображение]
, 8-9 вв. – сподвижник Будды Гаутамы. Манджушри — проводник и учитель будд прошлого, духовный отец бодхисаттв.
Манджушри
Манджушри
[изображение]
, 11 в. (кашмирский стиль).
Манджушри
Манджушри
[изображение]
, 13 в. (индийский стиль)
Манджушри
Манджушри
[изображение]
, 13-14 вв.
Манджушри
Манджушри
[изображение]
, 17 в. (тибетский стиль)

Манджушри и Будда Шакьямуни
Манджушри и Будда Шакьямуни
[изображение]
(духовный учитель, легендарный основатель буддизма), 14 в. (кашмирский стиль)

Авалокитешвара
Авалокитешвара
[изображение]
, 11-12 вв. (индийский стиль) - бодхисаттва, воплощение бесконечного сострадания всех Будд. Далай-лама считается воплощением Авалокитешвары.
Авалокитешвара
Авалокитешвара
[изображение]
, 12 в. (индийский стиль).
Авалокитешвара
Авалокитешвара
[изображение]
, 14-15 вв. (западно-тибетский стиль)
Авалокитешвара
Авалокитешвара
[изображение]
, 14-15 вв.

Тара
, 13-14 вв. (индийский стиль) - в тантрическом буддизме ваджраяны просветленная и будда в женском облике, в махаяне — женщина-бодхисаттва; женское существо, достигшее совершенства и освобождения, но отказавшееся от ухода в нирвану из сострадания к людям.
Существует 21 Тара, среди них основными принято считать четыре: Белую, Зелёную, Красную и Чёрную.

Ваджрасаттва
Ваджрасаттва
[изображение]
, 14-15 вв. (тибетский стиль) – Будда в буддистской традиции Ваджраяны.

Падмасамбхава с двумя женами
Падмасамбхава с двумя женами
[изображение]
, 14-15 вв. (тибетский стиль) – он же Гуру Ринпоче, Учитель тибетской школы буддизма. Почитается вместе с Буддой.

Ямантака
Ямантака
[изображение]
, 18 в. – гневное воплощение бодхисатвы Манджушри, один из главных идамов (просветленных) тибетского буддизма.

Татхагата
Татхагата
[изображение]
, 10-11 вв. (индийский стиль) – одно из названий Будды Гаутамы. Также эпитет используется в отношении архатов – людей, вышедших из круга сансары.

Mahasiddha Guguripa
Mahasiddha Guguripa
[изображение]
, 15-16 вв. (тибетский стиль)

Чакрасамвара
Чакрасамвара
[изображение]
, 14-15 вв. (тибетский стиль) – круг высшего блаженства. Чакрасамвара изображается в соединении со своей духовной супругой Ваджраварахи – как символ единства Пустоты и Блаженства.

Бог богатства
Бог богатства
[изображение]
, 15-16 вв. (тибетский стиль).

Sakya Pandita Kunga gyaltsan
Sakya Pandita Kunga gyaltsan
[изображение]
(15 в.) (тибетский стиль).
Dolpowa Sherab Gyaltsen
Dolpowa Sherab Gyaltsen
[изображение]
(14-15 вв.) (тибетский стиль)
«Красные шапочки» - шамарпы – сторонники одной из школ тибетского буддизма. Считается проявлением ума Будды Амитабхи.

Корона с камнями
Корона с камнями
[изображение]
, 18 в.
Дордже и колокольчик
Дордже и колокольчик
[изображение]
символы тела, речи и ума Будды.

Тибетская медицина.
Yuktok Yundan Gonpo
Yuktok Yundan Gonpo
[изображение]
(708-835) – основоположник тибетской медицины.
Yutok Yonten Gonpo
Yutok Yonten Gonpo
[изображение]
(1118-1193) – известный тибетский лекарь.
Kyenrab Norbu
(1883-1963) – основатель первого Института тибетской медицины.

Диаграммы.
Этапы развития человека и то, что на них влияет
Этапы развития человека и то, что на них влияет
[изображение]

[изображение]

[изображение]
.

Системы человека
.

.

Хвори и откуда они берутся
.

Инструменты
.

для медицинских препаратов.


В коментариях:
- продолжение экскурсии по музею
- Норбулинка – летняя резиденция Далай-лам
Комментарии:
i-lightning
12:47 19-07-2021
Коллекция тангка. Тангка – изображение религиозного характера, выполненное клеевыми красками, отпечатанное на шелке или на х/б трани, также может быть тканевой аппликацией.

Ваджрапани
Ваджрапани
[изображение]
, 14 в. - бодхисаттва. Является защитником Будды и символом его могущества. В буддийской иконографии один из трёх божеств-охранителей, окружающих Будду (Каждый из них символизирует одну из добродетелей Будды: Манджушри — проявление мудрости всех Будд, Авалокитешвара — проявление сострадания всех Будд, Ваджрапани — проявление могущества всех Будд).

Будда Шакьямуни с учениками
Будда Шакьямуни с учениками
[изображение]
, 12 в.

Бодхисатвы
Бодхисатвы
[изображение]
, 12 в.

Мандала
, 14-15 в.

Фрески из Монастыря Шалу
Фрески из Монастыря Шалу
[изображение]

[изображение]
, 14 в.

Тангка «Тибет»
Тангка «Тибет»
[изображение]
, 17-18 вв.

Портрет 5-го Далай Ламы
Портрет 5-го Далай Ламы
[изображение]
, 17 в.

Съезд мудрецов
Съезд мудрецов
[изображение]
, 19 в.

Авалокитешвара
Авалокитешвара
[изображение]
, 18 в.

Портрет 6-го Панчен-ламы
Портрет 6-го Панчен-ламы
[изображение]
, 18 в.. Панчен-лама – второй по рангу лама после Далай-ламы в школе Гелуг тибетского буддизма. Представители этой линии считаются эманациями будды Амитабхи (Далай-лама является перевоплощением бодхисаттвы Авалокитешвары). «Панчен-лама» означает «великий учёный».
Панчен-лама несёт частичную ответственность за нахождение реинкарнации следующего Далай-ламы, и наоборот.
«Желтая шапка» - знак возвращения в монастыри Тибета чистой нравственной дисциплины (школа Гелуг), после изгнания монахов в 10 в.. «Красные шапочки» носят монахи других, более старых, тибетских буддийских традиций, следуя обычаю, принятому у ученых наставников индийской ветви буддизма.

Калачакра
, 18-19 вв. – тантрическое божество, заведующее «Колесом Времени» (используется в наиболее сложной системе тантр - Калачакра-тантре, одна из идей которой – доктрина единства бытия. Калачакра – отождествление макрокосма с микрокосмом, вселенной с человеком. Согласно Калачакре, все внешние явления и процессы взаимосвязаны с телом и психикой человека, поэтому, изменяя себя, человек изменяет мир.)

Ямантака
Ямантака
[изображение]
, 18 в. – гневное воплощение бодхисатвы Манджушри, один из главных идамов (просветленных) тибетского буддизма.

Chamsang Deity
, 17-18 вв.

Ваджрайогини
, 19 в.- тантрическое божество, дакиня, олицетворяющая освобождение человека от всех пороков в сознании, обладающая благими качествами ума и способная реализовать свои возможности для счастья всех живых существ. У нее тело красного цвета, в левой руке капала (сосуд из черепа), в правой руке – нож-дигуг. Она смотрит вверх, в небо, как бы говоря, что тех людей, кто верят ей, она возьмет с собой в Чистую землю – в Кхачари. Ваджрайогини может быть внешней и внутренней. Внутренняя ваджрайогини возникает внутри, при условии создания союза блаженства и сознания, познающего пустоту.

Портрет 4-го Панчен-ламы
Портрет 4-го Панчен-ламы
[изображение]
, 20 в.

Портрет Будды медицины
Портрет Будды медицины
[изображение]
, 18 в.

Танка «Жизнь Цонгапы»
Танка «Жизнь Цонгапы»
[изображение]

[изображение]
, 18 в.. Дже Цонкапа (1357-1419) – тибетский религиозный деятель, мыслитель и проповедник. Вошёл в историю как реформатор тибетского буддизма и основатель школы Гелуг, впоследствии ставшей в Тибете наиболее многочисленной, и игравшей важнейшую роль в политике Тибета и близлежащих стран.

Портрет Ваджракилайя
Портрет Ваджракилайя
[изображение]
, 18 в. - бог тёмно-синего цвета с тремя лицами и часто с 3-мя глазами (Шива?) и шестью руками. У него шесть ног. В его объятиях находится синяя супруга (1 голова, 2 руки). Одной рукой она обхватывает шею супруга, другой подносит ему чашу из черепа (капалу), наполненную кровью.
В двух верхних правых руках, Ваджракилайя держит ваджры (молнии), в левой средней руке у него ритуальный трезубец. Левая верхняя рука сложена в угрожающую мудру, устраняющую вражеские влияния; две нижние руки держат килаю (ритуальный кинжал).
На его спине накидка из человеческой кожи и шкуры слона, символизирующие преодоление привязанности к жизни и невежества. Вокруг талии Ваджракилайи обернута шкура тигра, а вокруг талии его супруги – шкура леопарда. Ожерелье из отрубленных голов накинуто на шею божества. На головах супругов короны. Каждая корона имеет пять черепов. За спиной Ваджракилайи раскинуты крылья Гаруды - царя птиц, чье имя переводится, как «всепожирающее Солнце». В огненные развивающиеся волосы Ваджракилайи вплелась змея. Его браслеты и ушные кольца также изображаются в виде живых змей.
Грозная пара стоит на лотосовом троне поверх солнечного диска, попирая ногами вполне мирно выглядящие трупы врагов. Вокруг супругов море бушующего огня, возникшее из их собственной энергии.

Портрет Будды Майтрея
Портрет Будды Майтрея
[изображение]

[изображение]
(грядущего), 18 в.


Лестница на второй этаж музея
Лестница на второй этаж музея
[изображение]
.

Картинная галерея представлена, в основном соц. реализмом:



И еще .

На втором этаже – детская комната, в которой дети . Там же висит
доска с пожеланиями
доска с пожеланиями
[изображение]
и карта местности, на которой Пуш старательно искал Джомолунгму и показывал, как мы ехали на поезде:
из Синина до Лхасы
из Синина до Лхасы
[изображение]

[изображение]
.

Коллекция нефрита
Коллекция нефрита
[изображение]

[изображение]
.
Мраморный лежащий Будда
Мраморный лежащий Будда
[изображение]
(династия Цин).

Коллекция фарфора.

.

Способ переноски вазочек
Способ переноски вазочек
[изображение]
.

.

Всё.
Всё, что могли, мы осмотрели, поэтому идём на выход.
Панно на 1-м этаже и двери
Панно на 1-м этаже и двери
[изображение]

[изображение]
. Мы на свежем воздухе.

Последний взгляд на музей
Последний взгляд на музей
[изображение]
.
Перешли дорогу и наша следующая, и последняя цель -
Норбулинка
Норбулинка
[изображение]
.
i-lightning
12:47 19-07-2021
2. Норбулинка – «Драгоценный парк» - летняя резиденция Далай-лам (5 мая 2013 года)

[изображение]

Как утверждают тибетские источники, на месте нынешнего парка Норбулинка когда-то был целебный источник, к которому каждый год летом приезжал купаться в источнике Далай-лама 7-й Гэсан Гялцо, отличавшийся слабым здоровьем. Так было положено начало строительству парка Норбулинка. Позже, Далай ламы, еще не приступившие к своим обязанностям, стали временно жить в Норбулинке, проводя время в занятиях и медитациях. Став главой духовенства и администрации Далай ламы продолжали в летний сезон приезжать в Норбулинку и постепенно за парком утвердилось название «летнего дворца» Далай лам.

У входа в парк
.
Отовсюду
видны горы
видны горы
[изображение]
.
Львы, охраняющие парк,
весьма легкомысленные
весьма легкомысленные
[изображение]
.
Двери и вход
.

Норбулинка – место отдыха местного населения. При нас желающих устроить пикник было не много, но по словам нашей сопровождающей, летом на газонах яблоку негде упасть.
Детей чаще всего носят
вот так
– приматывая к спине половичком.

Виднеется
павильон Kalsang Podrang
павильон Kalsang Podrang
[изображение]
.

Мы идем
и
уже внутри
.
В здании - залы для поклонения Будде, спальни, библиотеки и святилища.
Вокруг здания –
клумбы с цветами
.
А мы и идем дальше.
Архитектура –
в тибетском стиле
.

В попытках найти вход во дворец Dadan Mingjur, обходим по периметру
бесконечный забор
бесконечный забор
[изображение]
, проходим мимо
огородов
огородов
[изображение]
.
За нами
внимательно наблюдают
внимательно наблюдают
[изображение]
.
Проходим мимо
вспомогательных помещений
вспомогательных помещений
[изображение]
и, наконец,
заходим
внутрь комплекса.

Бамбуковые заросли
Бамбуковые заросли
[изображение]
. Тут очень неплохо смотрелись бы панды, но на такой высоте они не выживут.
Мы подходим к самому домику 14-го Далай ламы – – построен в 1954 году и внутри есть, как комнаты культа, медитаций и часовни, так и вполне современные кабинет и ванная с водопроводом. Именно в этом доме в Тибете появились первые зеркала, настенные часы, радио, канализация.

Цветочки
.
Вековая ель
Вековая ель
[изображение]
.
Пройдя череду переходов, мы вышли из домика и
пошли в обход
.
Подсобные помещения
Подсобные помещения
[изображение]
.

Через
ворота
от дома Далай-ламы расположен парк: деревья, животные, и .

В парке расположен
Дворец Truzing
– библиотека и хранилище буддистских текстов.
Внутри – статуя Авалокитешвары. Именно поэтому – стены исписаны мантрами
«Ом мани падме хум»
«Ом мани падме хум»
[изображение]

[изображение]
: она читается из углов по горизонталям и вертикалям и из центра по сторонам света.
Домик в парке
Домик в парке
[изображение]
.

Время близится к обеду и нам пора выдвигаться в аэропорт.
По дороге
смотрим в окно
.
Проехали по пустынной автостраде через туннель (охраняем вооруженными людьми).
Где-то недалеко от аэропорта намечается
песчаная буря
.

Дорога домой

Зарегистрировались и избавились от багажа, засели в фаст-фудной забегаловке (ура, есть wifi), прошли контроль, совсем чуть-чуть и мы уже
в самолете
в самолете
[изображение]
.
Мальчики
Мальчики
[изображение]
помахали нам рукой и до свидания, Лхаса.

и .
.
Остановка в . Город покрыт плотным смогом и рассмотреть его толком невозможно.
Часовая остановка, мы
взлетаем и летим
взлетаем и летим
[изображение]
в Пекин.

Путешествие на Тибет закончилось.
LA3APb
17:07 20-07-2021
Ух! А ты все записи делала походу? Или сейчас вспомнила, разбирая фото?
i-lightning
17:10 20-07-2021
LA3APb ненене, сейчас я бы не вспомнила!
Это я тогда же сразу сделала этот фотоотчёт про путешествие (обычно их делаю - хранятся в шапке )))), и всё это жило на дневниках.ру. Сейчас дайри загибаются и это я остатки оттуда переношу)
Подаренка
11:00 21-07-2021
Какой же все-таки суровый край... А ведь люди живут и любят свою землю.

Тибетский буддизм какой-то наполовину индуизм, не? Я в истории несильна, тибетцы они все же китайцы или вообще сами по себе?
i-lightning
11:45 21-07-2021
Подаренка Корнями религия в индуизм уходит, да.
В этнических корнях тибетев я не сильна, нынче, конечно, Китай их считает китайцами, но это отдельная народность со своей культурой и языком.
Край очень суров.