Тень в сумерках
20:25 04-11-2021 Котаро Исака. Поезд убийц.
Ну, вот и пронеслась, как в сказке, гуляльная неделя у Тени! Завтра уже и на работу...Ну, да ничего! Отдохнуть удалось на славу, и на дом время нашлось, и на любимые увлечения. И, в числе одного из самых любимых из них, конечно же, чтение!
За окошком хмурый ноябрь, тихо шелестит дождь, создавая мистический и зловещий настрой...Время тёплого пледа, уютного света торшера, горячего чая и...увлекательных книг! И вот одной из них я хочу поделиться!
В Inspiria выходит новый детективный роман японского мастера, Котаро Исака! И, надо вам сказать, он действительно великолепен!!! Удивительно драйвовое повествование, невообразимые повороты, совершенно непредсказуемый сюжет, несущийся на диких виражах сверх-скоростного японского "Синкансэна", настолько яркий, образный и кинематографичный, что Тень просто не смогла отлипнуть от книги, и прочитала её в рекордно короткий срок!!! Блестящие герои, чернейший и чисто японский юмор, живые характеры, куча невероятных ситуаций...И как же кинематографично всё выписано! Ах, ну почему романы господина Исаки не переводили на русский раньше! В общем, книга из тех, что становятся любимыми с самой первой страницы!
[изображение]
Под морем - впечатления, и немного размышлений о прочитанном.
Сначала - ложка дёгтя...Увы, права на экранизацию уплыли в Голливуд(((((( Это грустно сознавать, ведь, читая, я представляла на главных ролях многих любимых японских актёров! Ну, чего уж теперь...Будем надеяться, что и на родине сумеют снять фильм, исключительно для "тех, кто в танке"...
А теперь, непосредственно, к книжке!
И, прежде всего, земной поклон талантливейшему переводчику, благодаря которой роман, поистине, "заиграл"! Анаит Суреновне Григорян - памятник за такую аккуратную, грамотную, трудоёмкую, масштабную литературную работу!!! Тень давно читает современную детективную литературу Азии, и уже смирилась с кривым переводом с английского, убивающего красоту текста просто на корню...Читаешь, словно бы "глухой телефон", получившийся "перевод перевода" - корявые предложения, куча стилистических ошибок, исковерканные предложения, которые начинаешь перестраивать в голове самостоятельно...Это ужас и караул! И - да, я могу оценить игру фантазии автора, могу порадоваться нестандартным подходам к важным общественным проблемам, что он затрагивает, могу вместе с ним принять участие в литературной игре, пытаясь разгадать лихо закрученную интригу...Но одного не могу точно: я не могу оценить язык, ибо он, как правило, бездарно убит переводом. Намертво!
И вдруг - такое сказочное диво!!!! Такой профессиональный подход к тексту! Он читается легко, будто песня льётся, он образный и яркий, там даются сноски на упоминаемые в тексте произведения, политические события и психологические эксперименты (угу, большинство их Тени уже известны, но не каждый же читатель может об этом знать!). И, наконец, там шикарно обыгрывается тонкий японский юмор, основанный на "игре слов и иероглифов", и подробно объясняется в сносках, что же хотел сказать герой, и на чём строится та, либо иная шутка! Это пять!!! Нет, десять!!!! Спасибо громадное госпоже переводчице! Это же сколько удовольствия получает читатель! А вот и секрет свежести и лёгкости текста - перевод-то, в кои-то веки, напрямую, с японского!!!! Браво!!!
Вот хочется от души пожать руку переводчице, и искренне сказать: - От всего сердца спасибо вам за ваш труд!!! Домо аригато годзоимас!!!!
А теперь, после изъявления восторгов переводу, к самому роману. Это самый настоящий остросюжетный детектив, совсем не похожий на обычный японский роман, и, тем не менее, всё же японский, до мозга костей! Только японцу могла прийти в голову такая сумасшедшая идея - свести на сверх-скоростном "Синкансэне" целую толпу наёмных убийц, с самыми разными заданиями, работодателями и заказами, и бросить этот вот перепутанный клубок желаний, мотивов, целей и нереализованных планов, чтобы посмотреть, а что же из всего этого получится? Кто всё это затеял? И, самое главное, кто же останется в живых в финале?..
Якудза, бывшие и действующие наёмные убийцы, случайные попутчики и неслучайные пассажиры, школьник-социопат и бывший алкоголик в завязке, "сладкая парочка" фруктов и тихий школьный сэнсэй-учитель, развесёлые бабушка с дедушкой и самый невезучий наёмник на свете, повенчанный с самой Госпожой Неудачей...Вот это громокипящий коктейль! Якудзачьи шуточки, непредсказуемые повороты сюжета, смех сквозь слёзы и просто смех, страх, ярость, возмущение и гнев, - это же надо, насколько эмоциональным получилось повествование!
Впрочем, помимо ураганного действия, господину Исаке очень удались портреты действующих лиц. Все - яркие, и, что удивительно, к ним проникаешься симпатией, несмотря на их глубоко криминальный образ жизни!
Пробежимся же по галерее главных действующих лиц.
Кто это у нас сопровождает сына местного якудзачьего босса, господина Минегиси (ух, вот бы Сато Койчи на его роль!)? Парочка якудз, Лимон и Мандарин, в просторечии - "Фрукты"!
Ух, какие контрастные и колоритные ребята! Внешне - просто "двое из ларца, одинаковых с лица", но характеры совершенно противоположные! Лимон - этакий простодушный и недалёкий якудзач, привыкший выполнять свою работу быстро и с огоньком...Единственное произведение, влюбившее его в себя, - давний мульт-сериал "Паровозик Томас"! И эдакий вот Нагасе Томоя просто фанатеет от подобного кавайного творения, сравнивая всех вокруг с героями-поездами! Зато его напарник - настоящий интеллектуал, вежливый, обходительный, и рациональный! Вот уж кто "уложит клиента без шуму и пыли"! Он умеет просчитать последствия любой сделки, найти выход из сложнейшего положения, и умудряется остаться в выигрыше! Этакий ослепительно улыбающийся Исэйя Юскэ! Но вот эти ребята по-настоящему ценят друг друга, и, несмотря на различия, каждый из них искренне предан своему напарнику. И очень переживаешь за эту парочку - даром, что убийцы, но...такие яркие и симпатичные личности!
А вот невезучий товарищ, вляпывающийся во все возможные, и даже невозможные, неприятности - господин Нанао, с милым прозвищем "Божья Коровка"! О, нет в поезде столь неуловимо скрывающегося и быстро соображающего молодого человека...Он и его невидимая напарница, подыскивающая ему "самую простую на свете работу", Мария, привыкли работать в тандеме. Вот только лёгкое задание "украсть чемодан и сойти с поезда на первой же станции" оборачивается смертоносной каруселью! Ах, как здорово бы смотрелся в этой роли Окада Дзюнъити, тем более, что и владение боевыми искусствами у товарища имеется! Когда читала, прямо представляла в этой роли его - внимательный взгляд тёмных глаз, и обаятельнейшая улыбка!
А вот алкоголик в завязке, бывший наёмный убийца, севший в поезд, чтобы отомстить тому, кто столкнул с крыши маленького сына, до сих пор пребывающего в коме...Человек с потухшими глазами, вечный неудачник, отчаянно переживающий личную трагедию...А вот его хорошо бы сыграл Кагава Тэруюки! Роль прямо под него! И тоже - какой неоднозначный образ получился! С одной стороны - человек, свернувший на скользкую криминальную дорожку, но - неравнодушный к происходящему! Недаром именно к нему обратились за помощью ребята-школьники, разуверившиеся в помощи взрослых...
Развесёлая семейка, "бабушка тоже рисковала!!!" (кто смотрел КВН, поймёт) - неунывающая парочка, старички-разбойнички! Ух, какие же это замечательные озорные пенсионеры! Да, есть у Японии самое настоящее секретное оружие - аккурат, такие, вот, бабушки-дедушки! Дедушку запросто отыграл бы Кохината Фумиё, а какая мировая бабушка была бы из Каори Момои!!! Ух, как пробирал бы холодок от её вежливого: "Дорогой"!
А вот и давний соперник господина Нанао, работающий под кодовым именем "Волк"! Да тот же Кэнта Киритани смотрелся бы в его образе очень даже неплохо!
А вот и мирный школьный учитель, неизвестно что забывший в этом сверх-скоростном экспрессе...Удивительный человек ,с талантом слушать и слышать, и умеющий чувствовать своего собеседника, как никто другой...А вот интересно было бы поставить на эту роль Нисидзиму Хидэтоси...
Впрочем, как же наш главный антагонист? Этакий лощёный японский школьник, спортсмен, отличник, а по совместительству, и социопат-интеллектуал, Принц? А вот...тут привычный каст отказывает. Не настолько знаю японскую молодёжь, чтобы подсказать, кто бы мог этое сыграть...
Действительно, всем действующим лицам романа и сопереживаешь, и сочувствуешь, за них беспокоишься, расстраиваешься, огорчаешься и радуешься...За всех, кроме нашего "очень хорошего мальчика". Настолько, что от его, отлично прописанной личности, и правда, начинает тошнить...Это надо, так ярко обрисовать! Оджи Сатоши - личность воистину омерзительная...
Тень долго пыталась понять, кого же он мне напоминает...И поняла - да это ж Цзинь Гуаньяо! Ага, вот, тот самый, из "Магистра Дьявольского Культа"! Во всей своей "красе"! Садист с замашками убийцы, только вдобавок напрочь лишённый трагичного флёра "нищастного детства, и деревянных игрушек, привинченных к полу"! Жизнь у нашего Сатоши на редкость блестящая, сытая и благополучная. Любящая семья, элитная школа, состоятельные родители...Так и хочется спросить - эй, а откуда оно такое выросло? Что и почему пошло не так? Откуда такой зашкаливающий садизм, такое безумное наслаждение чужими страданиями? И - блестяще прописанный взгляд на мир подобных "хищников", привыкших жить по принципу "человек человеку волк". К каждому из героев он обращается с одним и тем же вопросом: "Почему нельзя убивать людей?" Нет, ну вот взрослым-то можно! Есть же в мире войны, страны, в которых происходит геноцид, смертная казнь, в конце концов. Вот взрослым убивать можно...А ему, самому Принцу, что, нельзя, что ли? Почему нельзя?..
Каждый из находящихся в поезде людей даёт ему ответ на этот вопрос...Эти ответы разные, и охватывают разные категории: этическую, нравственную, политическую, даже обычную, житейскую...И ни один из ответов нашего Принца не удовлетворяет! Нет, ну ему же ХОЧЕТСЯ!!!!! А его желание, как самого умного, самого хитрого, самого хищного, и далее по списку - это ЗАКОН!!! Ему нравится "ломать" людей, заставлять их играть по его, принцевским, правилам, держать в страхе, причинять боль - чем сильнее, тем лучше! Сцена с собакой вообще ужасна...Счастье ещё, что там Кимура подоспел, и для четвероногого друга и его хозяина-бедолаги всё так хорошо закончилось...
Вот, к сожалению, хорошо видно, как все тормоза, срабатывающие у нормальных людей, бездарно буксуют в случае Принца. Ему хочется - для него единственный аргумент, перед которым все остальные не имеют ни малейшего значения...
Вот таким и бывает настоящее Зло. Очень хорошо показали его изнутри! Оно лишено обаяния. Оно нисколько не объяснимо! Оно просто...есть. И Сатоши причиняет боль другим не из-за какой-то внятной личной причины, а просто потому, что может её причинить! Вот и вся мотивация...И объяснять его себе бесполезно - он только посмеётся и над чужим сочувствием, и над попыткой войти в его положение, и над чужой добротой. Он её вообще не воспринимает. Он видит только выгоду, и собственные удовольствия! Жуткий, вывернутый наизнанку внутренний мир, из которого хочется побыстрее выбраться, как из липкого, зловонного болота, или выгребной ямы...Недаром один из героев, говоря про Сатоши, этого чистюлю, одетого с иголочки, говорит, что тот "воняет"...Верно сказано!
Так что же опрокидывает всю, столь безупречно выстроенную, извращённую логику Принца?..Плохо не иметь критического отношения к себе любимому, дорогой товарищ, потому как тогда забываешь главное правило, "как ты поступаешь с людьми, так и они поступят с тобой!" Можно дурить народу голову ложью, можно хитроумно играть на людских пороках и слабостях, можно ломать чужие хребты и судьбы...Но в мире, где живут одни хищники, и где каждый жрёт другого, будь готов к тому, что тебя так же съедят! Кто-то, более сильный, более опытный и более хитрый! Сколько верёвочки ни виться, конец будет один...Н-да, и вот этого конца никак не ожидал для себя наш лощённый умник Сатоши...
И это - единственный персонаж, к которому у Тени не нашлось и капли сочувствия...Увы.
Впрочем, не будем о грустном. Парвозик из Ромашкова...Ой, простите, японский "Синкансэн" уже прибывает в конечный пункт своего назначения. Сходят немногие оставшиеся в живых пассажиры, а где-то далеко, в городской больнице, маленький мальчик, долгое время находящийся в коме, наконец-то открывает глаза. Доброго утра, малыш!
Что ж, вот такая, весёлая и злая, серьёзная и печальная, яркая и драйвовая вещь, с хлёстким названием, "Поезд убийц"...
Приятного шелеста страниц!
Комментарии:
i-lightning
14:08 14-11-2021
о, да. Принц получился настолько тошнотворно омерзительным априорным Злом, что сочувствовать ему не получалось никак.
Тень в сумерках
14:30 14-11-2021
i-lightning друг))))) Невозможно. Нечему там сочувствовать, абсолютно! Когда думала ещё - вот как раз над тем, что же там и почему пошло не так...Наверное, ответ-то на поверхности лежал, просто казался настолько очевидным, что Тень его...не заметила.
Избалованность. У него же всё было! Семья, видимо, считала, что главное - обеспечить материальным и интеллектуальным, а вот что нужно ещё и нравственно воспитывать - это вот было упущено.
Хотя...Ну вот же, бабушка, искренне любящая внука! Он же её вспоминал (и опять, как!!! С насмешкой!!! Хорошо было дурить голову недалёкой старушенции!)! Почему он вообще не восприимчив к любви? .. Вот просто, никак?..
Явное психическое расстройство...Семья - не заметила, а он превосходно маскировался, и творил, что хотел...И такие желания...просто изумляешься, в подростковом-то возрасте!
И ведь так ярко выписан!!! Многих антагонистов может вспомнить Тень, но чтоб вот...такое...Автор молодец.
i-lightning
15:44 14-11-2021
Мне кажется, что именно в этом и суть "Поезда" - показать прекрасных наёмников, которые те ещё головорезы и (по-чесноку) те ещё аморальные уродцы с точки зрения общественной морали и закона. Но при этом Зло - не они. А Зло - это вот этот милый мальчик, у которого просто в башке альтернативная вселенная. И можно, конечно, отмахнуться и сказать, "ну, что там с него взять, он же психопат, там всё внутри альтернативно", но на деле именно это и выносит в космос - какой-тот тотальный адок, когда совершенно обычная семья, нормальные условия, все задатки в какой-то момент обнуляются и из условно обычного мальчика вылупляется чудовище. И этот момент никак не отследить, не проконтролировать и никто не сможет дать гарантий, то обычный мальчик вот сейчас идущий рядом с рюкзачком из школы не такое же сорванное чудовище. И можно пытаться понять или ну, хоть как-то притянуть к нормам человеческого общества, но на деле это какая-то невообразимая пропасть между ним и нами (мною).
И именно это попадает в прекрасный контраст с милейшими человечными убийцами.
У них есть кодексы, какие-то понимания правил поведения, свои законы и убеждения. Они понятны!
А это чудовище - нет.
Тень в сумерках
15:19 15-11-2021
i-lightning да! Точно! Именно так!!!
в этом и суть "Поезда" - показать прекрасных наёмников, которые те ещё головорезы и (по-чесноку) те ещё аморальные уродцы с точки зрения общественной морали и закона.
Они сделали убийство своим образом жизни, и это, конечно, неправильно! И Фрукты, и Асагао, и Кимура, и бабушка с дедушкой, и даже Нанао - они убивают. Отнимают чужие жизни! Но это не отменяет того, что плохой поступок может совершить неплохой, в общем-то, человек...И те истории, которые показывает автор, как раз об этом и говорят. Вот подсмотренные читателем кусочки детства Лимона...Будешь тут искать чего-нибудь доброе, чистое, светлое, если живёшь подобным вот образом...Он и уходит в мультяшную историю "Паровозика Томаса", потому что хотел бы жить в таком мире! Добром, чистом и светлом! А не там, где и как пришлось...
И он - настоящий друг Мандарину. Так же, как и тот - ему...Вот вроде бы, прикалываются они один над другим, задираются своей инаковостью и непохожестью...
Но когда приходит беда, оказывается, что каждый очень хорошо знает другого. И Мандарин находит оставленную ему подсказку - наклейку с паровозиком, и безошибочно решает головоломку...А в личных вещах Лимона находится данная когда-то им Мандарином книга...И он её читал!!!
И вот с тот момент, когда Мандарин закрывает перед носом Сатоши дверь тамбура...Я его так отчаянно-хорошо понимаю!!! Так ярко и сильно переданная потеря...
Вот...живые же получились ребята...И хотелось бы, чтобы у них по-другому сложилась жизнь, без якудзаачьих разборок и всего вот этого...Но...они же всегда возвращаются))) Хорошо бы, что в следующем перерождении им повезло больше!
Но при этом Зло - не они. А Зло - это вот этот милый мальчик, у которого просто в башке альтернативная вселенная.
Да. И вот это...не просто сбивает с толку...просто выносит. Напрочь.
Такое живёт. Существует. Идёт себе куда-то, со своим школьным рюкзачком, и продолжает размышлять, как взять какого-нибудь человека, и побольнее его сломать...Не просто отвинтить ручки-ножки, нееет, выдрать с корнем все его ценности, расколоть самооценку, унизить в его же собственных глазах, растоптать чужое достоинство...Нипочему. А просто - хочется! Какие средства для этого использовать. Как затянуть агонию...Как не упустить из разыгрываемого зрелища ни единой сцены!
Оно просто - есть. и это вымораживает.
какой-тот тотальный адок, когда совершенно обычная семья, нормальные условия, все задатки в какой-то момент обнуляются и из условно обычного мальчика вылупляется чудовище.
Да! Я понимаю, когда "что-то пошло не так " у неудачливого Нанао...Когда трудное детство не дало и шанса Лимону...Когда сломался Кимура...
Но у него же всё хорошо!!!! У Принца всё хорошо изначально! Почему так?
И этот момент никак не отследить, не проконтролировать и никто не сможет дать гарантий, то обычный мальчик вот сейчас идущий рядом с рюкзачком из школы не такое же сорванное чудовище.
Да. Не всегда проблемы психики вылезают наружу...
И можно пытаться понять или ну, хоть как-то притянуть к нормам человеческого общества
Увы. Вот все пассажиры поезда пытались это сделать!!! И все - ВСЕ!!! - потерпели поражение! (но самый замечательный ход продемонстрировал дедушка. Он не стал отвечать на вопрос сам, сразу же лишив Сатоши права сказать - э, да по кой же ты мне говоришь, что нельзя, когда сам убиваешь? Он вместо этого адресовал вопрос учителю! Ну как так, пацан, ты вот считаешь себя таким умным, а таких простых вещей не сознаёшь!!! Вот учитель тебе всё и расскажет! И тот выдаёт ему целых три категории ответа, но ни один не удовлетворяет Сатоши!)
"Почему нельзя убивать?" - это вопрос границ. В каждом обществе есть границы. То, что можно делать, и то, что нельзя...
Мир Принца действительно "альтернативный" - у него нет границ. Никаких. Ему можно всё!!! Просто потому, что это - ОН!!! И об эту вот извращённую логику всё и разбивается! Ему НРАВИТСЯ причинять другим страдания. Это возбуждает и приносит удовольствие. А с чего бы это ему прекратить это делать, коли с подобного ему так хорошо? Какие-такие другие? Да плевать он на других хотел!
И всё...В мире Сатоши невозможно следовать общественным нормам. Он презирает общество, и не хочет в него вписываться. Не потому, что не может (маску-то обывательскую носить его соображалке хватает!), а потому, что не хочет! Пользоваться благами общества и цивилизации - это завсегда пожалуйста, а ответственность и всякие там обязанности и границы - не-а, это вы себе оставляйте.
Вот вам и загадка, которую никак не решить...Вот как такое социализовать, когда оно этого вообще ни разу не желает?..
на деле это какая-то невообразимая пропасть между ним и нами (мною).
Да.
И именно это попадает в прекрасный контраст с милейшими человечными убийцами.
У них есть кодексы, какие-то понимания правил поведения, свои законы и убеждения. Они понятны!
А это чудовище - нет.
Полностью солидарна!!! Громадное спасибо за обсуждение и разговор)))) Согласна с вашими заключениями.
i-lightning
15:56 15-11-2021
.живые же получились ребята...И хотелось бы, чтобы у них по-другому сложилась жизнь, без якудзаачьих разборок и всего вот этого..

ой, Фрукты - это вообще милаши такие. Ромашки в глазах мешают смотреть. И паровозики, и книги - вот, насколько чудесные образы получились, с этим убеганием в параллельные миры, да.
Я понимаю, что жанр - гангстерская трагикомедия с чисто японским чернушным юморком - предполагает, что у читателя, ну, или зрителя) будет подвинута точка сборки. И умом понимая, что вот эти люди - поголовное большинство романа - уголовники и жестокие ублюдки, всё равно им сопереживаешь и симпатию они вызывают. Потому то голова расставляет границы между "хорошо" и "плохо", а эмоионально они все близки.
Но мальчик - аааа, как меня от него бомбило. Каждое появление - вот, кажется, уже дно достигнуто но - нет. Дна нет. Очень тошнотворный мальчик получился. Но тут я перед автором снимаю шляпу: мало у кого получаются настолько убедительные психопаты.

Громадное спасибо за обсуждение и разговор))))

Вам спасибо! Если бы не отзыв, я бы, может, и не прочитала - Инспирия часто порожняк гонит.
Ну, и вообще, пользуясь случаем - спасибо за всё остальное))))) Я с удовольствием читаю и исторические, и культурологическо-художественные посты. Очень интеерсно! Пасип)

Если что, со мной можно на ты)