По теме удивительно мало литературы. То есть вот совсем как-то ничерта, хотя казалось бы.
Собственно единственное что я смог найти внушающего доверия - это сабж, который перевод цикла лекций, зачитанного в чикагском университете в аж в 1956 году, да еще на французском. Мне казалось оно всем интересно, а ты посмотри.
Есть книги по отдельным обрядам в отдельных культурах, а вот сборник я нашел только один.
Окей, я довольно по диагонали пойду. Впрочем книжка маленькая, 350 страниц очень очень крупного шрифта.
Автор пишет, что обряды посвящения были практически во всех культурах, и только после них человек допускался в некому "тайному знанию". И возможно как раз особенность современного мира в том, что никаких обрядов нет, как минимум теоретические знания доступны всем (только никому не нужны ахах).
В основе всех обрядов инициации находится эмуляция смерти и перерождения. Ребенок умирает, взрослый рождается.
Обряды посвящения бывают трех типов:
1) Обряды взросления - характерные в первую очередь тем, что их проходят все поголовно независимо от желания
2) Обряды вступления в группу - их наоборот требуется еще заслужить, хотя бывают и насильственные вариации
3) Обряд принятия на себя особой роли, например шамана
Вторая и третья группы по большему счету одно и то же.
Обряды австралийских племен
Проводятся только среди мальчиков. Обычно сопровождаются травмами - удалением зуба, нанесением порезов, татуировок, удаление крайней плоти (тема так распространена среди разных культур видимо потому что с одной стороны не видно, с другой адски больно и назад не отрастет). В лучшем случае сбривание волос.
Все это длится неделями, сопровождается танцами плясками. Обряд посвящения для одного племени проводит другое, то есть детей отправляют к совершенно незнакомым им людям, которые еще ходят в масках, те выстраивают сцену и там проводят постановки легенд сотворения мира, то есть у детей возникает ощущение будто они перенеслись в прошлое.
Главное, что меняется после посвящения - ребенок далее не живет с матерью. У некоторых племен обряд максимально упрощен, фактически только разделение детей с матерями и происходит.
Часто посвящение совмещено с обучением - детей обучают какие у них теперь будут обязанности перед племенем. Это все знание запретное для женщин. Параллельно рассказывается сама мифология. Опять же это запретное знание.
Некоторые племена ассоциируют приближение бога с звуком трещоток и прячут детей в темноте, так что они думают будто бог приближается чтобы их сожрать, после чего в последний момент освещают их и показывают что это была постановка. Это финал инициации.
Часто этот звук ассоциируется с богом и у женщин и у детей все время взросления, взрослые мужчины изображают нахождение бога или некоего монстра недалеко от лагеря. В финале посвящения когда дети узнают, что никакого монстра нет - они обязаны хранить эту тайну от всех. Женщины этого так и не узнают всю жизнь.
Часто посвящение сопровождается особой диетой, плюс три дня посвященным не дают спать, видимо чтобы сильнее торкнуло. Эти дни неофиты отождествляются с призраками, духами мертвых, между ритуалами смерти и перерождения. Им запрещается говорить, касаться пищи руками, поднимать взгляд от земли, или вообще даже открывать глаза (делают повязки), часто даже вставать и т.п. разнообразные ограничения.
В Африке, Латинской Америке и в Океании обряды довольно похожи. Обряды чаще заточены под чувство страха, а не про перерождение через боль. Все это с доведением до истощения, то есть физическим испытанием.
Частый атрибут - выдача нового имени.
Чувство страха важно для симуляции смерти, таким образом ребенок ощущает будто реально умер. К примеру делают испытание - перейти под бревну через яму, переплыть ручей и т.п. и в процессе на ребенка набрасываются взрослые в масках и шкурах, изображающие зверей. Это инсценировка смерти.
Для больше убедительности отдельные люди изображают предыдущих испытуемых которые не справились - они появляются перед детьми измазанные кровью и падают, изображая смерть, таким образом детям внушается мысль, что в предстоящем испытании можно реально умереть.
Не редко начало обряда - похищение детей духами (актерами) из селения, или инсценировка нападения другим племенем. Во время инсценировки опять же взрослые изображают и битвы и убийства.
Если ребенок не проходит испытание, к примеру отказывается идти через яму или нарушает условия табу - его убивают по настоящему. Родным сообщают, что его съели духи, или что остальные смогли возродиться после смерти, а он нет. То есть в инициации не все инсценировка, его можно не пройти, и второго шанса нет.
В том числе испытуемых избивают или заставляют есть растения, от которых им становится плохо. Опять же это все часть инсценировки смерти.
Часто это сопровождается инсценировкой пожирания ребенка богом-монстром, и уже у него в желудке его штырит, его бьют и т.п. Это же и воплощение ада, то есть взрослый уже заранее знает куда попадет после смерти, потому что уже умрал.
В некоторых племенах детей во время посвящения обучают отдельному языку, который не могут понять женщины и непосвященные.
Право самим устраивать такие ритуалы - есть не у всех взрослых, это отдельный узкий круг внутри племени. То есть сама по себе инициация это только первый обязательный этап. Остальные этапы могут последовать, а могут и нет.
Глава про обряды посвящения девушек. Эти обряды значительно более редко встречаются, но бывают. Они, в отличие от мужских, индивидуальные, а не групповые. С началом первой менструации девушку изолируют и начинают обрабатывать. Испытаний для девушки не делается, просто изоляция (на месяцы) и обучение местной мифологии. Пищевые и прочие табу присутствуют. Все это только в матриархальных обществах, то есть племен где обряды инициации были и у мужчин и у женщин нет или почти нет. Либо одно либо другое, в зависимости от того, кто управляет семьей, он же и посвящен в тайное знание. Остальной прицеп не считается.
Автор много подробно объясняет символику. Это мне не так интересно, да я ее и так понимаю.
Кстати к каждой главе под сотню ссылок источников. Сразу видно приличного человека.
Основные стилистические темы обряда:
1) Схождение в ад
2) Путешествие в прошлое в эпоху богов
3) Путешествие в мир духов
4) Во внутренности монстра
5) Возвращение в чрево (бога) матери
Они конечно могут и комбинироваться.
Далее постепенно автор переключается на посвящения в разные тайные группы, посвящения воинов и шаманов, и это мне уже не интересно.
Далее что от посвящений осталось в крупных религиях. Во-первых индуизм, где куча разных обрядов осталось до сих пор. Тоже самое в Тибете, собственно перерождение через медитацию это оно и есть. Плюс довольно много этого добра осталось в индийских легендах.
Далее Греция и Рим, где все это (как и везде) было в доимперскую эпоху. Поход Тезея в загробный мир, лабиринт минотавра. Впрочем здесь уже начинается Пропп и Кэмпбэл, по которым вся вообще классическая драматургия стоит на обрядах инициации. Короче далее автор очень подробно повторяет Проппа, все это я знаю.
И все.
Ну в целом интересно вообще.