Тень в сумерках
15:29 09-04-2024 Кто читает сердце Тьмы...
И ещё одна книга, пришедшая к нам из Страны Утренней Свежести! Практически, настоящее документальное произведение о том, насколько непросто приходилось внедрять в корейскую полицию новые западные технологии, а именно - профайлинг. Книга Квон Ирёна и Ко Наму, "Кто читает сердце Тьмы"! И снова, вначале Тень смотрела дораму, "Те, кто читает сердца Зла", а потом уже увидела книгу!
Скажу сразу - ТВ-экранизация - это художественное произведение, основанное на документальном источнике, а вот сама книга такой документальный источник и есть! В ней много сходного с ранее прочитанными книгами о профайлинге американских авторов. Да, Тень увлекается криминалистикой, и кое-что имеет в своём багаже...Читала и труды Джона Дугласа, и Роберта Д. Хаера, и Лидии Бенеке, и Марты Стаут, и Петра Ганнушкина... Хотелось разобраться, что происходит с человеком, отчего он так сильно изменяется, под воздействием чего превращается в серийного маньяка...И корейская книга в этом плане написана очень и очень профессионально! Впрочем, по-другому и быть не может, ведь её автор - первый профайлер Южной Кореи, и рассказывает он о том, как долго и трудно продвигалась новая наука в приверженной традициям стране...
[изображение] [изображение] [изображение]
Под морем - как всегда, немного размышлений, и красивые кадры из сериала, с парой запоминающихся клипов.
[изображение] [изображение] [изображение]

Да, нечасто читаешь книгу, которую смело можно считать автобиографией! Всё повествование Квон Ирёна - это долгий рассказ о создании профайлинга в Корее, и обзор дел, в которых поиск преступника по психологическому портрету помог отыскать виновного.
Что ещё интересно, так это то, что, кроме снятого по мотивам книги сериала "Те, кто читает сердца Зла", есть ещё один, в сценаристах которого засветилась ученица Ирёна, Ким Ын Хи, "Сигнал"! Эта ТВ оказалась настолько яркой, что получила приз 2016 года, а по её сценарию была снята и японская версия. Среди криминальных триллерных вещей "Сигнал" стал одним из самых любимых!
Сериал, снятый по книге, тот, что про "Сердца Зла", тоже оставил яркий след в душе. Вот он оказался превосходным дополнением к суховатому, документальному, я бы даже сказала, протокольному, языку романа - игра актёров там на высоте, и роль первого профайлера Кореи, сыгранная Ким Нам Гилем - одна из самых ярких криминальных образов вообще!
Ну, а теперь, после кинематографических представлений, перейдём к книге!
Профайлинг пришёл в Корею не так давно - всего лишь в 90-ых годах 20 века. Долгое время криминальная психология не получала в стране ни должного внимания, ни развития. Как и многие страны Азии, подверженные традиционному укладу, Корея на западные новинки смотрела предвзято, и с очень большим подозрением...
Какие вам новые методы! Чем вам старые-то не угодили! И ладно бы, дело касалось новых технологий, связанных с исследованием анализов, ДНК-тестов и прочей мудрёной техники...А тут...Психология! Ха! Тоже, наука выискалась! Всё у нас в Корее, исконно-посконно - если убил, то ищи мотив, и найдёшь преступника. Ищи, кому выгодно! В основе преступления всегда лежит интерес - денежный, либо связанный с всем известными и понятными человеческими страстями: гнев, ненависть, месть, неразделённая любовь или же ревность! Чего ж ещё тут выдумывать?..
Вот только Ирён следил за мировыми новостями, и видел, как на мировую арену выходит новый тип преступника - человек, совершающий преступления без видимого мотива...
Серийный маньяк. Ему не важно прошлое жертв, ему не нужны деньги, его не трогают обычные человеческие чувства - он просто идёт...и убивает! Детей. Женщин. Стариков. Он выбирает слабых и беспомощных жертв, и вымещает на них неописуемую злобу и невероятную жестокость! Как? Зачем? Почему? Что превращает человека....в чудовище?..
Ирён читал труды Хаера и Дугласа, и понимал - рано или поздно подобное случится и в Корее...
Впрочем - вот ведь необычный факт! - психологического образования у Ирёна не было. Долгое время он был обычным полицейским, неплохим практиком, вовсе не теоретиком. Труды психологов предоставил ему шеф, который вознамерился открыть новый отдел в полиции, который занимался бы изучением поведения преступников. Поначалу кто только не ставил ему палки в колёса! Что за глупая и бездарная трата общественных денег! Зачем нам нужны "гадатели", предсказывающие, кто же совершил преступление! Это же курам на смех - пытаться поймать убийцу, проанализировав его способ мышления! Да какая вообще разница, что он там себе думает!
А Ирён упрямо изучал предоставляемые дела. Более того, он посещал тюремные изоляторы, и беседовал с преступниками! Его вопросы не касались выявления их вины - он расспрашивал о семье, детстве, образе жизни...
К чему же эта словесная мишура?..Зачем стараться влезть в башку психически больного ублюдка? Чем это вообще может помочь делу?..
Но советы, которые давал Ирён, и первые характеристики, основанные на психологическом анализе преступлений, неожиданно начали давать неплохие результаты! Убийц удавалось задержать, даже с весьма небольшим количеством улик!
Постепенно отношение к маленькому отделу менялось. У Ирёна появились ученики, и даже ученицы! Стаж его деятельности впечатляет, так же, как и раскрытые с его помощью дела. Он - не кабинетный учёный, он практик, работавший в оперативной группе, да и в полиции он оказался случайно...Но именно работа в полиции превратила его в настоящего профессионала.
Роль профайлера в деле минимальна. Он приходит на место преступления, когда оперативная группа уже уехала. Он изучает документы и доказательства, которые собрали для него другие. Он должен проанализировать порою несколько дел сразу, и вычленить черты сходства, либо найти различия. Он человек, и тоже не застрахован от ошибок.
[изображение] [изображение] [изображение]

Какие же сложности в работе профайлера выделяет Квон Ирён? Прежде всего, необходимо абстрагироваться от происходящего. Не дать чувствам и эмоциям захлестнуть себя, и сбить, таким образом, с толку...Нужно стараться глядеть на место преступления не глазами обычного человека, переживающего шок и горе близких жертвы. Нужно учиться видеть картину преступления глазами того, кто его совершил. Вы только представьте себе! Пытаться понять, как было совершено убийство, кого преступник выбрал в жертвы, чем он руководствовался, убивая, какой способ был им выбран, и почему - именно такой...Свихнуться же можно от подобных размышлений!
Ирён долго беседовал с уже пойманными преступниками, чтобы изучить их стиль мышления, узнать, что в детстве, или же юности подтолкнуло на роковой шаг, какие мотивы преобладали...
В ТВ есть сцена, когда он ведёт допрос одного из задержанных убийц, внимательно и доброжелательно расспрашивая своего жуткого собеседника о подробностях его жизни.
- Вы меня понимаете! - зажигается огонёк в глазах пойманного маньяка. - Я так рад!!!
- Да как ты смеешь?!!! Ты что же, совсем не осознаёшь, какое горе причинил родным убитых? Какую боль испытывали жертвы? Да захочет ли кто понимать такого изверга!!! - не сдержавшись, кричит Ирён в ответ...
Увы, у преступников нового времени нет такого понятия, как "сочувствие"...И снова автор задаётся вопросом: "Почему?" Что же происходит с обществом, если появляются подобные люди? Что приводит к возникновению серийных убийц? Сильное расслоение общества? Жестокость и насилие в семьях? Низкий уровень жизни? Неграмотность и нищета? Алкоголизм родителей? Откуда растут корни такого ужасающего изуверства?..
Авторы книги указывают на экономические причины - из феодальной страны Корея резко влетела в строй капиталистических держав, гонка за успехом вызвала сильнейшее расслоение общества, злость у тех, кому не повезло добиться чего-либо значимого в жизни психологически искалечила людей…
Не вполне согласна с подобным мнением. Конечно, бедность и нищета трущоб многих заставляет влиться в криминальную среду, но не все же становятся убийцами, и, тем более, серийными маньяками! А как быть с психопатами из богатых семейств? Увы, хороший уровень жизни не является страховкой от возникновения подобных личностей...Видимо, кроме экономических рычагов, есть и другие...
На деле, причин много, и они самого разного характера. Есть и биологические - слабо развиты лобные доли головного мозга, "ответственные" за сочувствие и эмпатию, и социальные - даже весьма эмпатичного ребёнка можно изувечить, попади он в жестокую криминальную среду...
И здесь большая роль отводится государству - если личность растёт в невыносимых, нечеловеческих условиях, то что же удивляться, если и человек из него не получается?..
Ирён приводит в пример биографии первых обнаруженных официально корейских маньяков, и сразу же вычленяешь общее в их жизни: насилие, пережитое в детстве, отсутствие порою даже начального (!!!) образования, жестокость в семье, практически полное отсутствие простейших социальных навыков...Такие вот дела, господа-товарищи...
Впрочем, вернёмся к профайлингу. Психологическое давление подобной работы очень велико. Сам Ирён пережил сильнейший нервный срыв, вызванный особенностями его работы, уложивший его на больничную койку. Не так-то просто - узнавать, что порою скрывается под маской человеческого лица...
Человек, работающий с подобным материалом, должен удержаться на тонкой грани: погружаясь в чуждый тип мышления, нужно уметь вынырнуть наружу, чтобы не утонуть в чужой Тьме! Стараясь предугадать поступки преступника, нужно уметь оставаться человеком.
Чем ещё хороша книга - её автор сам долгое время работал полицейским, и не устаёт твердить о важности этой работы; а то у читателя, насмотревшегося модных сериалов, складывается впечатление, что профайлинг - это основная работа в следствии! На деле, большая часть ложится на плечи следователей, оперативников, опрашивающих свидетелей, собирающих доказательства, проводящих анализ найденного лаборантов...Это - невидимая часть айсберга, рутинная и каждодневная работа, которая, тем не менее, и приводит к поимке преступника!
Автор приподнимает завесу над изнанкой полицейского расследования, и за это Тень ему очень благодарна.
Книга, оставившая сильный след в душе. После прочтения понимаешь, какой нелёгкой бывает дорога у новых методов, как трудно сломать всем известные стереотипы, и сколько мужества и отваги нужно, чтобы довести дело до конца.
Честно, оба автора вызвали у Тени искреннее восхищение! Как же хорошо, что в мире живут такие неравнодушные, искренние и отзывчивые люди! Спасибо им - и за работу, и за книгу!
[изображение] [изображение] [изображение]

[изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение]
Комментарии:
Алалина
15:32 09-04-2024
О, книга у меня в списке на чтение, а про сериал не знала!
Тень в сумерках
16:53 09-04-2024
Алалина знаешь, предложу сначала посмотреть ТВ. Книга - в большей степени криминальная документалистика, и этим напоминает работы Дугласа, впервые задавшегося целью вычленить новый тип преступника. Вот такие-то и такие-то обстоятельства. вот такое-то и такое-то дело. Жертвы - с изменёнными, естественно, именами...Детали расследования. То, что профайлер сумел вычленить из кучищи всяко-разных подробностей. на что опирался при составлении портрета. Поимка преступника. Дальнейшие беседы с ним. Как потом сложилась его судьба.
Это своеобразная криминальная хроника. В ней практически нет художественной обработки.
А вот ТВ - вещь, художественная по своей сути! Образ главного героя показан глубже, и мне очень понравилось, как его сыграл актёр)))) То, как он согласился идти в отдел, над которым...долгое время смеялись. Как трудно было выпрашивать материалы дел. Как с боем отстаивалась своя точка зрения! И сами дела...очень больно знать, что они...в большинстве своём, настоящие. Их не придумали. Живые люди погибли, и...так страшно(((((
В книге потрясают моменты, когда в беседе с преступником понимаешь, что он...не страшится содеянного. Ему не жаль жертв! Для него это только один эпизод, и всё...Ну не укладывается в голове просто!!!
...а потом ещё читаешь, что товарищ подал апелляцию...и ждёт, что ему скостят срок!!!!
В Корее есть смертная казнь, но последний приговор исполнялся больше 20 лет назад.
Все вот эти люди, что не ощущают своей вины...они до сих пор живы. Жалуются на строгое содержание! А их жертвы...нет...
И вот после ТВ очень хорошо прочесть книгу.
ТВ: https://doramatv.live/te__kto_chitaet_serdca_zla__A56ff
И ещё могу предложить посмотреть ТВ, влюбившее в себя, созданное по сценарию ученицы первого профайлера Кореи, мы даже её японскую версию смотрели!
Увлекательная вещь, называется "Сигнал": https://doramatv.live/signal
Алалина
17:04 09-04-2024
Тень в сумерках, я почитываю канал профайлера Филатова и книгу сохраняла как раз с ожиданием, что там больше всякая документалистика и аналитика, да.)
Но художественные пересказы тоже интересно смотреть. Не знаю, до чего быстрее доберусь в итоге.)
За Сигнал спасибо, тоже взяла в закладки. Описанием немного перекликается с дунхуа "Агенты времени" про расследования путём попадания в старые фотографии, которое сейчас смотрю.)
Tygrysek
18:05 09-04-2024
Интересный обзор!
Насчёт маньяков любопытно. Я иногда интересуюсь этой темой. Расслоение общества? Так и во времена феодализма оно было. Нищета и жестокость в семье, в ближайшем окружении? Тоже встречалось... Родственники, учителя и школьные друзья разные бывают - и всегда были...
Ну и да, как ты говоришь - психопаты бывают и в богатых семьях.
Раньше тоже должны были быть маньяки. Только где они были? Убивали на большой дороге, а потом заканчивали жизнь на плахе, шли на войну?..
Тень в сумерках
19:02 09-04-2024
Алалина у меня случился прорыв после просмотра китайских "Дьявольских умов"! Два сезона ТВ просмотрелись в рекордный срок, а там первый как раз строится на цитировании криминалистики...и Тень не устояла, полезла в книжки, знакомиться с первоисточником. Очень рада, что на русский перевели три книги Лэй Ми, по которым и снимались Дьявольские умы! Жаль только, что первую зажилили((((
Выпуск начали со второй, "Профайлер", "Ящик Скиннера" и "Клинок Молчания". Очень хочется, чтобы на этом линия китайских триллеров не прервалась!
Вот тогда читался и Дуглас, и Хаер, составивший свой знаменитый опросник, по которому выявляют психопатию до сих пор, и наш Ганнушкин (хотя его труды уже изрядно устарели, это же самое начало 20 века!), и много чего ещё...
Конечно, я понимаю, тема очень серьёзная, и затрагивающая, так сказать...Я вот поздно домой возвращаюсь с работы, и ладно, иду по проспекту...но всё равно, пробирает...
О, здорово, что интересует именно документальная часть! А то в отзывах читала разочарованных людей - мол, они хотели триллер, а получили документалку...Но ведь в содержании как раз и указывается, что книга-то документального характера! Поэтому решила на всякий случай предупредить...
Но художественные пересказы тоже интересно смотреть. Не знаю, до чего быстрее доберусь в итоге.)
о, тогда это не так важно)))) Удачи и с просмотром, и с чтением, и, надеюсь, оно будет стоить затраченного времени (Тень так и не научилась говорить про подобную литературу, "понравилось". Оно...сильно задевает, это да, но как говорить "нравится" про документальные хроники убийств? Никак...)
За Сигнал спасибо, тоже взяла в закладки. Описанием немного перекликается с дунхуа "Агенты времени" про расследования путём попадания в старые фотографии, которое сейчас смотрю.)
О! Спасибо за дунхуа!!!! Надо тоже будет глянуть!
О, если тебе близка тема времени, есть ещё один корейский сериал, который оставил сильное впечатление, и действие там тоже ведётся в прошлом: "Туннель"!
https://doramatv.live/tunnel
Вещь, также основанная на реальных событиях, и легенданом хвасонском маньяке...
Тень в сумерках
19:21 09-04-2024
Tygrysek рада видеть тебя у себя)))))))))))
Насчёт маньяков любопытно. Я иногда интересуюсь этой темой. Расслоение общества? Так и во времена феодализма оно было. Нищета и жестокость в семье, в ближайшем окружении? Тоже встречалось... Родственники, учителя и школьные друзья разные бывают - и всегда были...
да-да, именно так...
Вообще, кажется, у Дугласа как раз, встречала описание течения подобного заболевания - а это всё-таки болезнь.
Личность будущего серийника, попадая в невыносимые обстоятельства, ломается. Настолько сильно, что человек замыкается на произошедшим с ним, и никак не может из подобного состояния выйти...Его прошлое становится своеобразной патефонной пластинкой, играющей одну и ту же мелодию...
Это невозможно выносить! И тогда он решает...переиграть случившееся! Вот для чего ему нужна жертва! Для него это - олицетворение того, кто причинил ему боль. Он ловит её, и выливает на совершенно непричастного к его прошлому человека всю свою ненависть. В момент истязаний жертвы и её убийства он испытывает катарсис! Вот, он обманул прошлое! это ОН убил, стёр его из памяти, вычеркнул из жизни! Он - победитель! Патефонная иголка соскакивает...
Какое-то время чувство эйфории позволяет ему жить дальше. Вот почему он зачастую сохраняет вещи жертвы...или части тел. Но, чем больше проходит времени, тем впечатление об убийстве становится слабее...
...и патефонная иголка снова находит знакомую дорожку...
Приходится убивать ещё. Ещё. И ещё! Он становится своеобразным наркоманом; только наркоман зависим от химических веществ, а маньяк - от убийств. Их необходимо совершать всё больше, всё чаще, жажда убивать становится всё сильнее...а приступы эйфории, наоборот, всё реже...
Иногда пробуждается сознание - и человек намеренно совершает ошибки, потому как уже сам хочет...чтобы его остановили. Но такое бывает не всегда.
Читала в памятке, как себя вести, если, не дай ками, попадёшь в жертвы. Нужно постараться разбить привычную схему, и не дать увидеть в себе ненавистный образ, и дать понять, что ты не имеешь никакого отношения к той, давнишней истории, а, наоборот, сочувствуешь случившемуся. Помнится, кто-то из выживших вёл себя подобным образом. Это срабатывало...
Раньше тоже должны были быть маньяки. Только где они были? Убивали на большой дороге, а потом заканчивали жизнь на плахе, шли на войну?..
вот ещё одно, с чем Тень не согласна в книге. Там говорится - мол, раньше подобного не было! А вот тут, с вашенским капитализмом, и маньяки у нас-де завелись!
Думается мне, такие люди были всегда. Просто не было никаких служб, которые ими бы занимались!
И свидетельства до нас доходят...в сказках и легендах. Помнишь, истории про Синюю бороду, Красную шапочку, людоедов и всяческих ведьм-колдунов? Вот это оно...самое.
И присказки-предупреждалки оттуда же: не открывать никому незнакомому дверь (Волк и Семеро козлят), не доверять незнакомцам, не принимать подарки от чужаков...
Помнится, особенно сильное возмущение вызвал Тэд Банди...Он надевал поддельный гипс, и предлагал помочь ему...
Использовал добросердечие жертвы! Какая подлость...
Tygrysek
16:02 14-04-2024
Тень в сумерках, ого, интересная информация про то, что происходит в мозгу у маньяка
Иногда пробуждается сознание - и человек намеренно совершает ошибки, потому как уже сам хочет...чтобы его остановили.

Мне попадалась статья о подростках - то ли социопатах, то ли психопатах - которые жили в колонии или в лечебнице, или в тюрьме сидели, не помню точно, с ними работали специалисты, и вот у одного подростка иногда приходило осознание, он плакал и говорил, что знает - с ним что-то не так, а поделать ничего не может, хочет умереть...
Нужно постараться разбить привычную схему, и не дать увидеть в себе ненавистный образ, и дать понять, что ты не имеешь никакого отношения к той, давнишней истории, а, наоборот, сочувствуешь случившемуся. Помнится, кто-то из выживших вёл себя подобным образом. Это срабатывало...

Интересно... Только это надо иметь немалое самообладание.
Я читала один рассказ, где маньяка переглючило, и он принял девушку то ли за маму, то ли за сестру, и она подыграла ему и смогла потянуть время до приезда милиции. Художественный, правда, рассказ
Просто не было никаких служб, которые ими бы занимались!

Ну вот да, исследования же тогда не проводились...
Так некоторые говорят, мол, депрессии не было раньше, но если читать внимательно, можно понять, что всё и раньше было - депрессия, ПТСР, неврозы, только называлось по-другому...
Использовал добросердечие жертвы! Какая подлость...

Да, кошмарно(