16:57 16-12-2024 2024, сентябрь, Нигер. Часть четвёртая: Гёревол и наконец — танцоры.
Ну и напоследок, о главной цели моей моездки в Нигер — той её части, где на празднике дамы выбирают кавалеров. Дело в том, что я сам, признаюсь, не мастер дам впечатлять! Skoofus Vulgaris, ленивый и самодостаточный. А тут на пятом десятке ударил по мне кризис среднего возраста, да и помыслил я: не поучиться ли соблазнению у тех, кто считают себя самыми красивыми на свете и надлежащим образом за собой ухаживают? Поехал чёрти куда науку осваивать, и наконец приехал.
Конкурс красоты на Гёреволе проходит так. Юноши водабе семь дней подряд с очень небольшими перерывами танцуют и поют под палящим солнцем. Их выносливость в танцевальном марафоне является одним из важных критериев победы в конкурсе. Перед танцами они тщательно готовят себя к оценке судьями, состоящими из девушек и молодых милфочек. С раннего утра нескольких часов подряд, почти как голливудские звёзды перед съёмками, юноши наносят на себя макияж, затем наряжаются в традиционные наряды, висюльки-кошельки-амулеты, в широкополые шляпы с пышным пером или тщательно обматывают голову тюрбаном. У каждого красавца-участника обязательно есть зеркальце, неженатые модники поопытней блещут каким-нибудь вычурным и дорогим; у ребят попроще и моложе — обрамлённым выгоревшим на солнце пластиком. И есть пигмент для нанесения на лицо. Макияж делается из естественных материалов: пустынные глины цвета куркумы и граната, белый высушенный помёт обитающей в Сахеле дрофы. И то и другое на каждом шагу не валяется, а требует времени и транспорта, дабы добраться до "месторождения" и добыть. Кто запасёт косметических красителей, обменяет излишки на другие полезные штуки или по братски поделится ими с друзьями. Не сумевшие добыть или купить качественные краски, пользуются красками растительными, но они тусклее и не такие престижные. — примерно как польские подделки французских брендов. (Признаться, перед поездкой я подумывал взять с собой каких-нибудь художественных красок в качестве дара, но так и не собрался. Интересно, ими воспользовались бы?) Сухие кусочки растираются в порошок прямо в собственной сандалии (чего далеко ходить), да и наносятся пальцем на лицо. Кстати, о цветах, об их символике. Красный означает мужество и храбрость, черный — чувственность, жёлтый — цвет волшебства и удачи, а белый — смерти. В их сочетаниях показыватся, например, что юноша не боится гибели или его оберегает сильное колдовство. Или чует, что сам по себе колдун!
Вначале, зачёсываются назад волосы: высокий лоб и длинное лицо — это красиво. Волосы заплетаются в множество аккуратных косичек. Лоб для увеличения его площади заранее подбривается. В качестве тона в кожу втирается порошок красной или жёлтой глины. Затем через всё лицо для его украшения, через нос и губы до подбородка, рисуется полоска. Вертикальная линия красиво удлиняет лицо визуально, а также показывает его правильность и симметрию. Потом наносятся пятнышки белой краски: на лоб, у глаз и губ. Эти узоры тоже определенно имеют какое-то значение, но я к сожалению не выяснил, какое. Оттеняются глаза, прорисовываются брови, красятся чёрным цветом губы, дабы ярче и здоровей казались белые зубищи и белки глаз. Должен сказать, что у участников танцевального марафона от усталости белки глаз очень часто красные...
Возле каждого прихорашивающегося конкурсанта тусят несколько его друзей и родственников, помогая изменять облик советом и делом. Вслед за нанесением макияжа надеваются костюмы, одноцветные или цветные покрытые орнаментом туники, на голову кожаный ремешок с подвесками из бусинок, монеток и ракушек, поверх него пышный головной убор. У части танцоров ленточки с мехом на локтях. Поверх одежды — бусы, украшения и обереги (на удачу в конкурсе и чтоб ногу не подвернуть ненароком). Танцевать готовы!
Основная цель танцевального марафона — понравиться девушкам. Это и признание здесь и сейчас, это и память на многие годы ("Помнишь, как твой Васян на Гёреволе зажигал, как глазами вращал? Все девки с него писались! Вот мужик был..."). Для юношей это возможность хорошо жениться. А ещё возможность просто хорошо провести время, так как нравы на празднестве свободные, что на языческом нашем Иване Купала в былые века. Красавчиков запросто могут увести за собой в закат красивые дамы в целях просто пообжиматься под звёздами. Придирчиво оценивается не только внешняя красота, но и выносливость: с ног не валится — и работник значит хороший, и любовник выносливый. Дамы предлагают возможности, а господа танцоры редко отказываются, хоть и вполне вольны не участвовать в разврате. Напомню, к слову, что формально они все мусульмане. Однако же, незамужним девушкам и оженившимся парням дозволяется многое. Я там на фестивале определённо и замужних молодых женщин видал, судивших конкурс и изрядно распалявшихся в процессе — их даже какой-то мудрый аксакал нагайкой от танцоров отгонял в один момент. Как знать, может и они красавчиков уводили... Строгими предписаниями водабе мужу с женой запрещается миловаться днём прилюдно, потому женщины ходят с женщинами, мужики держатся мужиков же. При таковой раздельности можно и не доглядеть адюльтер! Но это предположения, да слухи; сам я свечи не держал. В документалке Вернона Герцога (поглядел уже), автор рассказывает, что женщины волне могут и развод инициировать, и имущество семейное поделить (часто речь идёт о стаде зебу). Да и просто гульнуть — в своих водабешных нормах приличия и традиционных предписаний.
Казалось бы, как родились такие интересные обычаи? Водабе живут семьями в пустынной месности и кочуют со своим стадом от одного скудного пастбища к другому. Обычная семья состоит из патриарха и его жены с кучей детей и иногда внуков, все при деле и в работе, встречаются с другими водабе нечасто, дабы скотина была сыта и чтоб не мешать друг дружке её пасти. Мужчина и женщина вожди для своей семьи, мужской и женской её части, но в целом как в семьях, так и в народе вообще царит равноправие. Не лодырничай и уважай старших, а также конечно соблюдай традиции — залог долгой и счастливой жизни для всех. Под встречи раз в год устраивается праздник, на который собираются несколько сотен семей, где знакомятся и женятся, производят обмены и делятся новостями. И это сейчас вокруг нас буйство растительности и запруженные низинки, а большую часть года в полупустнынном Сахеле сушь. В середине восьмидесятых годов прошлого века вообще случилась страшная засуха, продлившаяся пять лет. Она существенно подкосила экономическую и продуктовую базу водабе, их зебу, коз, даже верблюдов. Начавшийся голод принёс мор и людям, вымирали кочевники десятками тысяч. Тогда Гёревол не проводился... И вот, встречаясь раз в год, за короткую неделю праздника нужно многое успеть. Выбрать здорового и крепкого мужика для создания семьи, "попробовать" друг дружку перед женитьбой, понять, что это вот существо противоположного пола — твоё, что оно любит тебя и ты любишь её/его. Потому что впереди год тяжкого труда и жизнь полная невзгод. А кто в своё время сделал неверный выбор, может попытать счастья ещё раз, ну или просто разнообразить жизнь по принципу "левак укрепляет брак". И жизнь продолжается, создаются новые семьи, выделяется приданное, рождаются дети. И жив народ водабе! (Хотя совсем маленьких детей я на нашем Гёреволе не видал... так, несколько подростков попадалось).
Что ж, дальше фотографии, очень много фотографий этого праздника любви. Я их пронумеровал, чтоб было видно какие не подгрузились: жмакайте F5 если что, обновляйте страницу. К сожалению, выдавать так много хайреза сразу сервер не умеет, а порционную загрузку прописывать — тот ещё геморрой.
[изображение]
1. Подготовка к конкурсу и помощь друга.
https://www.youtube.com/watch?v=B98AqkyC-SU
Видео 1. Танцоры выстраиваются дугой, по правую сторону от которой кучкуются молодые женщины-судьи.
Остальные зрители из числа друзей и родственников постарше продолжают эту линию и в конце смыкаются с левым крылом танцующих, замыкая круг.
https://www.youtube.com/watch?v=0elKExOqBok
Видео 3.
Юноши исполняют танец Яаке, что переводится как "старый" или "древний". В нём танцоры подражают движениям белой цапли, грациозной птицы,
являющейся местным идеалом красоты. Её белый цвет, стройность и длинные ноги — образец для подражания. Юноши плавными движениями
неторопливо приподымаются на цыпочки, тянутся вверх и вперед всем телом, наклоняясь вперед, и так же медленно возвращаются в исходное
положение. Сцепленные руки плавно тянут вперед; и всё это сопровождается тянучим пением. Глаза вращаются в орбитах, демонтрируя белизну —
для женщин водабе не роговица и зрачки зеркало души, но белизна белков. Улыбки и оскалы демонстрируют здоровье: как зубов, так и танцора в целом.
Не лишь красота танцора, но и его чувство такта и выверенность движений, мимика и гримасы будут тщательно оценены судьями при выборе лучшего.
Мы забыли, что и у предков нынешних "цивилизованных" народов танец был частью красивого брачного ритуала, оставив после себя лишь прибаутки,
в духе "плохой танцор, хороший отец". Хотя, как это забыли? И мамки с бабками на танцы ходили, и современные молодые на дискачи да в клубешники горазды.
Жизнь продолжается!
[изображение]
6. Танцор. А глаза уставшие, невыспанные...
Но может это и хорошо, может, ночь была по доброму бессонной? :)
[изображение]
7. Чтоб нравиться девочкам, мальчики должны всячески свои здоровые зубы показывать и глазами сверкать.
Тут есть целый ритуал со сменой гримас, вращением глаз с закатыванием радужки для демонстрации белков; улыбки и причмокивания.
[изображение]
42. А вот в этой группе и будут несколько призёров, самых красивых танцоров нынешнего Гёревола. Угадаете, кого избрали? :)
(Признаться, я тоже думал, что победитель будет из этих ребят — они самые нарядные и лучше всех двигались).
[изображение]
48. С красивой и стройной птицей, с венценосным журавлём, связан и другой танец юношей-водабе.
Танцуя Рууме, они прикрепляют к головному убору пышные перья. По легенде, некогда водабе увидали на берегу водоёма,
как журавли чинно вышагивают друг напротив друга и красуются, периодически сближаясь и отходя.
Так и их группы танцоров попеременно кто-то выходит вперед и исполняет танец один.
Журавля и цаплю нельзя добывать на охоте и употреблять в пищу, это одно из предписаний.
[изображение]
126. Женщины водабе не такие эффектные, как мужчины, они практически не пользуются косметикой, разве что губы чуток чернят.
Украшать себя предпочитают нарядами и особым образом, сзади наперед, зачёсанным на подбритый лоб пучком волос.
У некоторых женщин есть на лице татуировки, но мне осталось неясным их назначение. Скорее всего, это что-то про
замужний статус, детей или принадлежность к роду; возможно, оберегающий от болезней и сулящий плодородие перманент-амулет.
[изображение]
127. Женщины мужчин выбирают, а не соревнуются сами за их внимание — чего им краситься-то? Пусть мужики стараются.
В повседневной жизни водабе много тяжелого труда, не до косметики. Собственно, они и так красивые.
Судя по мужчинам, не участвующим в танцах, и им особо не до внешней красоты в обычное время.
Косметика отнимает часы для нанесения, ежедневно украшаться — с голоду помрёшь!
[изображение]
132. Левая дама прятала под одеянием у груди младенчика.
Единственный ребенок, которого я видел на празднике. Наверное, дети по палаткам сидели.
[изображение]
133. Что не мешало ей в первых рядах судить выступающих юнцов и даже делать им намёки!
[изображение]
134. В один момент дамы так распалились видом изображающих дивных птиц красавчиков, что их отгоняли палкой!
"Кыш! Кыш, курицы!"
КирараTija
Синего было мало, и скорее всего он в этих местах не типичный. Выменяли у кого-то, а может и турист одарил.
(предполагаю)
К сожалению, очень мало информации.
У Вернора Херцога в фильме сказано, что какие-то красители они получали из батареек. Токсично, блин!
Мужики-то прям из кожи лезут, видно, сильно хочеццо жаниццо. Интересно, есть у них там "курс молодого бойца" по свадебным подготовкам, тренинги по танцам? ))
А девки моментами прям такие - "ну, как-то жиденько в этот раз, ни одного красавчика" ))
Major Pronin
Ну они примерно это и говорят. А мужики в свою очередь - "ой, в этот раз приперлись, глядеть не на кого".
Но всё равно в итоге все ибуццо. :D