Хочу снова посмотреть «Сталкера». А то чувствую, что что-то упустила, что-то недопоняла, в общем, надо снова посмотреть. Но надо иметь специальное, вдумчивое настроение, чтобы смотреть его, т.к. фильм по большей части статичный.
Раньше я читала «Пикник на обочине» Стругацких, мне понравился рыжий Рэдрик Шухарт, который несмотря ни на что в конце желал «счастья всем, и чтобы никто не ушел обиженный». Эти слова поразили меня. Чтобы такой человек, такая сволочь и хотел такого? А потом узнала, что сняли фильм, захотела его, да прошло много времени, прежде чем смогла посмотреть. Посмотрела и поняла, что это другое. Это не Стругацкие, это не «Пикник на обочине», как правильно утверждали сами писатели. Тут оставили только понятие «сталкер» и порывы его души. «Сталк» – от англ. крадущийся – это у Стругацких, если правильно поняла. А у Тарковского – чуть по-другому. Тут можно долго копаться и копаться. Я посмотрела и подумала: фильм о вере и о личном пространстве. А мой знакомый посмотрел и подумал: фильм о предательстве. Третий подумал: террористическая философия, хы. Пришли на один и тот же фильм, а ушли с разными мыслями. То есть каждый увидел свое. Лично мне фильм показался чуть-чуть похожим на меня. Вот в «Смилле» написано, что сама Смилла ценит свое личное пространство так же, как мужчины свои яйца. У каждого должна быть отдушина, своя комната, свое личное пространство, куда он должен уходить на время. У Сталкера была отдушина – Зона. Да и ту чуть не отобрали Профессор с Писателем, которые (вернее, Профессор) хотели взорвать Комнату в Зоне. Или, может быть, все-таки отобрали? Ваще можно долго думать, договориться до полной чуши, но фильм этого заслуживает. Но Мартышка меня немного разочаровала – в книжке она вся такая волосатая, ну это неважно. В фильме видно, что она странная, как бы нездешняя такая, все молчит-молчит, а потом раз! – и передвигает взглядом предметы. А сам Сталкер- Кайдановский хорош, такой странный и непонятный и в то же время понятный. Фрейндлих все говорит про «горькое счастье», это чуть отдает советчиной, как мне кажется. А так фильм глубокий, как колодец, нет, у колодца есть дно, а у него дна не видать. Не хочу обижать никого, фильм хороший, но если бы его сняли в наше время, то было бы круче намного. Или спецэффекты перекрыли бы все главное, суть? Не знаю.