***Песнь лиры***
Dudka
дневник заведен 02-01-2010
постоянные читатели [13]
Atof, Bellerafont, D-Ocean, Fleurell, K0taro, m-Alinka, Ovan, Slow Bomb, smay, Буча, Златовласка, Обаяшка, Роман Михайлович
закладки:
цитатник:

дневник:
хочухи:
Четверг, 27 Мая 2010 г.
00:58 Начинания
Критическая статья


На фоне многочисленных преимуществ, как и у любого предприятия, у Кливера, существует и ряд недостатков. Благо, это не касается славного коллектива, в общении и сотрудничестве с которым, я едва соприкоснулась.
В моей критической статье я хочу в пикантных подробностях рассмотреть условия труда, в которых совершается трудовой процесс.

Представим, что мы на экскурсии. Из уст экскурсовода мы слышим о территории завода, о том, чем он занимается, и что он из себя представлял ранее. Безусловно, мы находимся в восторге от гиганта, в котором была задействована большая часть населения Красного Луча.

Мы попадаем на проходную, где полы датированы годом его открытия, но несколькими мгновениями позже мы вступаем в лужи, полноценно владеющие этой территорией. Даёт о себе знать гнилая крыша и сырость, которая витает в воздухе, напитывая всё влагой. С медицинской точки зрения в таких условиях благополучно развивается туберкулёзная палочка.

Итак, хлюпая по воде, мы переступаем порог. А вокруг: клумбы цветов, во главе с эмблемой Советского Союза; стоящие в ряд тонкостволые берёзы; поляны желтеющих одуванчиков; пушатся каштаны белыми цветами. Всё цветёт, зеленеет и дышит весной.
Нас приглашают в помещение, в котором, как оказалось, не составит труда – свернуть не туда.
Но предположим, нас ведут не в цеха, познакомить с оборудованием, а на место, где изначально проектируется то, что мы видим в конечном итоге – детали, детали на заказ.

Перед нами расстилающийся взору коридор с облупленными стенами и тусклым освещением. Опустив глаза, будь повнимательнее, мы заметим половичёк из мужских джинс, прокладывающих своими широкими габаритами путь к красной дорожке. Картина неописуема…
Шагая по коридору, обратим внимание на дверной проём в стене, завуалированный полиэтиленовыми клеёнками, напоминающий потаённый вход в секретную базу предприятия.

Поднявшись на 2-й этаж, мы видим компьютеризированные отделы, жёлтые стены, цвет которых поднимает настроение, а из окон виды на ели, осыпанные шишками. Но если нам предложат на завершающей стадии экскурсии пару часов провести на одном месте, ознакамливаясь с чем-либо или выполняя поручение. Мы поймём, что помещение прогревается так, будто оно не из кирпича, а из ледников, привезённых из Антарктиды.
Люди в нём, соответственно, напоминают не пчёл из жаркой полянки – кузнецы мёда, а существ, обитающих на том самом месте, откуда и ледники.

Скажем экскурсоводу спасибо, а себе подчеркнём, что в виду имеющихся недостатков, Кливер является прибыльным, а значит перспективным. И в будущем он обязательно искоренит эти недостатки. Ни в чём, не уступая конкурентам. Ведь они смогут только позавидовать.
Воскресенье, 23 Мая 2010 г.
00:30 Чёрный PR
Вражеский порошок

---------------------


В 1994 году компания Procter & Gamble столкнулась некоторыми проблемами, вызванными появлением стирального порошка Persil Power от компании Unilever . Эффективность этого нового порошка была существенно выше, чем у аналогичного порошка компании P & G . Порошок Power был значительно более экономичным. Его небольшая порция позволяя отстирать столько же белья, как значительно более большая порция порошка Ariel , при их одинаковой стоимости. P & G нужно было что-то делать.

Эд Артцт глава P & G имеющий прозвище Князь Тьмы, предпринял быстрые действия против нового веяния на рынке и агрессивных конкурентных действий компании Unilever . Изучив в своих лабораториях новый порошок конкурента в P & G обнаружили в нём Марганцевый катализатор, который в больших количествах способен сильно разъесть ткани. 31 марта 1994 года P & G выдвинули ультиматум компании Unilever и предупредили, что примут активные действия если Unilevel не уберет из продажи новый порошок.

После отказа Unilevel выполнить требования P & G начали активную черную PR кампанию. 27 апреля 1994 года в датской прессе появились первые сообщения о том, что порошок Power способен разрушать ткани. Это сообщения пошло от лица P & G . 29 апреля Unilevel провели пресс конференцию отрицая все обвинения P & G и сообщая о том, что они собираются пождать в суд на P & G .

В ответ P & G наняли компанию Rowland Company для проведения массированного PR удара по конкуренту. Последние вступили во взаимодействие со всеми европейскими ассоциациями по правам потребителей, производителями стиральных машин, различными розничными торговцам и другим общественным организациям.

Многие из этих организаций стали активно проводить брифинги, пресс-конференции и демонстрировать на них образцы ткани поврежденной Power . В результате, фотографии поврежденной ткани достигли многих крупнейших газет и журналов. Объемы продаж нового порошка начали падать с огромной скоростью.

Защитники окружающей среды в Швеции обвинили Power , что он подверг национальную одежду опасности. Международные ассоциации потребителей проклинали Power .

После длительной PR кампании растянувшейся на несколько лет и насыщенной многими событиями P & G смогли добиться уничтожения порошка Power и его изъятия с рынка.

Бомжи в элитном клубе.

--------------------


Один мой знакомый получил заказ на уменьшение уровня престижности одного московского ресторана-клуба, обладающего безупречной репутацией среди столичной элиты. Естественно при входе в клуб был face -контроль и несколько здоровенных вышибал. Большое значение имело и то на чем приехал посетитель. Владельца Жигулей могли просто не пустить туда.

Моему знакомому требовалась нейтрализовать имидж престижности заведения и убедить местную публику в неполноценности заведения.

Что мой знакомый сделал? Однажды в субботу, когда в клубе собрались основные посетители, его люди, переодевшись в VIP -персон, приезжали на шикарных автомобилях к клубу, затем заходили внутрь. В разгар вечера они отошли в туалет и переоделись в бомжей. Помимо этого в их сумках были духи со специальным характерным ароматом бомжа не мывшегося пол года. Запах был специально сгенерирован для этой акции. Облившись с головы до ног, они прошли в зал и сели на свои места. Люди начали шарахаться от них. Как не странно, охрана не сразу сообразила, что делать, ведь эти люди были уже внутри и заказали ужин, а некоторые уже ели ужин. И при этом никто из них не нарушал общественного порядка. Во всяком случае, когда они поняли что-то, то было уже поздно, основная масса элитной публики покинула ресторан. Их администраторы суетились около этих «бомжей» и интересовались, как те прошли в клуб и т.п. Затем их вежливо выставили. Один охранник попытался ударить такого бомжа, но тут же образовались два репортера газеты, которые сфотографировали этот момент.

На следующей день в газетах появились фотографии бомжей в помещении этого клуба, и рассказывалось о том, что публика в дорогих ресторанах выглядит подчас нетрадиционно. Там же было интервью с одним из «бомжей», который утверждал, что получил большую милостыню и решил отдохнуть в ресторане.

В последующие дни для поддержания имиджа, специальный человек приносил в этот клуб ароматические шарики, способные в течение длительного времени выделять неприятный запах. Они прятались в различных местах клуба и постоянно напоминали посетителям о приходах бомжей.

Когда администрация ввела систему досконального слежения за посетителями на предмет этих шариков, было уже поздно – клуб приобрел сомнительную репутацию среди «тусовки» и она переместилась в другой клуб.



Детский сад да и только, клоунада сплошная..вот как нужно развлекаться, не зря мы учимся с детства играть..играть в жизнь, в игру, в которой побеждают те, кто знают её правила.
Состояние веселое
Среда, 19 Мая 2010 г.
23:11 Чем себя ещё развлечь?))


Current music Cardigans-Lovefool
Состояние романтичное
Вторник, 18 Мая 2010 г.
22:39 Прости
Прости

Я свою чувствую вину,
Ранимая душа моя.
Обидела, обидела тебя,
На склоне правды, камень, как стрела...
Врать не хочу, я б не смогла!

Мальчишка, взрослый и мальчишка.
Уж мне, девчёнке то понять,
Понять несложно,
Мне неблизко,
Не стоит сердцу изменять!

Я не люблю тебя,
Быть может, поймёшь когда-нибудь, любя,
А нет, пусть Бог поможет
Из пмяти стереть меня.

Пусть больно и обидно,
Прости меня, прости,
Со временем всё стнет очевидно,
Что важно вовремя суметь уйти...



Current music музыка души
Состояние Грустное
Пятница, 14 Мая 2010 г.
12:37 Значение цветка - Ландыш
Ландыш - в Древней Германии считался залогом любви и счастья в семейной жизни.
Что может быть проще и в то же время прелестнее ландыша? Несколько беленьких, как из фарфора, колокольчиков на длинном стебельке и пара светло-зеленых листьев — вот и все; а между тем как это красиво, как изящно! Особенно же красив ландыш в своей лесной обстановке, на лужайке среди редкого леска, окруженный массой ярко-зеленой листвы. Или как красив он в букете, обложенном бордюром из своих листьев!


Но всего лучше в нем — упоительный запах. Это один из самых тонких приятных запахов, с которым может сравниться разве только запах фиалки и резеды. Правда, ландыш никогда не надо оставлять в комнате, где спят, — от его запаха может разболеться голова. Но зато как приятно вдыхать его освежительный аромат на воздухе, особенно в лесу, когда он приносится дуновением ветерка!

Теперь ландыш служит нам лишь украшением и разве только иногда, как букет в Троицын день, когда мы идем с ним молиться в церковь, получает некоторое символическое значение.

Поэт говорит:

«На рубеж весны и лета,
Заветы старые храня,
Никто не выйдет без букета
На праздник Троицына дня.
Питомцы ласкового мая —
Фиалки, ландыш и сирень —
Господень храм, благоухая,
Окрасят щедро в этот день».

Но было время, и время очень давнее, когда ландыш был посвящен у древних германцев богине Остаре — богине восходящего солнца, лучезарной зари и провозвестнице весны.

В честь нее на Пасху (а Пасха и до сих пор от ее имени называется по-немецки Ostern) зажигались костры и устраивались празднества, на которых все молодые девушки и парни украшали себя ландышами — как цветами любви и счастья. Праздник этот продолжался, пока держались ландыши, а затем, когда цветы увядали, их бросали в костры и жгли как приятную Остаре жертву.

Немецкий поэт Ф.Вебер в своей поэме «Тринадцать лип» об этом говорит:
«Бог любви, о белый Бальдер, благосклонно наш привет прими, цветы чистые, как наше сердце, мы кладем к твоим стопам…» И, обходя жертвенный камень, они бросали священные травы, белые колокольчики (ландыши) — эти светлые хлопья, эти яркие искры в костер...»

С цветами же этими молодицы отправлялись с ранней зарей накануне празднества к священному ключу и умывали водой себе лицо, чтобы сохранить как можно дольше его свежесть и прелесть. Средневековое поверье это глубоко укоренилось в некоторых местностях Саксонии, как, например, в Альтмарке, где и теперь можно видеть девушек, идущих на Пасху умываться ключевой водой с целью сберечь свою красоту.

С исчезновением язычества богиню Остару заменила в народном сказании Пресвятая Дева; и теперь существует поверье, что в светлые лунные ночи, когда вся земля объята глубоким сном, Царица Небесная, окруженная венцом из блестящих, как серебро, ландышей, появляется иногда тем из счастливых смертных, которым готовит какую-нибудь нечаянную радость...

А в Англии, в Суссексе, сложилось интересное предание о сражении при Толбиаке1 св. Леонарда (одного из сподвижников Хлодвига, обратившегося в христианство) со страшным драконом Син.

Три дня, день и ночь, св. Леонард неустанно боролся с ним, иногда совсем теряя силы и надежду справиться. Но, наконец, с помощью Божьей, на четвертый увидел с удовольствием, как страшное чудище, влача длинный хвост, исчезло в глубине лесов, чтобы никогда более не появляться. Это была победа христианства над языческою поганью.

Борьба эта дорого обошлась св. Леонарду: его руки и тело были жестоко изранены клыками и когтями дракона, и на местах борьбы можно было видеть следы истекшей из его ран крови.

Но Господь отметил эти пятна пролитой крови и освятил их, вырастив на их месте цветы непорочности и святости — ландыши.

Благочестивые странники и теперь встречают эти окрашенные в белое следы боя всюду в окружающем лесу, и те, которые внимательно прислушиваются, могут, как говорят, даже слышать, как снежно-белые колокольчики ландышей звонят победный гимн...

Как отголосок средневековых обычаев встречается еще в некоторых деревнях Франции сохранившееся до сих пор обыкновение справлять ежегодно «праздник ландышей». Это бывает всегда в первое майское воскресенье.

В этот день после полудня жители нескольких соседних деревень собираются в ближайший лес за ландышами. Отправляются не только молодые, но и старики, чтобы не оставлять молодежь одну. В лесу идут толпой, стараясь в нем далеко не расходиться, и, набрав возможно большее количество ландышей, к ночи возвращаются домой.

На другой день собранными ландышами украшают в домах окна, камины и столы, причем нередко к ландышам примешивают и цветы сирени. Затем накрывают столы, ставят закуску и приглашают молодежь на завтрак. Все закусывают, весело болтают, смеются, поют песни в честь виновника праздника — ландыша, являющегося в то же время и символом весны, и устраивают танцы.

Вот тут-то ландыш и начинает играть свою роль. Приглашение на танцы идет, как и всегда, со стороны парней, но свое согласие девушки выражают не при помощи слов, как обыкновенно, а при помощи ландыша.

Это происходит следующим образом. Парни и девушки имеют каждый по букетику ландышей. Девушки прикрепляют его к лифу, а парни — в петличку сюртука.

Когда парень приглашает девушку на танец, то девушка в знак согласия дает ему свой букетик, который он вдевает в петличку и в свою очередь передает ей свой, который она прикалывает к лифу. Раз выбрав друг друга, молодые люди уже не расстаются весь вечер и все танцы танцуют вместе.

Теперь такой выбор выражает только взаимную симпатию и ограничивается лишь танцами во весь вечер; но в прежнее время букетик ландыша имел гораздо более глубокое значение: он выражал некоторым образом согласие молодых людей вступить в брак, и самый вечер этот обыкновенно заканчивался объявлением, кто за кого выходит и кто на ком женится.

Если парень, например, желал выказать девушке свои чувства, то он просил у нее булавку и пришпиливал ее букетик на груди. Отказ дать ему булавку означал, что девушка не хочет быть его женой.

Если же парень был горд или застенчив, то раньше, чем попросить у девушки булавку, он предлагал ей свой букетик. Девушка, принявшая букет и приколовшая его к своей груди, тем самым выражала ему свою симпатию и свое согласие вступить с ним в брак.

Бросить ландыш на землю имело различное значение: так можно было выразить и просто холодность чувств, и несогласие на брак, но ступить при этом на него ногой — обозначало антипатию, отвращение и даже злобу.

Еще более отдаленным отголоском средневекового обычая являются устраивавшиеся в двадцатых годах прошлого столетия пикники и прогулки жителей города Ганновера в загородный лес Эйлерейде, в котором ландыши росли в таком изобилии, что образовывали местами сплошные поляны.

Прелесть усыпанных, как снегом, этими цветами полян и несшийся с них упоительный запах, как рассказывают современники, не поддавались никакому описанию. На месте погулянок разбивались палатки для питья кофе, майтранка2, лимонада и других прохладительных напитков, а равно палатки для курения и для закусок. Празднество заканчивалось, как и в погулянках во Франции, танцами, излюбленным среди которых являлся так называемый немецкий вальс.

Все дороги в лес были в эти дни заполнены массами горожан всех возрастов, бродивших с раннего утра и до позднего вечера по лесу и собиравших ландыши. И никто не возвращался домой без громадных букетов этих цветов, которыми затем украшали все комнаты и даже входные двери домов...3

Теперь ландыш является любимым цветком и парижан. И 1-го мая, когда рабочие, желая выразить свою солидарность с остальными рабочими мира, появляются с красной гвоздикой в петлице, остальные парижане ходят украшенные белыми ландышами как эмблемой «излияния сердец», потому первое мая носит в Париже название Дня ландыша.

В этот день спрос на ландыши бывает так велик, что их привозят из провинции целыми вагонами, не считая тех миллионов цветов, которые выгоняются искусственно в теплицах в окрестностях Парижа.

На того, кто не имеет в этот день в руках, на груди или в петлице ландышей, в Париже все смотрят с каким-то недоумением...

По отцветении ландыша, как известно, вырастает красная круглая ягода. Одно немецкое предание говорит, что это не ягоды, а горючие, огненные слезы, какими ландыш оплакивает оканчивающуюся весну, к которой он возгорелся сильной, без слов любовью. Да и сама весна была неравнодушна к маленькому, изящно одетому в беленькое платьице цветочку, укрывающемуся под широким зеленым листовым зонтиком. Но весна в блестящем одеянии и золотистых локонах, это чудное, веселое, жизнерадостное создание — всемирная кругосветная путешественница. Она нигде не находит себе покоя и, рассыпая всем ласки, ни на ком не останавливается. И так она очаровала, так обворожила наш цветочек, что он расцвел от внутреннего счастья, влюбился в прелестницу по уши и стал жить только ее жизнью...

Но весна прошла, исчезла бесследно и оставила беднягу среди отягченного летним жаром леса. Ландыш перенес так же безмолвно тяжелое горе, как нес и радость любви; но маленькие цветочки его опали, и на месте их, из самого сердца, вылились огненно-красные капли слез — ягоды.

В связи с этим языческим преданием, быть может, возникло и христианское сказание о происхождении ландыша из горючих слез Пресвятой Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого Сына. Горючие эти слезы падали крупными каплями на землю, и на этом месте возникали чистые белые ландыши, которые, осыпаясь, превращались в красные, напоминавшие собою капли крови плоды...

С ландышами связаны в некоторых местностях Германии также сказания о Белой Деве, указывающей тайные клады. Белая Дева эта появляется там в лунные ночи с букетом ландышей и держится близ места клада.

Такое появление, например, наблюдается через каждые семь лет близ замка Вольфарствейлер в Гессене, и, что самое любопытное, некоторые участки, принадлежащие нескольким волостям этих мест, обязаны по заключенному когда-то договору вносить ежегодно в качестве процентов за пользование землей по букету ландышей.

Очевидно, когда-то существовал благородный барон — владелец этих земель, который, не желая отягощать крестьян за пользование его землями денежной податью, постановил взимать с них ежегодно оброк в виде букета ландышей. Сам барон и договор этот давно исчезли, но предание сохранилось, и арендная плата в виде букета этих цветов продолжает так же аккуратно вноситься, как и прежде.
Колокольчиковидная, напоминающая капли форма цветов ландыша послужила также и к тому, что им начали приписывать целебные свойства.

В пояснение надо заметить, что в средние века целебность растений, по очень странному взгляду, определялась по их внешней форме. Так, имеющие форму завитка или кренделя растения (полынь, кровохлебка, вероника) считались прекрасным средством против головных болей; имеющие тонкие волосовидные листья (спаржа, укроп) — средством, укрепляющим волосы; цветы, форма которых несколько напоминала глаз (роза, маргаритка, очанка4), — лекарством от глазных болезней. Тимьян и аконит5), несколько похожие на ухо, считались средством от ушных заболеваний; щавель, лист которого имеет сходство с языком, — от болезней языка, а крапива, покрытая жгучими волосками, — прекрасным средством от колотий.

Вследствие всего этого и ландыш, имеющий форму капель жидкости, считался прекрасным средством от паралича. Для приготовления лекарства надо было цветы собирать до восхода солнца, пока они еще покрыты росой, и настаивать на мальвазии (вине). Этот настой был знаменитым средством, носившим название Aqua apoplectica Hartmanni («Вода от апоплексии» Гартмана).

Но то, что средневековые врачи нашли как-то ощупью, оказалось в наше время действительно могущественным средством против сердцебиения. Это целебное средство в виде всем известных теперь ландышевых капель является сильным соперником бывшего долгое время единственным средством против болезней сердца дигиталина — настоя наперстянки.
Кроме того, англичане делают из настоя цветов ландыша на воде еще эликсир, известный под названием золотой воды, так как он продается в золоченых и посеребренных флаконах, и служащий для укрепления нервов и против головных болей. Эликсир этот одно время употреблялся даже как предохранительное средство от разного рода заразных болезней.

Высушенные цветы и побеги ландыша, мелко истолченные в порошок, употреблялись как нюхательный порошок от насморка и головных болей и вместе с семенами каштана составляли главную основу «шнеебергского» нюхательного табака.

Однако, принося в том или другом виде пользу человеку, цветы эти крайне вредны для домашней птицы. Бывали не раз случаи, когда куры и другие птицы, наклевавшись их, отравлялись и даже умирали.

Кроме того, запах ландыша является убийственным и для некоторых цветов. Впрочем, такая, если можно так выразиться, вражда одних цветов к другим, проявляющаяся посредством запаха, замечена и у других цветов. Так, резеда и роза не выносят друг друга. Чтобы убедиться в этом, стоит только сорванные их цветы поместить в стакан воды. Не пройдет и полчаса, как находящиеся рядом цветы станут вянуть, между тем как помещенные тут же цветы других растений будут сохранять свою прежнюю свежесть.

Точно так же убийственно действует своим запахом на другие цветы и ландыш: он немилосердно убивает почти всех своих пахнущих соседей; особенно же не любит сирени, и потому сирень, помещенная в одну вазу с ландышем, всегда быстро блекнет.

Но если некоторые цветы так угнетающе действуют на своих соседей, то бывает иногда и обратное. Так, например, резеда прекрасно сживается с гелиотропом и даже как бы способствует усилению его запаха. Точно так же и ландыш отлично сживается с незабудкой и даже придает ей особую свежесть и прелесть.

В древнеславянских землях, Саксонии и Силезии, ландыш носит название «струп» — кора. Говорят, им с успехом там лечили в прежнее время от струпьев — парши, а в немецкой Богемии (Чехословакия) ландыш зовут цавка — «булочка», оттого что ряд его висячих цветочков несколько напоминает собой ряд булочек-розанчиков. В этих же землях, а отчасти, как говорят, и у нас в России соком его корня девушки натирали и натирают себе щеки, чтобы вызвать румянец.

Доставляя человеку наслаждение в мае, ландыш за последнее время сделался еще одним из любимейших цветков для выгонки зимою. Для этого корневища дикого ландыша искусственно культивируют. И затем посаженные в горшок с влажным мхом и помещенные в теплом месте на печке (русской) или даже на батареях водяного отопления они постепенно развиваются и среди зимы распускаются в полной своей красоте. Правда, цветы его теперь слабо пахнут, но тем не менее красотой своей формы не оставляют желать ничего лучшего. Обыкновенно культивируемые таким образом ландыши, помещенные в корзинах или жардиньерках, представляют одно из изящнейших украшений комнат или обеденных столов. А кому приходилось их видеть в теплицах, когда их гонят для продажи чуть не целыми полянами, тот знает, какое красивое зрелище они представляют.

Выводя ландыши искусственно, их часто культивируют в особой формы сосудах с отверстиями, имеющих вид то шара, то ваз, то яиц. Вырастая из этих отверстий, ландыши при тщательном уходе так плотно обрастают сосуд, что его самого совершенно становится не видно. Особенно оригинальной и красивой формой являются яйца.

Такие громадных размеров яйца из ландышей, украшенные белыми и розовыми шелковыми лентами, представляют собой один из прелестнейших пасхальных подарков и, будучи выставлены перед Пасхой в окнах цветочных магазинов, всегда привлекают внимание.

Немало поэтов и писателей увлекались этим прелестным цветком, но особенно любил их французский писатель Анри Мюрже, знаменитый автор «Жизни богемы» и «Латинского квартала», отправлявшийся каждую весну любоваться ими в окрестности Парижа.

Однажды он пришел в контору журнала с рукописью романа, которого от него никак не могли дождаться.
— Где же Вы пропадали, что с Вами? — воскликнул редактор этого журнала Бюлоз. — Мы совсем уже потеряли надежду Вас увидеть.
— Я жил в ландышах, — отвечал с увлечением Мюрже.
— В Ландышах? Где же это такое, я что-то не знаю такой местности.
— Это не местность, — отвечал, улыбаясь, Мюрже, — я был в лесу в Фонтенбло, куда езжу каждую весну любоваться, как цветут дорогие моему сердцу ландыши; любовался ими по целым часам и теперь.
— Дитя! — воскликнул с презрением Бюлоз, который ничего не признавал, кроме своего журнала, — истинное дитя!
Но дитя это было поэтом — поэтом, проникнутым любовью к природе, находившим среди нее отдых, находившим, как это можно видеть из его прелестного романа «Каникулы Камиллы», в ней свое утешение. Старый роман этот позабыт, но всякий любитель природы прочтет его и теперь с удовольствием.

В заключение приведем еще маленькую немецкую загадку о ландыше, в переводе она звучит так: «Я знаю хорошо один колокольчик, он блестит ярко по всей стране. Из серебра он кажется вылитым, а между тем вырос из земли; снабжен он и язычком, но никогда никто не слыхал его звона. Не висел он также ни на одной из колоколен. Он только блестит и красуется в глубине».

Источник: Цветок богини весны Остарыи и слияния сердец — ЛАНДЫШ

Current music музыка души
Состояние веселое
Суббота, 8 Мая 2010 г.
14:41 Рабочие будни
В нашем городе весна))



Current music музыка души
Состояние Воодушевлённое
Воскресенье, 2 Мая 2010 г.
23:34 Украинские имена и фамилии
Многие народы мира верили в магическую силу имени, его неразрывную связь с человеком, которого оно называет. Верили в это и древние славяне. Поэтому часто называли детей именами зверей - Волк, Медведь, Зубр, считая, что такие имена отпугивать злых духов. Ребенка могли назвать и некрасивым именем (Некраса, Поганка, нехороша Рис, Крив), надеясь, что оно не понравится нечистой силе и она оставит ребенка в покое.

Некоторые древнеславянские языческие верования и суеверия, связанные с выбором имени для ребенка, сохранились до нового времени. Так, выдающийся сербский филолог Вук Караджич в заключенном им «Сербскому словаре ...» 1818 под словом вук (волк) написал: «Когда у какой-либо женщины дети долго не живут, тогда ребенку дают имя Вук - волк ( чтобы ведьмы не могли свести со света и поэтому и мне дали такое имя) ».

Большое распространение в Древней Руси имели двухосновные славянские имена со вторым компонентом-владеть,-мир,-слав,-полк, - гости,-жир и под.: Всеволод, Владимир, Житомир, Боримир, Творимир, Брячислав, Мстислав, Ростислав , Ярослав, Ярополк, Святополк, Доброгостов, Мутижир и т. п.

В конце IX века, когда Киевская Русь приняла христианство, на смену древнерусским именем пришли христианские имена греческого, латинского и древнееврейского происхождения, заимствованные из Византии вместе с религией. Но древнерусские имена еще долгое время имели место параллельно с новыми христианскими именами. Так, великий киевский князь Владимир, который ввел на Руси христианство, получил при крещении имя Василий, а его сын Ярослав Мудрый назывался церковным именем Юрий. Однако летописцы именуют обоих князей только своими, славянскими именами. И не только в Х веке, но и позже, в XI и XII века, лица княжеского дома имели по два имени - при крещении ребенок получал церковное имя, но одновременно она нарикалась древнерусским, так называемым «мирским», именем. В староукраинском языке распространенным было также усеченные основы имени, сокращение его до первоначального состава: Хведь, Клим, Юр вместо Федор, Климент, Юрий.

Большой вариативностью в создании производных личных имен характеризуются некоторые говори современного украинского языка. Например, в Закарпатье женское имя Анна имеет более 70 разговорных вариантов: Аннуся, Ануш, Аннушка, Ангорка, Анниско, Аннище, Аннуца, Андя, Анника, Ганя, Ганька, Ганиско, Ганьча, Ганьчуша, Нйзя, Нйця, Онйзя, Онуша т.д. Имя Николай бытует на этой же территории в следующих формах: Миколав, Николай, Миколайки, Миколаик, Миколайцьо, Микула, Микулик, Микульцьо, Никола, Никора, Никбцьо, Коця, Кбцьо и ряд других.

По народной традиции, современный словарь «Собственные имена людей» Л. Г. Скрипник и Н. П. Дзяткивской подает имена Костя, Леша, Игнат, Афанасий, Наташа, Одарка и прочие как равноправные официальные варианты рядом с именами Константин, Алексей, Игнат ( Игнатий), Афанасий (Афанасий), Наталья, Дарья и другие.

Разговорные формы имен остаются основным источником пополнения официального существительного и в наше время. Так, до недавнего времени имя Леся употреблялось только как ласкательно форма полных имен Лариса, Александра, Елена, но, по требованиям родителей, которые хотели записать имя дочери в документах именно в такой форме, имя Леся приобрело прав полного имени . В упоминавшемся выше словаре-справочнике имя Леся вынесено в реестр с меткой: «сокращ. вариант от ряда имен (Лариса, Александра и др.), который все чаще фиксируют как документальное имя в честь украинской поэтессы Леси Украинки ».

Оффициальный статус приобрело в наше время и имя Олеся, а также параллельные формы мужского имени - Олесь, Лесь, ранее бытовали только как измельчало-ласкательное варианты полного имени Александр. На упрочение этих имен в роли официальных большое влияние имели литературные наименование выдающихся украинских писателей и деятелей культуры, таких как Лесь Мартович (документальное имя и отчество Алексей Семенович), Лесь Курбас (Александр Степанович), Олесь Гончар (Александр Терентьевич) .

Какие же имена были самыми распространенными среди наших прадедов?

Львовский языковед Р. И. Осташ провел исследование известных казацких «Реестров», составленных после Зборовского соглашения 1649 г. и изданных А. Бодянским в 1875 г. «Реестры» сохраняют имена и фамилии (правильнее, «Фамильные названия», поскольку «фамилия» в современном понимании этого слова - явление более позднего времени) более 40 000 казаков правобережной Украины. По подсчетам Р. И. Осташа, в «Реестр» зафиксировано около 200 имен. Основная нагрузка приходится на 120. По частоте употребления они распределяются в следующей последовательности. Первенство принадлежит двум именам-Иван (11% от общего количества имен), Василий - 6%. Далее идет 9 имен, каждое из которых имеет частотность 2-3%. Это Федор, Степан, Григорий, Михаил, Семен, Андрей, Иаков, Алексей, Фесько (производное от Феодосий). Около 1% набрали имена: Гавриил, Даниил, Игнат, Роман, Савка, Дмитрий, Максим, Мартин; 0,5% - Кондрат, Левко, Лукьян, Марк, Матвей, Никита, Остап, Павел, Филипп, Юрий, Ярема , Ясько (производное от Иаков).

Вообще, в дореволюционный период обряд наречения новорожденного принадлежал церкви. Во время церковного обряда крещения поп выбирал из святцы, календарного церковного списке святых, имя для новорожденного. Процесс наречения ребенка не был лишь формальным ритуалом, он рассматривался как духовное приобщение человека через имя к религии. Имя в христианской религиозной традиции выполняло сакральную функцию. Святой, именем которого был наречен ребенка, считался ее духовным охранником, небесным покровителем. В церковных календарях указывалась и этимология каждого имени, поэтому значение их было общеизвестным.

После Великой Октябрьской социалистической революции были ликвидированы церковный список и введено свободу выбора имени. В 20-х годах существительное значительно расширился и обновился. Обновляемые осуществлялось за счет заимствования западноевропейских имен, как: Альберт, Артур, Эдуард, Эмиль, Роберт, Альбина, Гертруда, Элла, Элеонора, Эльвира, Эмилия, Эмма, Жанна и др.; возвращение древних имен Олег, Игорь, Вячеслав; создание новых , в частности аббревиатур: Владлен (с рус. Владимир Ленин), Ким «Коммунистический Интернационал молодежи»; Рем - «революция, электрификация, машиностроения», Ревмира - (рус. революция мировая), Пятвчет-(рус. Пятилетка в четыре года) и др.

В новых именах нашли отражение революционные события, атрибутика революции, настроения массового энтузиазма, надежд на быструю индустриализацию страны. Детей называли такими именами, как: Революция, Интернационал, Авангард, Гений, Гранит, Искра, Май, Майя, Воля, Титан, Заря, Индустрия, электростанция, Энергия, Электрификация, Мартен, Трактор и т. п. Правда, бытование таких имен не приняло массового характера, большинство из них не выдержала проверки временем и уже в 30-х годах они начали исчезать. Остались в употреблении лишь некоторые из новообразованных имен, такие как Вилен, Владлен, Октябрина, Майя и некоторые другие. Значительно существеннее оказались малозаметны в то время глубинные массовые процессы, которые происходили в употреблении имен и которые привели к значительной перестройке старого существительного. Уже в 30-е годы в городах вышли на первое место по частоте употребления имена Владимир, Юрий, Нина, Валентина, Галина, тогда как популярные до революции Иван, Василий, Анна, Мария появлялись реже.

В наше время сложился достаточно постоянный и компактный набор имен. Наблюдается, кроме того, значительная концентрация имен, т.е. небольшое количество охватываемых подавляющее большинство новорожденных. Так, по подсчетам, проведенным по данным загсов, в г. Ульяновске пять наиболее распространенных мужских имен (Сергей, Александр, Андрей, Владимир, Игорь) и шесть женских (Елена, Светлана, Наталья, Ирина, Ольга, Марина) получили почти три четверти всех рожденных в 1967 г. мальчиков и девочек. Такая же группа распространенных имен (с незначительными изменениями) получила первенство в 1967 г. и в г. Киеве. Всего в 1967 г. в Киеве было использовано лишь 66 женских и 52 мужских имени. Более того, пять женских имен (Елена, Ирина, Светлана, Татьяна, Наталья) охватили половину маленьких киевлянок. А среди мужских имен первенство заняли Александр, Сергей, Олег, Владимир, Игорь.

Так что вполне добровольно выбирая имя для ребенка, мы, не осознавая этого, подчиняемся определенном коллективном вкусовые, моде на имена, прихоти которой не всегда удается установить.

В последнее время получило распространение такое явление, как стандартизация. Она охватила не только полные формы имен, но и ласкающий, на которые издавна был богат наш народ. Петра зовем только Петей, вроде не называли его наши матери Петриком, Петрусем, Петруней, Юрка, Юрася, Юрика называем только Юрой, Мишка, Мишу, Михася-Мишей. А казалось бы, должны уважать этот суффикс, ведь именно он создал самый распространенный тип наших фамилий на-ко и-енко, ставший своеобразной визитной карточкой украинского.

В заключение разговора об именах хотелось бы напомнить еще одну народную традицию, связанную с избранием имени для ребенка, а именно обычай называть ее в честь кого из родителей супругов. На Закарпатье до нашего времени сохраняется традиция наречения первого сына именем деда, а другой - именем отца. Итак, дав ребенку имя своего отца или матери, мы не только выявляем этим свою любовь и уважение к ним, но и продолжаем жизнь имени в кругу нашей семьи, создаем определенную традицию рода, которую, возможно, продолжат и наши дети.


Украинские фамилии

Современное фамилия, как и полное официальное наименование человека, состоящий из имени, имени отчества и фамилии, - явление нового времени. В прошлые века единых, введенных государством норм идентификации личности не существовало и в административно-юридической практике для обозначения человека использовали разнообразные языковые средства. Принимались одночленным имя, выраженные индивидуальным именем, патронимом или видтопонимичною названием (Бог-Дашко, Миклич, Охлоповський, двучленную, зачастую состояли из христианского имени и патронима или прозвища (Гришко Шульжич, Маска Микитеня, трехчленные, выраженные христианским именем, патронимом и прозвищем (Максим Харитонович Гаркавый, Лука Григорьевич Губа) и описательные названия (Тимка из Тернополя, Гавриил Маслов зять Миска трубач господина Черленковского).

Формула именования значительной степени зависела от характера документа. Точной идентификации лица требовали разного рода юридические акты - о наследовании имущества, дарственные, купчие, разграничительные грамоты и т. п., поэтому в этих документах формула именования людей нередко была развернутой и включала, кроме имени, названия по отцу или прозвища, еще ряд уточняющих сведений об состояние, профессию, место жительства, отношение к другим родственникам и т.д.

Процесс возникновения и упрочение фамилий как отдельного класса наследственных наименований людей охватывает большой промежуток времени. Раньше наследственные родовые названия возникли в среде высших слоев феодального общества - князей, магнатов, собственников земельных владений и имений. Уже источники XVI в. фиксируют такие княжеские наименования, как Андрей Михайлович Сангушковичу Каширский. Вторую часть этих наименьшим исследователи квалифицируют как родовую фамильное, т.е. она обозначала Андрея Михайловича из рода Сангушковичу Каширских. Распространенным типом наследственных именований княжеских и шляхетских родов были имя, что образовывались от названий населенных пунктов с помощью суффиксов-ский,-цькнй,-зький. Есть многочисленные доказательства того, что названия представителей феодальной верхушки на-ский,-кий,-зький, особенно в XIV-XVI века, в большинстве случаев - это названия по определенному населенному пункту, который был местом жительства князя и потому считался центром феодального владения , а такие названия представителей социальных низов и средних состояний в большинстве прямо указывали на место их происхождения. Например, князь Порицкий (Порицк - городок во Владимирском уезде).

Наименование Княжеская родов, образованные от названий вотчин с помощью суффикса-ский (Волконские, Вяземская, Коломенская, Мещерские, Милославская, Одоевские, Пожарский, Трубецкие, Хованская и др.) бытовали и в феодальной России.

Наследственные фамильных прозваний на-ский, производные от названий населенных пунктов, известны всем славянским народам, но особого распространения приобрели в Польше. В средневековом Королевстве Польском фамильных прозваний на-ски,-цьки были признаком благородного происхождения и противопоставлялись мещанским и «мужицким» личным наименованием. Польская аристократия даже потребовала от правительства официального запрета именоваться фамилиям этого типа нешляхтичам.

К разряду фамилий перешли также патронимические названия, принадлежавших к народным уснорозмовних форм именования сыновей за отцом, в том числе два самых распространенных типа украинских патронимий с суффиксами-енко (-енко) и-ук (-юк,-чук). Наименование с формантом-енко, возникший путем сочетания суффиксов-еня и-ко, имели первоначальное так называемое деминутивне значения, т.е., как и слова на-еня (зайчонок, коза, пел), обозначали малых малолетних существ: Бондаренко-первоначальное « малый бондарь, сын бондаря », Иваненко-« малый Иван, сын Ивана.

Подобное значение имели и слова с суффиксом-ук (-юк,-чук): Баранчук «небольшой баран», ведмедюк и ведмедчук «молодой медведь» парубчук «молодой парень» и т.п.

В наше время рассматриваемые антропонимический типы принадлежат к наиболее распространенным украинских фамилий, которые бытуют на всей территории Украины, однако имеют выразительное региональное распределение по степени распространенности. Если фамилии на-енко можно считать основным восточноукраинским типу, то фамилии на-ук (-юк,-чук) относятся к западноукраинского типа. С наименованиями отчество генетически связаны частности характерные для западноукраинского ареала образования на-ак (-как),-чак: Андрусяк, Грицак, Юрчак. Ганусяк, Марунчак, Прицак, Собчак, Худяк, Бариляк, Верхоляк и некоторые другие типы антропонимов, которые сегодня принадлежат к редким среди украинских фамилий, - образование на-Энок,-Онок (Остап Дудиченок, Макар Борисенок),-еня (Масло Микитеня) ,-а (-я),-ат (-ят) (Яцко Пахирча, Алексей Занчя), и др.

Среди указанных типов фамилий, в том числе и фамилий на-енко и-ук (-юк,-чук), абсолютное большинство составляют образования, в прошлые века бытовали как патронами, т.е. имена отчества. От имени матери наименование детей образовывались очень редко, главным образом в тех случаях, когда женщина рано оставалась вдовой и становилась главой семьи (распространенная фамилия Вдовиченко, Удовиченко). Поэтому среди основных типов украинских фамилий наименования, производные от женских имен, представленные небольшим количеством образований: Ганненко, Катренко, Марусенко, Мотренко, Настенко, Пазенко (от Пазя - измельчало от Пелагея), Улитенко, Явдощенко, Гандзюк, Маланчук, Паращук, Химчук и др. Несколько выше процент производных от женских имен выделяется в группе фамилий на-а (-как): Ганусяк, Ганущак, Мариняк, Марунчак, Марущак, Марусяк, Настасяк, Паращак, Химьяк и т.д., локализующиеся в Приднестровье.

Чрезвычайное разнообразие типов украинских фамилий проявляется и в большой группе именований, указывающих на ремесло, профессию, вид занятия первого носителя фамилии. Народные наименования лиц по роду деятельности сохраняют, в частности, такие популярные украинские фамилии, как Швец (и производные от него Шевченко, Шевчук, Сапожников, Шевчишин), Гончар (Гончаренко, Гончарук), Кравец (Кравченко, Кравчук, Кравцив), Мельник (Мельниченко , Мельничук), Мельник (Мирошниченко), Ткач (Ткаченко, Ткачук), Колесник, Колесник (Колесниченко, Колесниченко), Скляр, Шкляр (Скляренко, Склярук, Шкля-рук), Килимник, Шкиряк, Шаповал (Шаповаленко), Шабельник, Гонтарь (Гонтаренко, Гонтарук), Дегтярь (Дигтяренко, Дигтярук, Резник (Резниченко, Ризничук), Стороженко, Лоцманенко, Чабан (Чабаненко), Пастух (Пастушенко), Чумак, Коновал (Коноваленко, Коновальчук, Гайдай (от «пастух овец» , Гайдаенко, Гайдар, Гайдай), Стадник (Стадниченко, Стадничук, Чередник (Чередниченко), Олейник, Пивовар, Лымарь (Лимаренко, Лымарчук, Рымарь (Рымаренко, Рымарук), Повар (Кухаренко, Кухарчук, Табакар и др.

Некоторые фамилии происходят от шутливых прозвищ людей той или иной профессии, ремесла. Просторечных кличками плотников были первоначально фамилии Дубогризенко, Короцюпенко, Корощупенко; мельников - Мукосиенко. Крупидеренко, Жорноклевенко; сапожников - Тягнишкира, Тягнишкура; мясников-Козориз, Козолуп; стекольщики-Шклобий, скорняков-Кошкодав, пономарей - заплюет-свеча т.д.

Народные названия певцов и музыкантов привели к появлению фамилий Кобзарь, Кобзаренко, Спивак, Скрипник, Скрипниченко, Дудик, Дудник, Цымбал, Цымбалюк и др.; специфическую группу «музыкальных» фамилий составляют образования на-ист,-ист (-Иста,-нста : Басистий, Капелис-тый, органист, Гуслистый, Цимбалист, Цимбалиста т.д.)

Церковнослужители разного ранга представлены в таких фамилиях, как Дьяк, Дьяченко, Дячук, Попенко, Попик, Пономарь, Паламарчук, Паламаренко, Пономарь, Пономаренко, Староста, Титаренко, Титарчук, бывшее городское и сельское начальство - в фамилиях Войт, Войтенко, Пустовойт, Комиссар , Комисаренко, Возный, Ратушный, Ратушняк, Гуменный, Гуменюк, Присяжный, Присяжнюк и др.

В отдельную группу выделяются фамилии, происхождение которых связано с пребыванием их первых носителей в Запорожской Сечи: Запорожец, Запорожченко, Козак, Козачук, Козаченко, сечевики, Кошевой, Хорунжий, Хорунженко, Довбыш, Пушкарь, Пушкаренко, Гармаш, Гармащук, Гармашенко и др. О временах Гетьманщины напоминают фамилии Гетман, Сердюк («гетманский хранитель»), названия народных мстителей дошли до нашего времени в фамилиях Гайдамак, Гайдамака, Дейнека, Левенец.

Немалую группу составляют антропонимы, производные от названий лиц по этнической принадлежности: Литвин, Литвиненко, Литвинчук (Литвин на Украине называли не только литовцев, но и белорусов), Турчин, Турченко, Турченяк, Москаль, Москаленко, Цыган, Цыганенко, Циганчук, Лях, Ляшенко, Чех, Чешко, Молдаван (Молдован), Волошин, Татаренко, Татарчук и т.д. Следует заметить, что далеко не всегда первый носитель такого прозвища принадлежал к неукраинского этноса.

В то же время на инонационального происхождения первого носителя могли указывать такие клички как Немой, Немец (и производные - Нименко, Нимченко, Нимчук), поскольку немыми в народе называли не только людей с врожденным увечьем, но и пришлых иностранцев, которые говорили на непонятном языке ( сравним этимологическое значение слова «немец», «немота»).

Выходцев из других областей Украины первоначальное обозначали такие наименования, как Бойко (производные Бойченко, Бойчук, Волынец, Подолян, Гуцул, Гоцул (производные Гуцуленко, Гоцуленко), Полищук, Виштяк (виштак-прозвище подольского крестьянина за то, что, погоняя лошадей, кричат «виштя» в фамилиях может храниться память о давних территориальные названия, принадлежащие далеком прошлом. Так, «Реестры всего войска запорожского неоднократно фиксируют фамильное наименование Болоховець, генетическое родственное с названием древнерусской Болоховская земли, исчезла со страниц летописей еще в 1262 г. после драматической борьбы Данилы Галицкого с болоховцямы.

Группа фамилий с суффиксом-ець указывает на выходцев из разных городов Украины: Богуславец, Бориславець, Батуринець, Гайсинець, Канивец, Козинец, Мглинець, Полтавец, Уманец, Хоролец, Чигринец и др. Название жителей города Коломыи, известного богатыми соляными промыслами, стала общим названием добытчика или торговца солью (сравним в народной песни «Ой ты казак, ты чумак, ты Коломиец? Передай мне хоть сухарей на дорогу»), которая вошла и к украинскому антропонимикона.

Говоря о происхождении современных украинских фамилий, нельзя обойти и такой важный их источник, как уличные прозвища. Генетическая связь с прозвищем закрепился в самом значении украинского слова «фамилия». Другое происхождение имеет русское слово «фамилия», заимствованное через польскую или немецкий язык с латинского familia - «домочадцы, семья». Правда, слово «фамилия» начало употребляться только со времен Петра I, к тому втором наименование человека обозначали в русском языке словом «прозвище».

Фамилии и индивидуальные и коллективные прозвища, издавна бытуют в том или ином селе, нередко до нашего времени сохраняют сведения об истории его заселения. Так, жители села Мизяков на Винниччине имеют коллективное прозвище гуцулы, которое, вероятно, указывает на то, что первопоселенцы его были выходцами из горных районов Карпат. Местное предание об основании села Березки Кривоозерского района Николаевской запорожцами, которые разбрелись степями южной Украины после разгрома Запорожской Сечи в 1775 г., подтверждает распространенное среди старожилов села фамилия Запорожец.

Уличные прозвища, значительная часть которых бытует сегодня в уважаемой роли официальных фамилий, принадлежащих к самой колоритной группы личных наименований. Они являются своеобразной энциклопедией народного быта, обычаев, духовной культуры. В них ярко отразился национальный характер украинского, его склонность к шутке, остроте, веселого, меткого слова. И действительно, смысловой диапазон фамилий, которые происходят от уличных прозвищ, чрезвычайно широк. Они могли указывать на какую-то черту внешности или характера первого носителя прозвища, как например: Безбородько, Белоус, Голобородько, Безух, Безпалько, Бородай, Дзюба, Довгань, Горбаль, Мовчан, Стогний, Шумило, Червонопиский (от «красный нос»), Кривобок , длинношеие, Кирпа, Лысый, мятлик, Белоножко, Криворучко, Худаш, Цыба, Щербань и др. Нередко причиной возникновения уличных наименований человека был какой недостаток в ее произношении, привычка часто повторять одно и то же слово или восклицание т.д. Характерным в этом плане, например, происхождение прозвища Похвап, которое встречается на Черкасщине. Наверное, объяснение следует искать в том, что мужчина получил такое прозвище за свою привычку говорить «дождь похвапав» вместо «дождь покрапав.

Определенную недостаток речи отражала первоначальное значительная часть прозвищ на-ало типа лязгали, Цикало, щелкали, Цюкало, Штокало, Шокало, Гакало, и т. п.

Специфическое для определенной говора диалектное слово или восклицание, непривычный для жителей соседних областей, может привести к возникновению коллективного прозвища, которое распространяется на всех представителей говора. Так появились, в частности, известные коллективные названия жителей Карпат - бойки и лемки, первое из которых происходит от характерного для местного диалекта восклицания бой (бойе) «Ей-богу», а второе - от доли лемм «лишь только".

Есть группа фамилий, отражающий какую особенность одежды: Безпояско, Широкопояс, Кривошапка, Рябошапка, Довгопол, Сероштан, Билоштан; характерную примету жилья: Безверхий, Заклунная, Новохатский, Острохижа, Кривохижа; особенности расположения жилья, усадьбы: Заболотный, Загребельный, Зарудный, Луговой, Лесной, Краеугольный, Подгорный, Подгайный, Подлужный, Гаевой, Долишний, Нижник, Крайносвит, Царинний и т.д. Новоприбывшую человека могли прозвать Забродой, забежал, зайди, скитальцем, Придибою, Приходько, пришли-ком, Новожилом т.д.

Интересную группу образуют фамилии, происходящие от названий лошадей и волов, владение которыми было столь важным обстоятельством крестьянского быта, что характерно для животных наименования по мастью или какой другому признаку односельчане могли перенести на ее хозяина. Так возникли фамилии Сивоконь, Белоконь, Чорновил, Рябовил, Рябоконь, Чалый (воспетый в народной песне «Ой был в Сечи старый казак, на прозвище Чалый»), Багрий (от Багрий «сиробурий вол»), Смаглий (от смугляк «вол почти черной масти »), Мазий (от Мазий« вол пепельного цвета »), Чубрий (от чубрий« вол с жмутиком шерсти между рогами »), Гулый (« безрогие вол или корова »), Гнедой и др.

Далеко не каждое фамилия легко поддается теперь объяснению даже в тех случаях, когда основа его прозрачна. Как объяснить, например, мотивы возникновения таких фамилий, как Буряк, Кулиш, Лобода, Плачинда, Пирог, Мороз, Стародуб, Качур, Редька, Кныш, Гвоздь, Колбаса, Король, Апостол, Шелест, Явор, Шабатура и многих других? Можно предполагать, что кто-то из прадедов Тара-пати был беспокойным по натуре человеком (слово «тара-пата» означает «хлопоты, беспокойство»), Недайкаши или Недайборща - неподильчивим, а Простибоженко слишком часто повторял слова «прости господи. Однако истинные причины появления этих и многих других фамилий, в основу которых легли прозвища, сегодня установить невозможно. Мотивы предоставления прозвищ в любом коллективе чрезвычайно капризными. Вот какую историю о происхождении своей фамилии рассказывает, например, бывший запорожский казак: «Я был очень быстрый и проворный: однажды, уезжая из Новых Кодак в Сечь, мы прибыли в могилу и, поскакавшы несколько минут, стали спускаться. Мои товарищи пошли утоптанная тропинка, а я решил идти прямо, но курган был очень крутой, а трава сухая, я поскользнулся, упал и покатился вниз стремглав, как клубок или лепешку. «Коржом, лепешкой покатился» закричали казаки, и с того дня все меня звали Никитой, а по прозвищу Коржом. Мой крестный отец, узнав об этом, сказал мне: «Пусть будет и Корж.

Причины значительно более широкого, по сравнению с другими народами, применения среди украинских колоритных фамилий с выразительным юмористическим оттенком в значении следует искать в нашей истории. Ведь огромное количество современных украинских фамилий ковалась в горниле Запорожской Сечи. Именно здесь впервые возникла потребность официальной регистрации большого числа казаков. По обычаям Запорожской Сечи новоприбывший в армию должен был убрать новое прозвище, под которым его записывали в казацких реестров. Во время процедуры выбора нового наименование сечевое общество должно хорошую возможность в полной мере проявить свою склонность к шутке и остроте.

Ритуал принятия в войска новоприбывшего казака описывает Дмитрий Яворннцький в работе «История запорожских казаков»:

«Принятый в ряды запорожских казаков прежде записывался в один из 38 сечевых шалашей, в тот или иной из них, в зависимости от собственного выбора, и тут же, при записи в курень, менял свое собственное фамилию на некое новое прозвище, которое очень часто характеризовало его с внешней или внутренней стороны; это изменение фамилии делали для того, чтобы скрыть прошлое новопринятых в Сечь. Часто на запрос российского или польского правительства, нет ли в Сичи какого Иванова или Войновича, запорожский Кош отвечал, что таких лиц на Сечи нет, а есть Задерихвост или Загубиколесо, вступившие в ряды казаков примерно в то время, о котором спрашивают московские или польские люди.

В этом кратком обзоре личных наименований, которые стали основой современных фамилий, конечно, нельзя охватить все типы украинских фамилий-этого огромного по объему и чрезвычайно разнообразного по строению и значению основ лексического пласта нашего языка. Хочется только еще раз подчеркнуть, что наша фамилия - это не сухой, лишенный смысла паспортный знак. Это живое слово, память рода. И если одна фамилия несет в себе историю рода, то все вместе они составляют историю народа.


Current music музыка души
Состояние Воодушевлённое
Закрыть