Запасной командный пункт.
Frederick Taer
дневник заведен 10-08-2004
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
местожительство:
Москва, Россия
30-05-2006 14:04 Воздушные победы Ми-24. Часть 1.
Варнинг! Многа букф. Но это даже к лучшему.
Особенно понравилось про сбитый НУРСами в лоб Фантом, который шёл на сверхзвуке.
Прям натуральный батлефилд!
А то всё, "не бывает, не бывает..."
(но это будет в следующей серии)


За более чем 30ти летнюю историю существования уникального винтокрылого штурмовика Ми-24, этот вертолёт получил заслуженную славу самого эффективного вертолёта огневой поддержки. Он очень эффективно применялся против танков, вспомогательных огневых средств противника, транспортных средств, живой силы и легкобронированных боевых кораблей. Но самой впечатляющей стороной боевого применения Ми-24 были легендарные воздушные победы, в том числе и над боевыми вертолётами и даже, над истребителями третьего поколения.

Настоящим “вертолётным ристалищем” стал Ирано-иракский конфликт. Противоборствующие стороны вступили в войну со следующими машинами: Ми-24Д, Ми-8Т и “Газель” ВВС Ирака и АН-1J, AB-214 и AB-412 –модификациями многоцелевого вертолёта UH-1 “Ирокез” компании Bell на вооружении иранских вооружённых сил.

Первый в мировой истории бой боевых вертолётов закончился для иракцев неудачей – в ноябре 1980года пара АН-1J атаковала и сбила пару Ми-24Д. Однако, на первых этапах войны, боевые вертолёты обеих стран имели несовершенное радиоэлектронное оборудование, в связи с чем, удача сопутствовала тем, кто первым обнаружит противника и подойдёт к нему незамеченным. Так произошло и в этом бою. С дистанции 3км АН-1J атаковали Ми-24Д парой ПТУР TOW(по одному с каждого вертолёта). Обе ракеты попали в цель, но Ми-24Д продолжали полёт. Вертолёт ведомого был поражён в нижнюю часть десантной кабины, что вызвало потерю топлива из бака и кратковременный пожар. Однако, не смотря на то, что ракета TOW имела 9кг БЧ, жизненно важные системы Ми-24Д ведомого не были повреждены, и он развернулся, чтобы дать противнику бой. Вертолёт ведущего был повреждён сильнее – кумулятивная струя ракеты TOW поразила правый двигатель, а осколки корпуса повредили редуктор, и вертолёт стал удалятся в сторону позиций иракских войск. Однако ведомый не успел нанести ответный удар – “кобры” выпустили ещё по одной TOW. Первая промахнулась, зато вторая попала в боекомплект, в результате чего вертолёт взорвался в воздухе, и ракета “Фаланга” пущенная им, потеряла связь с вертолётом и неуправляемо упала. Этот факт весьма красноречиво свидетельствует о боевой живучести Ми-24.

Вертолёт ведущего из-за неполадок в работе редуктора совершил вынужденную посадку, пролетев ещё 12 километров после попадания ракеты. Экипаж счёл, что повреждения вертолёта могут быть устранены и машина станет трофеем “соколов Хомейни” и принял решение взорвать вертолёт. Взрывное устройство было заложено в блок УБ-32-24, при взрыве погиб лётчик-оператор, а пилот – иракский майор был захвачен иранцами в плен.
По результатам этого боя иранским вертолётчикам был дан приказ: стрелять по Азазилу (так в исламской мифологии называется один из демонов, сын Шайтана) – так иранцы уважительно прозвали вражеские Ми-24Д, парой ПТУР. Второй бой, произошедший 24 апреля 1981г., так же был удачным для иранских вертолётчиков. Скрытно подойдя к паре Ми-24Д на расстояние пуска ПТУР они выпустили по паре на каждый вертолёт. Первый взорвался с первого попадания – детонировал боекомплект, второй только после взрыва второй TOW стал снижаться и перешёл в неуправляемое падение – все члены двух экипажей погибли.
А вот 14 сентября1983 года удача улыбнулась летчику Хусейна, – он первым заметил АН-1J и без труда догнал её, после чего оператор сбил “Кобру” огнём 12,7мм ЯкБ. 25 февраля 1984 года удача улыбнулась вертолётчикам иранских “Кобр”, но они её упустили. Три АН-1J скрытно приблизились к тройке Ми-24Д, но 24ки шли растянутой группой, и первая кобра произвела пуск TOW с предельной дистанции. Ракета прошла мимо, известив иракских пилотов об угрозе. Три Ми-24Д развернулись в сторону противника и ушли от шести иранских медленных и маломаневренных ПТУР, пустив две ракеты “Фаланга” уничтожили два АН-1J. Третья “кобра” попыталась скрыться, но “двадцатьчетвёрка” без труда догнала её и с дистанции 1,5км выпустила 4 НАР С-5, одна из которых попала в хвостовую балку АН-1J и иранский вертолёт был уничтожен. Надо отметить, что если для Ми-24Д в 75% случаев нужно было два попадания TOW, то для “Кобр” хватало одной 9М17 или даже С-5.
13 февраля 1986года иракский лётчик отчаянно атаковал “в лобовую” пару “Си Кобр”, сбил одну из них 9М17 и сам погиб от пары TOW другой кобры.

Через три дня иракский вертолётчик расстрелял новую “Кобру” AH-1S из высокотемпного пулемёта (причём 12,7 пули ЯкБ были смертельны для кобры, а она, очередью своей трёхствольной 20мм пушки под малым углом встречи оставила только вмятины на броне двигателя Ми-24Д), а ещё через 2 дня, 18 февраля, новая “Кобра”, модификации АН-1S сбила 24ку ПТУР.
Иранцы получили более совершенные вертолёты – АН-1S несли восемь TOW и 38 70мм НАР против 4 TOW и 14 НАР у АН-1J. Так же, АН-1S несли трёхствольную 20мм пушку вместо слабой спарки из 40мм гранатомёта с дозвуковой скоростью снаряда и 6-ти ствольного 7,62мм пулемёта, которые не “доставали” Ми-24 по дальности и не пробивали их брони. Некоторые кобры и многоцелевые АВ-412 несли ракеты “Стингер”. Более совершенные вертолёты от СССР получил Ирак. Это были Ми-24В со сверхзвуковыми ПТУР “Штурм” и ракетами “Воздух-воздух” Р-60МК. Под “Штурмы” адаптировали и Ми-24Д, оснастив их, к тому же, надкрыльевыми АПУ с AIM-9L “Сайдуиндер”. Ещё Ми-24 оснащали четырёхпозиционными АПУ для немецких акустических ПТУР “Хот” класса “выстрелил и забыл”. Новые 24ки были оснащены системами предупреждением об облучении РЛС и лазером. Аналогичные системы были и у АН-1S. Стороны накапливали силы для новых боёв…

25 февраля боевой патруль из Ми-24В и модернизированного Ми-24Д, уничтожив НАР С-8 и ПТУР 3 иранских танка, встретился с целой вертолётной армадой иранцев – ударной группой из 4ёх АН-1S и 2ух АВ-214 (тяжёлые многоцелевые вертолёты массой до 7000кг, несущие 4TOW и 12десантников). Всего иранские вертолёты несли 40 ПТУР и их задачей было уничтожение колонны иракской бронетехники. Пара Ми-24 вступила в неравный бой с четырьмя боевыми и двумя многоцелевыми вертолётами врага.
Но лётчиками Хусейна управлял, скорее, трезвый расчёт, чем героизм. Ми-24В нёс 3 ракеты “Штурм” 9М114(четвёртой он уничтожил иранский М60А2), 4 ракеты “Хот” на левом внешнем пилоне, 2 блока С-8(которыми вертолёт уничтожил ещё один иранский танк) и на правом внешнем подкрыльевом пилоне асимметрично две Р-60МК. Усовершенствованный Ми-24Д нёс три “Штурма” – один так же был использован и поразил “Абрамс”, два блока С-8 и два блока С-5, а так же 2 AIM-9L, кустарно установленных на надкрыльевых АПУ. Для сравнения – кобры несли по восемь TOW и два блока по 19 70мм ракет, только одна из них вместо НАР несла четыре “Стингера”. По четыре TOW несли и АВ-214.

Воспользовавшись преимуществом в дальности, скорости и точности ПТУР “Штурм” два иракских вертолёта сбили одиночными пусками две AH-1S, причём, первой превратилась в огненный шар “Кобра” со “стингерами”, выдвинувшаяся вперёд. Через полсекунды перестала существовать командирская “кобра”. Решив, что перевес не на их стороне, иранцы вызвали истребители и, сбросив оружие, стали уходить парами – одна кобра и один транспортный вертолёт. Уменьшив мидель и облегчив машины, кобры стали быстро отрываться от 24ок Хусейна. Но не тут то было. Разделившись, 24ки начали преследовать группы из боевых и многоцелевых вертолётов. С 9ти км Ми-24В произвёл пуск Р-60МК по “кобре” - и через несколько секунд ракета поразила иранский вертолёт прямым попаданием в двигатель. Лётчик модернизированного Ми-24Д произвёл пуск обоих Сайдундеров AIM-9L – один по AH-1S и один по АВ-214. Кобра, поставив помехи, ушла от ракеты, а АВ-214 был уничтожен. Ми-24В продолжил преследование транспортного вертолёта и с дистанции в 3км по акустическому пеленгу произвёл пуск ПТУР “Хот”. Однако, слева появились “Фантомы”, а Ми-24В шёл на большой высоте в 200м. Вместо того, чтобы уйти на малую высоту, вертолётчик попытался дать истребителям бой оставшейся Р-60МК. Но не успел. Две первые “Спэрроу” промахнулись, но одна из двух запущенных после ракет поразила Ми-24В близким разрывом в несущий винт, двигатель и редуктор. Пилот выпрыгнул с парашютом, а оператор, вероятно, был убит осколками иранской ракеты. Ми-24Д ушёл на малые высоты, и пара “Спэрроу” промахнулись. Примерно в это же время, “Хот” настиг иранский АВ-214 и сбил его. Уцелевший вертолёт атаковал один из “Фантомов” “штурмом”, но истребители набрали высоту и вышли из боя. Возможно, они испугались не ракет 24ки, а вызванных на подмогу “Флоджеров”, при том, что у Фантомов оставалось всего по одной “спэрроу”. Единственная уцелевшая “кобра” была уже далеко и пилот 24ки решил не преследовать её. Зато, ему удалось уничтожить ещё три танка и 4 опорных пункта иранцев, а так же подобрать вертолётчика, сбитого истребителем.

Значение этого боя трудно переоценить – всего пара боевых вертолётов Ирака уничтожила три боевых и два многоцелевых вертолёта иранских ВВС без потерь – единственный потерянный вертолёт стал жертвой истребителей. Помимо этого, жертвами 24ок стали 6 иранских танков и 5 артточек. Разгромив вертолётную армаду Хомейни вертолётчики спасли иракскую бронеколонну из 37 машин – Т-72, Т-62, Т-55, БМП-1 и двух “Шилок”. В результате, линия фронта передвинулась на 37км, а от огня иракской бронетехники Иран потерял ещё 25танков, причём, “отличились” не только Т-62 и 72, но и БМП-1 с ракетными пушками и ПТУР “Малютка”. Ирак же потерял 1 Т-72, 2 Т-62 и 1 Т-55.

28 мая 1986года Ми-24В обнаружил AH-1S и стал преследовать её, однако, противник сбросил ракеты и стал стремительно удаляться. Ми-24В атаковал “кобру” с, казалось бы, безнадёжной дистанции в 11км, но ракета Р-60МК поразила близким разрывом иранский вертолёт и он разбился при попытке совершить вынужденную посадку.
По итогам этих боёв результат оказался неутешительным для американцев – в вертолётных боях было сбито 10 “Кобр” и 6 Ми-24 разных модификаций.

Последнюю победу над “Коброй”, уже модификации AH-1W, несущей ПТУР “Хеллфайр” и РВВ AIM-9L иракская 24ка одержала в 1990м году в Кувейте. Ми-24В атаковал “Штурмом” пару “Суперкобр” и сбил одну из них, погибнув от Хеллфайра второй.
Сирийские 24ки так же вели воздушные бои с израильскими кобрами, модификации средней между AH-1S и AH-1W – они несли ПТУР TOW и Сайдуиндеры AIM-9L. В 1982 году Ми-24В сбил две израильских кобры “Штурмом” и ЯкБ, и получил попадание одной TOW, разбившись через 12 минут от полученных повреждений в горах Ливана.

Вторая воздушная победа 24ки произошла в этом же году, причём, вертолёты, не заметив друг друга, мирно разошлись, но солдат из десантной кабины заметил удаляющуюся “Кобру”, открыл верхнюю часть десантного люка, произвёл прицеливание ракетой “Стрела-2м” так, чтобы выхлоп стартового двигателя ПЗРК не попал в десантную кабину, заднюю часть пусковой трубы прислонил к внешней части корпуса вертолёта и произвёл пуск по “кобре” с дистанции 3,5км. Однако, Ми-24В шёл на большой скорости и выхлоп стартового двигателя обжёг лицо и руки стрелка. “Стрела” попала в хвостовую балку “кобры” и израильская машина разбилась.

В 1986 году советский Ми-24В уничтожил пакистанскую AH-1W при эскортировании десантно-боевых Ми-8МТ. Группировка душманов переправила пятерых пленных советских офицеров в свой лагерь на территории Пакистана. Перед командованием была поставлена задача спасти пленных любой ценой. Для выполнения задачи были выделены два Ми-8МТ с 2мя блоками С-8 – первый с 18 спецназовцами группы “Альфа”, второй – пустой – должен был принять на борт пленных офицеров. Эскортировали их пара Ми-24В – ведомый – со стандартным вооружением в 8 “Штурмов” и 40 С-8, а ведущий, оборудованный специально для противодействия воздушным целям – несущий асимметрическую комбинацию вооружения – 2 ракеты “Стрела 10” с инфракрасно-командной системой наведения от мобильного ЗРК “Стрела”(SA-9 Gaskin), адаптированные под радиолинию “Штурм” на левой законцовке и 2 “Штурма” на правой законцовке, 2 Р-63 на правом внешнем пилоне и 4 “Штурма” на левом внешнем пилоне. На внутренних пилонах размещались 2 блока С-8. Красные звёзды вертолётов замазали синими кругами – мы с Пакистаном формально войну не вели.

Из-за скалы показались две AH-1W - одну из них оператор уделал с 7км “Стрелой”, а вторая ретировалась – ни Хелы ни AIM-9L не доставали 24ки с такого расстояния. После 24ки утюжили ЗРК и ДШК душманского лагеря ПТУРами, самих духов – С-8, НУРСами их утюжили и Ми-8. Малая группка главарей взяла пленников и попыталась скрыться с ними в горах, но их вырезал спецназ. Когда четыре наших вертолёта возвращались по ущелью, над ними пролетела пара пакистанских Ф-16. Ведущий изготовил к бою Р-63, но истребители их не заметили и прошли без боя.

В 1992 году на территории бывшего СССР, в Абхазии произошло, в принципе, уникальное событие – сразились три практически одинаковых вертолёта – вертолёт Ми-24ВП российского миротворческого контингента атаковал пару грузинских Ми-24В и сбил один из них ракетой 9М220О. Победа российскому вертолёту досталось благодаря новейшей ракете “воздух-воздух”, интегрированной в комплекс “Атака”. Грузинская сторона сразу же заявила, что Россия произвела прямое вмешательства в конфликт на стороне Абхазии, заявив, правда, что их машина была сбита российским Ми-28(на самом деле, Ми-28 применялся один раз только в Афганистане, в порядке “боевого тестирования”, грузинского лётчика, пилотировавшего уцелевший вертолёт ввели в заблуждение ЭВУ вертолёта и 8ми позиционные АПУ от Ми-28, а российский вертолёт произвёл пуск с дистанции около 8ми км, естественно, на таком расстоянии распознать тип вертолёта было трудно). Это дало повод России заявить, что воздушного боя не было, а грузинский вертолёт был сбит абхазскими повстанцами ПЗРК. Только в 1997 году ВВС РФ признало факт воздушного боя, по предоставленным грузинской стороной данным, и то, после того, как Грузия признала, что обстрел российского гражданского судна типа “Комета” с беженцами на борту, был произведён грузинским вертолетом.
В 1999 году югославский Ми-24В сбил “Штурмом” 9М114М2 боевой АН-64D “Апач” и транспортный “Блек хоук” ВВС США, выполняющих операцию по спасению сбитого сербским МиГ-21 пилота F-16.

Нужно сказать, что вертолёт Ми-35 (экспортное обозначение Ми-24В) был построен в 1986году и имел весьма несовершенное оборудование для ночного боя, которым оснащались все Ми-24П(начала выпуска серии в 1986 году) и Ми-24В, строившиеся с 1986 по 1989год. Собственно говоря, всё оборудование для ведения боевых действий в тёмное время суток состояло из ОНВ пилота с дальностью обнаружения не более 3км и инфраподсветкой индикации ИЛС и приборов в кабине, а так же – съёмной насадкой ночного видения на окулярах целеуказания системы “Радуга” с дальностью прицеливания ПТУР при увеличении в 16х 8км и дальностью в поисковом режиме с увеличением 8х 6км. Днём прибор ночного видения оператора заменялся на менее контрастный инфравизор для работы с низким уровнем освещённости, а так же, для обнаружения тепловых следов бронетехники и авиации противника. При этом отмечалось, что в тёмное время суток, сканирование местности оператором на дальности в 6км даёт вероятность обнаружения цели не более 22%, и, к тому же, сильно перегружает оператора.

Его оппонент намного превосходил сербский вертолёт - АН-64D “Апач Лонбоу” принадлежал к серии, запущенной в 1993ем году, обладал всем необходимым БРЭО для боя в тёмное время суток. Система переднего обзора ночного видения имела эффективную дальность в 6км, а её “картинка” передавалась на шлем пилота. Оборудование для наведения ПТУР у оператора, так же было намного совершеннее, но, главное, американский вертолёт нёс радар кругового обзора в радиусе 9,3км, позволявший автономно от оператора наводить ракеты “Хеллфайр” с ПРГСН на дальность 8км. Единственное качественное превосходство Ми-35К имел в управляемом ракетном вооружении – ПТУР 9М117М2 – последняя модификация “Штурма” била на 7км, превосходя по максимальной скорости “Хеллфайр” на 120м/с, а по средней скорости на 100. Помимо точного командного наведения, на конечном этапе подлёта к цели происходил захват ИКГСН “Штурма”, причём ГСН была адаптирована для низких температур – созданная для поражения танков со слабой инфрасигнатурой выхлопа и “не обращала внимание” на высокотемпературные помехи – по той же причине – когда вокруг горят танки и рвутся снаряды, необходимо найти истинную, активную цель. В сочетании с командной коррекцией вероятность поражения “Штурмом” вертолёта была близка к 95%, что показали и бои с “Кобрами”, а вот радарный “Хеллфайр” имел вероятность поражения вертолёта порядка 80%, а при использовании уголковых отражателей – ещё на 30% меньше. То, что сербский Ми-35К имел более совершенные РВВ – 2 Р-60М против одной AIM-9М и двух “Стингеров” “Апача” не играло никакой роли – оба вертолёта имели ЭВУ и могли произвести обмен пусками Р-60М и AIM-9М с дистанции не более 4км.

В данном случае “злую шутку” с “Апачем” сыграл его же радар – СПО-17 сербской машины запеленговало направление облучения с точностью до 10° с 12км, вне радиуса действия американского радара, после чего Ми-35, прячась в складках местности, шёл по пассивному пеленгу, а оператор, по направлению пеленга искал цель в малом секторе, что позволило ему использовать режим на 8км с 16х увеличением. Когда вертолёты сблизились до 6700м, Ми-35 поднялся, сразу же “появившись” на МФД “Апача” и произвёл пуск, американский вертолёт был уже обречён… После чего сербская машина догнала и расстреляла “Блек Хоук” – все десантники погибли.

Ещё одна – последняя победа Ми-24 над “Апачем” произошла совсем недавно 22 июля 2002года. В данном случае ситуация была прямо противоположной. Над ДМЗ между Северной и Южной Кореями произошло боестолкновение южнокорейского “Апача” АН-64А и северокорейского Ми-35ВПМ или Ми-35ПВ( собственно говоря, Ми-35ВПМ и Ми-35ПВ – экспортные обозначения Ми-24ВПМ и Ми-24ПВ, отличающиеся только артиллерийским вооружением – Ми-24ВПМ несёт 23мм высокоподвижную скорострельную пушку ГШ-23Л, а Ми-24ПВ несёт курсовую скорострельную артсистему ГШ-30К, однако, в Китае (куда поставлялись вышеуказанные машины – в Северную Корею они попали в порядке “братской помощи” Китая, скорее всего, и пилотировали их китайские военспецы) Ми-35ПВ дорабатывался установкой столь же, как и ГШ-23 высокоподвижной 23мм пушкой, скопированной со старой советской НР-23М, имеющей вчетверо меньшую скорострельность, но эквивалентную начальную скорость снаряда, предназначенную, в основном, для воздушного боя и борьбы с пехотой и лёгкой бронетехникой. В остальном же – это были практически одинаковые вертолёты, с интегрированным бронированием, не уступающим Ми-28, комплексом “Атака”, включающим помимо ПТУР на 6 и 8км противобункерные ракеты, а так же – противовертолётные ракеты с дальностью 7 и 10км. Вертолёты этой серии несли на внутренних пилонах блоки С-8, на внешних пилонах по четырёхпозиционной АПУ “Атака”, на законцовках по двухпозиционной АПУ “Атака” и одной, закреплённой снизу ракете ближнего воздушного боя “Игла-В”. Сбоку законцовок, перпендикулярно размешены АПУ для двух (по одной на каждой законцовке) корректируемых высокоточных противоистребительных ракет Р-62М, с дальностью до 15км.(на российских вертолётах используются более совершенные ракеты той же схемы Р-64В на 17км, однако армейское обозначение усовершенствованного и экспортного варианта идентично – Р-60КМ). Кроме того, абсолютно новым являлось прицельное оборудование, оно было представлено закреплённой на крыле круглосуточной числовой ЭОС, с дальностью обнаружения в 15 км и автоматическим захватом объектов. Малая зона сканирования в пределах +-17° компенсировалась приёмом “рыскания”, совершенным числовым ЭОС и высокой автоматизацией. Эти модернизированные вертолёты строились на основе и так высокоэффективного Ми-24ВП серии1889-1992года, доведение Ми-24ВП до стандарта ВПМ сводилось к дополнительной радиолинии для автоматического наведения Р-60КМ пилотом, наиболее “молодые” Ми-24П доводились до стандарта ПВ установкой ЭОС, бронезащиты Ми-24ВП и той же дополнительной командной линии с 1997года. Так что, можно смело сказать, что северокорейский вертолёт был намного совершеннее даже АН-64D “Апач Лонбоу”, а бой произошёл с первым вариантом “Апача” АН-64А серии 1983года, который вовсе не нёс РВВ, а его “главным калибром” были устаревшие лазерные “Хеллфайры” первой модификации с дальностью в 6км… Это была игра в одни ворота. Странно, но этот воздушный бой породил южнокорейско-американский скандал, не смотря на информацию Северной Кореи о “перехвате вертолёта, вторгшегося в небо КНДР” (СМИ Ким-Чен-Ира давно привыкли не верить),южнокорейские ВВС утверждали, что “Апач” погиб из-за отказа системы следования рельефу и требовало от США бесплатного техосмотра и ремонта всех 67 “Апачей” ВВС Южной Кореи, что грозило кампании “Макдоннел-Дуглас” почти миллиардом убытков и подрывом престижа, а, стало быть, расторжения контрактов, что привело к редкому прецеденту – американские эксперты доказывали, что их вертолёт был сбит в воздушном бою, правда, добавляя, что южнокорейским лётчикам неплохо было бы научиться летать. Точку поставило детальное изучения обломков – в различных агрегатах вертолёта были найдены вольфрамовые стержни определённой длины, использующиеся во всех модификациях ракет семейства Р-60, а так же в БЧ “противовертолётных” ракет комплекса “Атака”. И пилоты тут были не при чём – у них попросту не было никаких шансов.

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть