15-10-2007 20:28 О последнем прочитанном.
Не хочу писать лытдыбр о жизни. И о погоде не хочу, ну её. И о так невовремя зашатавшемся здоровье тоже.
Напишу о книге.
Закончила тут на днях читать прелюбопытнейшую вещь:
Кадзуо Исигуро "Не отпускай меня".
Несмотря на имя автора - это английский роман. Несмотря на фотографию автора - повествование ведется от "первого женского лица".
А книга хорошая. История жизни, поведанная как-то очень искренне и доверительно. Знаете, тон автор выбрал очень верно: о тех вещах, которые рассказчица считает само-собой-разумеющимися, речь и идет вскользь, называя, а не описывая. Но это-то и есть самое интригующее, непонятное, интересное. Не имея возможности перебить и расспросить подробней, мы вынужденны постоянно догадываться, ловить крошечные намеки и приглядываться к деталям, строить гипотезы, которые автор потом подтверждает или опровергает. Чаще подтверждает.
...читая эту книгу то и дело вспоминала Эко с его "интретекстуальными вылазками", хотя казалось бы, при чём тут хитроумный Умберто...
Но, наверное, я сейчас говорю не об том.
Это книга о жизни. Это книга о дружбе, о том, как она складывается, какие испытания проходит, а на каких - ломается. Это книга о верности, о принятии своей судьбы, о поисках ответов на вопросы, о надежде несмотря ни на что, о мечтах, которые не могут сбыться, о том, что значит быть не таким. О несбывшейся любви, сбывшейся слишком поздно. О милосердии и бесчеловечности, о жестокости и самопожертвовании, том, как это по-человечески: не думать о том, о чем неловко, больно, неприятно, страшно, стыдно думать. Проще отвернуться или объявить, что [вырезанно внутренней цензурой как злостный спойлер].
Подробней рассказывать ни о героях, ни о сюжете, ни об основном конфликте, даже об основной идее не буду, не могу, потому что выяснение этого и есть одно из главных удовольствий от этой книги. Да, автор дает ответы, но сначала заставляет недоумевающего читателя задавать вопросы и самому отвечать на них. Кажется, я об этом уже говорила, да?
При всем при этом на внешнем уровне текст довольно простой, порой даже нарочито незамысловатый. Но вот метафора с лодкой очень хороша. Рассказ о детстве - счастливом и насыщенном, несмотря ни на что, воспоминания о котором ярче, чем о последних событиях, о юности, о бесконечной дороге под серым английским небом, о самых близких людях, которые так легко могут подарить или отобрать твое счастье, о любимых песнях, о дорогих вещах, об открытиях и потерях...
"Норфолк - край потерь..."
...а еще тропинки вокруг корпуса, пятна грязи на любимой тенниске, озеро и "творчество", постоянные недомолвки, недоговоренности, намеки, и пугающий мир вокруг, и попытки познания самого себя, и смех над тем, что страшно, но необходимо принять...
Вы знаете, для меня это еще и книга, которая ставит перед читателем вопрос: зачем стараться и расти над собой, зачем все это, если твой конец предопределен еще до твоего рождения?
А через это мы, вобщем-то, выходим на болезненное для меня: зачем жить и как жить, если ты умрёшь?
И вообще, что есть человек? и где границы, в которых мы вправе распоряжаться чужими жизнями? и всегда ли цель оправдывает средство? и как можно решить, чья жизнь важнее и ценнее?
Что самое главное - никакой дидактичности, никаких поучений и навязывания автором своей точки зрения, хотя его позиция. мне кажется, довольно ясна. Он просто показывает мир, в котором на эти вопросы ответили и предлагает каждому из нас задуматься, а нравятся ли нам эти ответы?
ps Варумкин, думаю, тебе она должна понравиться.