Брызги жемчуга
Лоллия Паулина
дневник заведен 08-03-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
интересы [17]
антиресы [10]
[2] 29-09-2021 19:40
С Днём Атомщика!

[Print]
Лоллия Паулина
[2] 25-08-2020 22:31
Орхидеи

[Print]
Лоллия Паулина
[2] 22-10-2019 19:26
Праздник урожая

[Print]
Лоллия Паулина
[2] 26-04-2019 13:34
33

[Print]
Лоллия Паулина
[2] 28-02-2019 16:35
Spring is coming

[Print]
Лоллия Паулина
[2] 22-12-2018 21:04
Да будет Свет!

[Print]
Лоллия Паулина
[4] 15-07-2018 18:57
26.04

[Print]
Лоллия Паулина
09-06-2018 01:48 "Хованщина"
Эдьдарко в среду, 6 июня, послушала оперу М.П. Мусоргского "Хованщина" в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, что на Большой Дмитровке. Ранее была там ещё до реконструкции, сейчас эльдарко снова вспомнила за что люблю этот театр. Прежде всего, голоса и балет там не хуже, чем в Большом, а некоторые даже лучше, на мой эльдаркий вкус. МАМТ не столь велик и пафосен, как Большой, нет барочной позолоты, таких роскошных декораций и костюмы попроще. Однако там куда как больше камерности в небольшом зале, и сцена ближе, так что и происходящее там становится частью всего пространства. А вот оперные голоса в Станиславского и Немировича-Данченко просто восхитительны! То ли акустика там несколько другая, оркестр так не забивает певца, как в Большом. свою первую оперу вживую я слушала именно там, это была "Иоланта" П.И. Чайковского. Не уверена, будь это в каком-либо другом месте, я бы прониклась этим жанром.

После реконструкции стало заметно лучше, однако стиль театра в сине-белых тонах они выдержали, как и было.



И своей традиции в подборе певцов не изменили, опера прозвучала просто чудесно. Не только музыка, которая в этой опере наиболее хорошо у Мусоргского, но и партии главных героев были на высоте. Певцы там тоже не просто певцы, но и драматические актёры, играют и голосом и жестами так, что персонажи оживают. Обожемой, какая же там Марфа! Ксения Дудникова создала такой яркий образ, просто потрясающе! Какое глубокое и гибкое меццо-сопрано! Какая Марфа! Просто русская Медея! Особенно в сцене гадания:

Силы потайные, силы великие,
Души, отбывшие в мир неведомый,
К вам взываю!
Души утопшие, души погибшие,
Тайны познавшие мира подводного...




Я до этого слушала "Хованщину" в записи, в том числе и в исполнении легенд оперы, но вот песня "Исходила младёшенька все луга и болота" как-то не цепляла, а тут вдруг так ярко прозвучала, что мороз по коже.

Марфа и Досифей (Денис Макаров) - ключевые фигуры, на фоне мелких страстей остальных персонажей возвышаются над ними, как древние боги. В этой редакции Досифей не благообразный старец с седой бородой в пол, а вполне себе мужчина в расцвете сил, соблазняет Марфу. )) Он тоже князь, и ничего греховного ему не чуждо. Прототип Марфы - княгиня Сицкая (ну очень ситская!). В сцене, где Марфа страдает по молодому Хованскому, это обыграно недвусмысленно.



Пророчество Марфы о них с Хованским.

Словно свечи Божие,
Мы с ним скоро затеплимся.
Окрест братья во пламени,
А в дыму и в огне мы с ним носимся!


Бесполезно читать оперный текст в отрыве от нот, в размер он не попадает, попадает в музыку. Здесь "Хованщина" в постановке Мариинского театра, песня Марфы на 1:35 и на 1:50. ИМХО, Дудникова куда как более страстно спела.



На фоне Марфы Андрей Хованский выглядит как-то... нелепо. Даже странно, что она в нём нашла! Из забавного, артист, который его пел, Николай Ерохин, такой пухленький толстячок, пыжится, весь из себя. Эмма его боится, а Марфа - страдает. Оборжать его по полной программе и делофф-то! Собственно, кто он такой есть, Андрейка, мальчик-мажор, крут и грозен, пока батя был у власти, а чуть припекло, так сразу: - Спаси меня, Марфа! В финале он очень кстати появляется с потерянным видом и кулёчком с клубникой, ест сам и угощает девушек, ни дать, ни взять, испуганный мальчишка. Марфа ведёт его за руку, спокойная и уверенная, уже не принадлежащая этому миру, и так, как бычка, уводит на убой.

У Мусоргского нет затянутых арий, только песни, хоровые партии с солистом и динамичные, эмоциональные диалоги. Например, совет трёх князей - Голицын, Хованский и Досифей (князь Мышецкий), где каждый тянет на себя, Хованский (старший), нагл и горд, как силовой министр, прозападник Голицын считает себя первым в качестве фаворита царевны Софьи (вот как сейчас соблазню её и женюсь на царевне и стану царём!), и поборник чистоты веры и народных традиций Досифей, так и не смогли сколотить оппозиционный блок. Голицына отправляют в ссылку, Хованского казнят, стрельцов на этот раз прощают от имени царей Ивана и Петра. Досифей, по слухам от Марфы о расправе над староверами, уходит сам со своей братией... Драма на стыке двух эпох, тут и раскольники, и стрельцы, и петровские полки. И главное, все по-своему правы.

Хованский и стрельцы.



Стрельцы в своих красных кафтанах поверх белых рубах иногда напоминали римских патрициев на оргии. )) Бунт стрелецких жён против мужей, стенка на стенку, превращается в народное гуляние. )

Несмотря на бедные декорации, собственно - дощатый сарай с накрытыми столами (в финале их убирают), где происходит всё действие, опера воспринимается замечательно, благодаря прекрасной музыке и голосам.



Жаль, в опере мало баритонов, значительная партия только у боярина Шакловитого (Антон Зараев), тоже очень красивый голос! Я склоняюсь, что оперу даже лучше слушать не в Большом, а в Станиславского и Немировича-Данченко. Надо будет снова туда наведаться. Балет там также хорош, на "Жизель" и на "Лебединое" не раз ходила. В этот раз были съёмки оперы ТВ, так что, может, эту постановку покажут на "Культуре", всю или фрагменты, надо будет попозже на ю-тубе поискать.

Так что, если будете в царствующем граде, посетите Музыкальный академический театр им. Станиславского и Немировича-Данченко на Большой Дмитровке, не пожалеете!
Закрыть