Давненько клуб не обновлялся! Хотя ведь ввели же новые правила. Че сидим, че молчим? Ну давайте я скажу.
Хочу привести краткое описание известных мне движений в иудаизме, своими словами, так сказать. Про некоторые из них знают все, но менее известные столь же интересны и богаты. Это все - вольный пересказ того, что мне удалось нарыть за этот год, так что может быть с дырьями.
1. Ортодоксы.
Их много и они в тельняшках. Тем не менее они менее заметны, скажем, в России, чем хасиды, которые всеми силами гарантируют себе монополию на иудаизм. Впрочем, одни других вполне признают, что важно в Израиле, например. В Северной Америке их немало; многих сложно отличить от реформистов: так, например, у нас есть знакомый ортодокс, который при этом не ходит во всем черном итп. В черном ходят ультраортодоксы, это особый круг людей и понятий. Лично я ни одного не знаю, только замечаю иногда в транспорте. Так вот, ортодоксы имеют дома все атрибуты, все соблюдают итп, но при этом могут одеваться во вполне цивильную одежду, ничем не отличаясь от других (только кипой, конечно), и никаких вам пейсов. Тут важно именно полное соблюдение всех предписаний и праздников. Ну и женщины в синагоге раздельно, да.
2. Реформисты.
Именно соблюдением они отличаются от ортодоксов: реформист ездит на машине по субботам, если синагога далеко, например. Все сидят вместе итд итп. Ну вы поняли. Это движение родилось в XIXом веке, когда некоторые евреи почувствовали потребность в некоторой ассимиляции. Т.е. это движение не основывается на каком-либо мистическом откровении, а является логическим построением. Впрочем, это движение - самое распространенное в Северной Америке, являясь скорее социальным, нежели духовным фактором. К сожалению некоторые раввины доходят до того, что меняют тексты молитв, сокращают обряды и добавляют современных текстов. Иногда результат получается удачным, иногда - менее.
3. Хасиды.
Хасиды - няшечки! ^^ Все слышали про мицва-мобиль в Москве. Это типичный для хасидов подход: выхватывать прохожих из толпы и тащить надевать тфилин. Хотя это может показаться навязчивыми, они намного более гостеприимны, чем ортодоксы, к "заблудшим" евреям. Впрочем, они и очень требовательны. Человек, проходящий гиюр, должен провести выходные в хасидской семье, где за тобой наблюдают, как ты все соблюдаешь. У ортодоксов такого все-таки нет. Хасиды завораживают своей восторженной духовностью, нацеленной на радость и экзальтацию. Впрочем, они штудируют Талмуд так же, как и ортодоксы.
4. Консерваторы.
Название - обманчиво. На самом деле это движение похоже на реформистов, но отличается от них более умеренным подходом: консерваторы отметают только те традиции, которые им кажутся устаревшими и бессмысленными в современном мире, но при этом все соблюдают. Это довольно малочисленное движение, распространенное восновном в Северной Америке. Иные консервативные синагоги не отличишь от ортодоксальных! Разница лишь в том, что они спокойно относятся к пересмотру традиций и не будут осуждать человека за то, что он ходит в синагогу, где мужчины и женщины сидят бок о бок. Лишь бы было удобно и не мешало духовному росту. И еще, они не занимаются изысками, которыми страдают ортодоксы, как то - пояс в субботу с вплетенными ключами от квартиры и проч и проч. Впрочем, я могу и ошибаться.
Можно было бы уточнить подразделения, но в общем и целом - это все. + еще есть всякие нео-хасиды и ко, но это скорее приятные исключения из общих тенденций.
- высказываем свое мнение об этих всех, дополняем и критикуем, йе! давайте общаться!
Duality Fear, Love, and Unification
Fear and love arise from a sense of separation. We never separate from G-d. Overcoming fear is a unification. Don't fight what you fear- love it! See it as an opportunity to connect with G-d.
( видео )
Хасидский рэггеймэн Матисьяху, многим другим равно замечательный, поет "Шма, Исроэль" на сцене. Спорно? Сильно? Меня лично очень захватывает, но мнения могут быть разными.
И М ака Фридрихъ » Мартин Бубер -- ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА ПО ХАСИДСКОМУ УЧЕНИЮ
Однажды рабби Дов Бер из Радошиц попросил своего учителя Люблинского Провидца: «Укажите мне путь служения Богу, какой бы ' бы пригоден для всех!» Цадик ответил: «Невозможно сказать каждому человеку, по какому пути ему следует идти. Одни служат Господу изучением Торы, другие - молитвой, третьи - постом, четвертые - вкушением пищи. Каждый должен сам понять, к чему влечет его сердце, и этот путь избрать безоглядно».
В этих словах прежде всего говорится о нашем отношении к тому что достигнуто истинным служением до нас. Нам следует почитать прежний опыт, учиться у него, но нам не следует его повторять. То, что было Великого и Святого, да станет для нас примером, ибо оно являет нам, что же такое Величие и Святость, но оно вовсе не модель, чтобы ее срисовывать. Сколь ни мало наше деяние, - измерив его мерою деяний отцов наших, - мы выявим его достоинство лишь в том случае, если совершим его по своему разумению и по силам своим.
[...]
В истории о Провидце есть, кажется, то противоречие, что в числе путей наряду с наслаждением от пищи приводится пример аскетического служения. Но если мы взглянем на это из глубины хасидского учения в целом, то увидим, что самоотстранение от природы, пренебрежение естественным если и видится иному человеку необходимым в начале пути или в переломные моменты бытия самопогружением, то ни в коем случае не означает всего пути. Кто-то, по-видимому, всякий раз начинает с поста, ибо ему свойственно освобождаться от порабощенности мирским только через аскезу, приводящую его к глубокому самоосмыслению и уже затем - к единению с Абсолютом. Но нельзя давать аскезе завладевать всей твоей жизнью. Человек должен удалиться от своего естества только для того, чтобы вернуться к нему обновленным и, освятив свой контакт с ним, найти путь к Богу.