Молот Торы
Давненько клуб не обновлялся! Хотя ведь ввели же новые правила. Че сидим, че молчим? Ну давайте я скажу.

Хочу привести краткое описание известных мне движений в иудаизме, своими словами, так сказать. Про некоторые из них знают все, но менее известные столь же интересны и богаты. Это все - вольный пересказ того, что мне удалось нарыть за этот год, так что может быть с дырьями.

1. Ортодоксы.
Их много и они в тельняшках. Тем не менее они менее заметны, скажем, в России, чем хасиды, которые всеми силами гарантируют себе монополию на иудаизм. Впрочем, одни других вполне признают, что важно в Израиле, например. В Северной Америке их немало; многих сложно отличить от реформистов: так, например, у нас есть знакомый ортодокс, который при этом не ходит во всем черном итп. В черном ходят ультраортодоксы, это особый круг людей и понятий. Лично я ни одного не знаю, только замечаю иногда в транспорте. Так вот, ортодоксы имеют дома все атрибуты, все соблюдают итп, но при этом могут одеваться во вполне цивильную одежду, ничем не отличаясь от других (только кипой, конечно), и никаких вам пейсов. Тут важно именно полное соблюдение всех предписаний и праздников. Ну и женщины в синагоге раздельно, да.

2. Реформисты.
Именно соблюдением они отличаются от ортодоксов: реформист ездит на машине по субботам, если синагога далеко, например. Все сидят вместе итд итп. Ну вы поняли. Это движение родилось в XIXом веке, когда некоторые евреи почувствовали потребность в некоторой ассимиляции. Т.е. это движение не основывается на каком-либо мистическом откровении, а является логическим построением. Впрочем, это движение - самое распространенное в Северной Америке, являясь скорее социальным, нежели духовным фактором. К сожалению некоторые раввины доходят до того, что меняют тексты молитв, сокращают обряды и добавляют современных текстов. Иногда результат получается удачным, иногда - менее.

3. Хасиды.
Хасиды - няшечки! ^^ Все слышали про мицва-мобиль в Москве. Это типичный для хасидов подход: выхватывать прохожих из толпы и тащить надевать тфилин. Хотя это может показаться навязчивыми, они намного более гостеприимны, чем ортодоксы, к "заблудшим" евреям. Впрочем, они и очень требовательны. Человек, проходящий гиюр, должен провести выходные в хасидской семье, где за тобой наблюдают, как ты все соблюдаешь. У ортодоксов такого все-таки нет. Хасиды завораживают своей восторженной духовностью, нацеленной на радость и экзальтацию. Впрочем, они штудируют Талмуд так же, как и ортодоксы.

4. Консерваторы.
Название - обманчиво. На самом деле это движение похоже на реформистов, но отличается от них более умеренным подходом: консерваторы отметают только те традиции, которые им кажутся устаревшими и бессмысленными в современном мире, но при этом все соблюдают. Это довольно малочисленное движение, распространенное восновном в Северной Америке. Иные консервативные синагоги не отличишь от ортодоксальных! Разница лишь в том, что они спокойно относятся к пересмотру традиций и не будут осуждать человека за то, что он ходит в синагогу, где мужчины и женщины сидят бок о бок. Лишь бы было удобно и не мешало духовному росту. И еще, они не занимаются изысками, которыми страдают ортодоксы, как то - пояс в субботу с вплетенными ключами от квартиры и проч и проч. Впрочем, я могу и ошибаться.

Можно было бы уточнить подразделения, но в общем и целом - это все. + еще есть всякие нео-хасиды и ко, но это скорее приятные исключения из общих тенденций.


- высказываем свое мнение об этих всех, дополняем и критикуем, йе! давайте общаться!
23:56 23-09-2008
We recognize in every religion an attempt to grasp the Infinite, and in every mode, source or book of revelation, held sacred in any religious system, the consciousness of the indwelling of God in man. We hold that Judaism presents the highest conception of the God-idea as taught in our Holy sсriptures and developed and spiritualized by the Jewish teachers, in accordance with the moral and philosophical progress of their respective ages. We maintain that Judaism preserved and defended, midst continual struggles and trials and under enforced isolation, this God-idea as the central religious truth for the human race.

© Pittsburgh Platform , 1885

отредактировано: 24-09-2008 07:19 - Молот Торы

Закрыть