Si Deus nobiscum, quis contra nos!
Neho
дневник заведен 04-04-2003
постоянные читатели [43]
3 CaHuTaPa, Creative emotion, croix, Daina, Dollar, Hameleon, Hydralisk, InDifferent, Jalg, Kisa(Kostik), KoGen, Lelishna, lena_boltik, Maatti Hrukonen, marinatan, new_nick, Night Lynx, OAS, Olga(t-s), padre A, Pelagija, Pushistaja, SashOK, Shantalya, SolMa, SvoLocH, The one, ZaRRaZZa, Библиотека, Букля_, Бусинка, Данила, идиот, Калигула, Киев, ПАРАД УРОДОВ, Риска, Рыбный день, Скромняга-2, Танка, Тварь, Эль, _Небо_
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Киев, Украина
интересы [7]
антиресы [5]
[5] 27-10-2007 13:04
Почти пол мира

[Print]
Забрел случайно
Вторник, 10 Октября 2006 г.
10:02 Дни с двенадцатого по пятнадцатый. Прощание
19.09.06 Вторник
Kalimera Kriтi! Доброе утро, Крит! Жутко уставшие, но так же жутко довольные и полные впечатлений, добираемся из порта Ираклио до автостанции. В 7.00 уезжаем из главного города острова в Аг.Николаос. В отеле – небольшая стычка за то, кто первым идет в душ Последующие дни были отведены для отдыха, поиска сувениров, расслабления….и созерцательного настроения посреди винноцветного моря.

20,21.09.06 Среда, четверг.
Солнце, дождик, пляж и море. Очередная гулянка в ресторане отеля, но довольно тихая Возвращаемся к привычному режиму питания и трем бутылкам местного вина в день В городе закупаем для вывоза домой оливковое масло, вина, оливковое мыло, специи, золото (прямо ост-индская компания какая-то ). Купил в подарок золотую копию кулона из двух пчел из дворца Кноссоса.
В отель заехало довольно много русских. Теперь на пляже каждый день разыгрываются представления, достойные древних драматургов Фразы типа «а я случайно холодной водочки бутылочку захватил»; дележ по утрам платных (!) лежаков и зонтиков – «а мы тут вчера лежали, это наше место»; «ой! Посмотри -морской еж! А как его выковырять?!» - все это не дает скучать даже на пляже Но верх изящного искусства комедии –это ежеутреннее протирание лежаков и пляжного зонтика салфеткой, смоченной в море. Происходит это около 9 утра, пока конкуренты не заняли «их» место. Через 15 минут на спицах зонта уже развешены запасные купальники, трусы, полотенца, шорты и т.д. и т.п. – в общем все варварские знамена! В ресторане за завтраком и ужинам разыгрываются уже трагические сцены В детей запихивается еда в жутком количестве Жаль, что ни я, ни Леша далеко не Эврипиды!
Вечером, отдыхая, пришел к выводу, что греческий язык не такой уж и сложный. Написание – на половину кириллица, на половину – латиница. О смысле многих слов можно догадаться (все же в славянских языках греческих слов хватает). И как любому другому народу, грекам приятно, когда к ним обращаются на их языке – хотя бы пару слов.

22.09.06. Пятница
До свидания, Крит! До свидания, Эллада!
Сегодня – последний день нашего двухнедельного отдыха на Крите. Утро. Ветер опят нагнал с Запада облака и дождик. Сезон заканчивается. Купаемся в море и идем собирать вещи. В 12.00 освобождаем номер и будем ждать транспорта до Ираклио в 20.30. Вещи оставляем на ресепшн и идем гулять в город. Даже в городе, на улицах, стало меньше туристов и местных. Кафе постепенно сворачиваются. Заходим на обед в ресторан. Заказываем осьминога и подряд две бутылки рецины – белого вина с добавлением кипарисовой смолы. Кормим морских рыб, бросая куски хлеба. Хозяин ресторана смотрит на нас с удивлением Вино оказалось хмельное После обеда хмель из головы не выветривается еще долго! Заходим пофотографировать в порт, последний раз прогуливаемся по городским улочкам.
Грустно. Остров посреди винноцветного моря будет отдыхать до марта –следующего сезона. А нас ждут желтые осенние деревья, дожди, а после – долгая зима… Но надеюсь, что воспоминания о жарком солнце острова Миноса будут греть меня до следующей весны. Будут сниться горные дороги острова, рощи и море, сказочные монастыри на скалах, древний город с храмами на розовой скале….


на главную
10:00 День одиннадцатый. Афины
18.09.06 Понедельник
Разбудило нас афинское утро уличным шумом. Намеченная поездка в Дельфы не состоялась поскольку расписание местных автобусов не стыковалось с нашими планами, а выехать туда из Мэтэора не получилось. Поэтому весь день до отправления парома был посвящен пешей прогулке по Афинам.
В столице проживает около 4 миллионов человек (вместе с пригородами и эмигрантами), но центр города оказался не таким большим как мы ожидали. Кварталы Афин небольшие, а центральная улица – Панепистимиу (Университетская, она же – Венизелоса) по ширине такая же как Владимирская в Киеве. Транспорта очень много. Особенно такси, мотоциклов и мотороллеров. Также как и на Крите, это – любимые средства передвижения местного населения. Впрочем, и машин тоже хватает. Есть троллейбусы, в которых установление дополнительно дизельные двигатели. Это позволяет при поломке электропривода избежать пробок на узких улицах. Особо выделяются трамваи. Даже среди привычного глазу разнообразия современных авто дизайн этого вида транспорта довольно футуристический. Обтекаемые формы, плавные и вытянутые линии (хотя разгонятся трамваю тут особо негде). Такси в Греции – это сплошь мерседесы и тойоты более-менее последних марок. На таких машинах у нас ездят пидпанки и некоторые паны. Проезд на Крите стоит 1 евро за 1 км. В Афинах расценки дешевле. Настоящее греческое название города -Афина. Именно в женском роде оно звучит по-гречески.
Экскурсию мы решили устроить пешую. Благо- расстояния позволяют. Итак, с площади Карасскаки, где находился наш отель, выдвигаемся по ул. Св.Константина к площади Омония. Там, среди разноязыкого шума и гама, в киоске покупаем городскую карту. Здесь (а потом и везде в городе) с удивлением увидели в свободной продаже эротические календари и видео. И не только эротику - порно также можно без проблем купить в киоске или супермаркете По-видимому, у греков с общественной моралью проблем нет. Далее по проспекту Панепестимиу идем к площади Синтагма (Конституции). Эта площадь и прилегающие кварталы считаются самым респектабельным районом столицы. Здесь, на площади, расположено здание Парламента (бывший королевский дворец) и гостиница «Великобритания». По пути к Синтагма проходим мимо ансамбля из трех зданий – Национальной библиотеки, Университета и Академии. Все они были построены в эллинистическом стиле немецкими архитекторами, приглашенными для этой работы последним греческим королем Оттоном 1. Ансамбль был полностью закончен в 1902г. Наиболее «греческой» в классическом понимании выглядит Библиотека. Академи украшена огромными статуями Афины и Аполлона, а также Платона и Сократа, сидящих в мраморных креслах. Кстати, в Афинах очень много мрамора в постройках. Недалеко от столицы находятся мраморные разработки – на горе Пенделикон. Белый мрамор оттуда со временем приобретает золотистый оттенок. Интересным есть и тот факт, что в Греции вузы пользуются определенным иммунитетом. Полиции и армии запрещен вход за ограду вуза что бы там не происходило. Этот закон был нарушен только однажды – во время восстания в Политехническом институте.
За Академией высится громада католического собора св.Дионисия. Далее по Панепестимиу – дом Шлимана, археолога раскопавшего Трою. Внутри своего дома Шлиман воспроизвел обстановку троянского царского дворца. Говорят, что особенно красивы мозаики. Сейчас здесь размещен музей нумизматики. К сожалению, попасть внутрь нам не удалось – был выходной день.
На площади Синтагма перед Парламентом находится барельеф – памятник погибшим в разных войнах греческим солдатам. Мраморный мертвый эллин в боевом снаряжении окружен надписями – названиями мест, где воевали греки, а также цитаты из речи Перикла. У барельефа – почетный караул из двух гвардейцев -эвзонов. Мы как раз застали момент смены караула. Занимательное зрелище. Форма эвзонов и нарядная и смешная – особенно деревянные туфли со стальным подбоем и меховыми помпонами. За этим зрелищем наблюдало много японских туристов. Они очень мешали фотографировать, так что нам с Лешкой уже хотелось перебить половину японского населения, чтобы получить свободный доступ для фотографирования В центре площади прекрасно себя чувствует стая голубей, они совсем не боятся человека. Само же здание Парламента показалось мне скучноватым.
Синтагма – это парадная площадь Афин. Но хоть в путеводителе и написано о фешенебельных магазинах на площади, все-таки мне показалось, что Большая Васильковская в Киеве по уровню и разнообразию магазинов , кафе и ресторанов даст сто очков вперед не только Синтагме, но и самим Афинам
После фотосессии на смене почетного караула эвзонов мы неспеша отправились в Национальный сад. Он был разбит по приказу королевы Амалии. Растения сюда свозили со всего мира. Это настоящий оазис в жарком и душном городе. Здесь множество огромных сосен, кипарисов и пальм. Попадаются маленькие фонтаны и пруды, вокруг которых отдыхают афиняне. В южной части сада – громадина дворца Заппиона. Его появлению греки обязаны заказу первых новогреческих олигархов – братье Заппас. Здание ничем особо непримечательное, сейчас здесь располагается пресс-центр правительства страны. Перед дворцом- отличный парк с большим фонтаном. В Национальном саду есть и мини-зоопарк, хотя самые колоритные его экспонаты расселились по всему саду – это дикие коты и не менее дикие черепахи Одну из черепах я поймал среди обломков мраморных колонн (для фото, конечно) На дорожках сада мы обратили внимание на кладку из мелких камушков. Такие же дорожки были и в древнем Лато. Очень экономная и практичная техника. Хорошо, что люди ее не забыли.
Из сада, от дворца Заппиона через проспект королевы Амалии мы отправились в далекую древнюю эпоху, к совсем другому зданию…
Храм Зевса Олимпийского. Даже то, что от него осталось захватывает и оглушает! Сегодня только 15 из 104 его семнадцатиметровых колонн уцелели. Рядом с ними чувствуешь себя песчинкой рядом с этой самой большой античной постройкой в Греции! К счастью, туристов здесь было мало. Входные билеты мы купили за 12 евро (они дают возможность в течение дня посещать все наиболее значимые памятники древности в городе). Тишина и солнце, теряющееся среди резных капителей колонн, настраивали на философское настроение. Наверное тысячи людей до меня чувствовали то же самое. Сейчас там, наверху, среди балок перекрытий живут суетливые сороки. Ничто не напоминает о том, что храм строился 650 лет! И только римскому императору Адриану. Большому поклоннику греческой культуры, удалось поставить точку в вековой истории строительства. При нем в храме стояли золотые инкрустированные слоновой костью статуи Зевса и самого Адриана (причем статуя императора была выше). Понятно, что задолго до 21 века они исчезли
Очень жаль, что храм обнесен ограждением. Так хотелось бы прикоснуться к теплому мрамору, постараться среди колонн услышать шум тех – древних Афин, узнать что и кого видели эти камни.. Вокруг колоннады сохранились остатки построек римского периода – святилища, бани.
К западу от храма отлично сохранилась арка Адриана. Она вместе с несуществующей уже стеной отделяла старые Афины - город Тесея от нового – города Адриана, выстроенного во время правления этого императора. Об этом событии Адриан не забыл напомнить потомкам в надписи на арке. В наше время эта легкая и ажурная арка стоит на самом краю шумной улицы – проспекта Амалиас, как и века до этого охраняя подходы к храму Зевса от суеты города. Отсюда мы впервые в жизни увидели Акрополь..
Переходим на другую сторону проспекта через сплошной поток машин. И попадаем в Плаку – старый афинский район. Еще в древности здесь кипела торговля. Попадая в ее узенькие но полные жизни улицы, забываешь, что рядом бурлит котел миллионного города. Долго бродим по этому лабиринту. Множество туристических лавок, ресторанчиков, памятников старины, церквей на совсем игрушечных улочках Адриану и Кидатенион. Стои свернуть за угол – на Триподон, Лисиу или Клепсидрас – попадаешь в уютные жилые районы. Тут 3-4-х этажные домики тесно жмутся друг к другу. Живые цветы на подоконниках, балконах и прямо на улице у входа, и вездесущие коты Кажется, что за тысячелетия здесь ничего не изменилось. За каждым поворотом – неожиданные сюрпризы. По всей Плаке разбросаны кафе – от респектабельных и дорогих для туристов до простых афинских таверн. Их столики и стулья – прямо на улицах. Иногда посетителям приходится пододвигаться, чтобы проехало авто. Атмосфера торга, повседневных забот и разговоров с соедями. Все как и в древности. Здесь мало что изменилось в укладе жизни. А над всей этой толчеей высится огромная скала Акрополя!
По улице Клепсидрас мы отправляемся к Римской агоре. Среди мрамора колонн, древних лавок и мраморной же центральной площади высится античная двенадцатиметровая Башня ветров. Она стоит на возвышении и отделена от римского торга коллонадой. Построена она в 40 г. до нашей эры сирийским архитектором. Вверху, на каждой из восьми граней башни – барельеф с изображениями двенадцати ветров из греческой мифологии. Каждый из них символизирует определенную сторону света. Среди них мы узнали Зефира, Борея, Нота и других персонажей мифов. Черепица башни как и она сама из пенделикийского мрамора. Внутри башни когда-то действовали центральные афинские водяные часы – клепсидра, а на стенах были устроены часы солнечные. Башни ветров почти не коснулось дыхание времени, она отлично сохранилась. За ней – гранатовое дерево.
На Римской агоре сохранились остатки римских общественных туалетов Прекрасно узнаваемы мраморный пол, «унитазы» и система канализации с проточной водой. Теперь это все под открытым небом, но в римские времена было прикрыто мраморными стенами и крышей.
Рядом -кирпичное медресе времен турецкой оккупации. Вообще-то в Греции все эпохи рядом. Это как срез истории, долгие века взлетов и падений на одной площадке. Такого калейдоскопа я не встречал в других странах. От Древней Греции до Рима, от Византии до Османской империи – всего пара шагов! Голова просто идет кругом!
Из Римской агоры – снова в кутерьму Плаки. Около полутора часов мы бродили по окрестностям, осматривая город и церкви по пути. Их в Афинах, как и на Крите, очень много. Просто удивительно как на маленьком клочке земли можно было построить столько храмов. Большинство из них построены еще в Византийскую эпоху в 11-14 веках. Они довольно скромные по размерам, но ведь суть не в этом. В Греции есть интересный обычай - в церкви у икон множество деревянных или металлических табличек с изображениями людей или частей человеческого тела. Так люди благодарят высшие силы за исцеление. На Плаке мы побывали в церкви св.Георгия, св.Николая, в англиканской церкви и в церкви св.Троицы (русской).
На площади Лисистрата сохранилась часть античной улицы Триподов. Трипод – ваза на треножнике, которая вручалась победителям театральных состязаний. На этой улице их и устанавливали. Здесь же сохранилась шестиметровая ротонда. Ее установил меценат Лисистрат в 334 г. до н.э. в честь победы спонсированного им спектакля в «дионисиях» (театральных конкурсах). На ротонде прекрасно сохранились барельефы – сцены с участием бога Диониса. В средние века в ротонде находилась библиотека монастыря капуцинов. Это спасло строение от вывоза в Англию. Говорят, что именно в этой ротонде Байрон написал своего «Чайльд Гарольда».
В самый разгар дня наконец-то начинаем подниматься к Акрополю. Хорошо, что нам как и в Мэтэора повезло с погодой – было обоачно. Иначе в два часа дня мы бы спеклись заживо По пешеходной улочке вдоль северного склона подходим к Пропилеям.
Пропилеи – западный парадный вход в Акрополь.
Скалу Акрополя я бы сравнил с теми же скалами Мэтэора, она такая же огромная. Вытянута с востока на запад. Основу ее составляет розоватый гранит. Снизу видна только стена Акрополя, но и от нее веет чем-то величественным и неприступным, чем-то близким к Небесам. Это как предвкушение чуда, ждущего тебя за подъемом по ступеням.
Перед подъемом мы как-то спонтанно забрели на южный склон Акрополя. И не зря. Первым по пути нас здесь ждал Одеон Герода Аттика (Иродион). Герод в сове время был крупным чиновником Римской империи и страстным патриотом Афин. На свои средства он и выстроил этот театр. Несмотря на много веков, пролетевших с той поры, в Одеоне и сейчас дают представления как в старые времена. Все прекрасно сохранилось. Не хватает разве что статуй в нишах и старой мраморной облицовки. Древние скамьи заново отделаны мрамором, только арочную стены за сценой не тронули реставраторы.
Далее по склону мы наткнулись на руины храма Асклепия. Здесь полным ходом идут реставрационные работы, пыль и шум от распиливания мраморных глыб. В целом у современных мастеров получается не хуже их античных предшественников. Но они работают уже по готовому проекту . Через несколько десятков шагов на восток открывается огромная чаша театра Диониса, созданного древними. Вмещал он 1700 зрителей, а ряды мраморных сидений поднимались к самой стене Акрополя. Мы же увидели только нижние ряды и остатки сцены. На мраморных сидениях сохранились высеченные в камне имена их владельцев, среди которых и император Адриан. С эпохи правления Нерона в театре сохранился фриз вдоль сцены – игры сатиров.
Над театром Диониса – в скале Акрополя – священная пещера Диониса. Сейчас там устанолено много техники и ведутся археологические работы. У пещеры, на склоне как стволы умерших сказочных деревьев стоят две высокие белые колонны. Капители их кажется сравнялись с высотой самой скалы. Это – тоже дань театральному искусству. Их установили меценаты в честь побед на театральных дионисиях. Мало кто из туристов заглядывает на этот склон. Можно спокойно побродить среди руин, посидеть на древних скамьях театра и насладиться спектаклем внизу – суетой современных Афин…
Но все же пора наверх. Возвращаемся по тропинке к Пропилеям. Да! Древние умели строить! Пропилеи – как вход на Небо! Огромные и в то же время легкие и воздушные. Беломраморная лестница ведет к колоннаде. Два портика по обеим сторонам ступеней. Правый – храм Ники, богини победы. Увы, но статуи богини мы не увидели, да и сам храм почти скрыт строительными лесами. Но даже среди толпы туристов не пропадает ощущение торжества и радости. Подходим к колоннаде, она как лес из белых стволов с кронами-капителями наверху. Колонны сменяют друг друга, ряд за рядом. В античные времена этот лес был накрыт мраморными плитами с золотыми небесными звездами. Проход был закрыт огромными дверями для богов и меньшими – для людей. Теперь же солнце, ветер и люди свободно гуляют между этими исполинами.
Вот наконец и последний ряд, а дальше – другой мир! Парфенон! Строгое четкое каре огромных колонн!!! Храм плывет в небе! Это поэзия в камне! Его нужно увидеть! Даже не читая ничего о Древней Греции, можно полюбить эту страну сразу, увидев дом Афины… Мы подходим к этому творению гениального человеческого разума по глянцевому от солнца, ветра и миллионов человеческих ног граниту. Архитектор Перикл рассчитал все до мелочей. Даже сама скала Акрополя была достроена, чтобы храм открывался зрителю в самом впечатляющем ракурсе – углом. Отсюда он кажется парящим над городом кораблем! Что-то очень глубоко забытое роднит его с египетскими храмами. Но в Египте поражали объемом и размерами, а здесь – точным расчетом. Главным принципом строительства Парфенона стала «золотая пропорция» 9:4. Кроме того, архитектор не оставил в этом шедевре ни одной прямой линии – контуры храма вогнуты слегка к его центру, а все колонны наклонены внутрь. Благодаря этому незаметны искажения перспективы. Действительно – торжество разума!
До 1687 года храм Афины простоял почти невредимым. За долгую историю ему пришлось побывать и византийским собором, и католической церковью, мечетью и гаремом турецкого паши. Но при осаде венецианцами Афин, полководец Морозини не долго думая, приказал стрелять по храму – в нем был расположен турецких пороховой склад. Одно из ядер достигло цели и половина Парфенона взлетела на воздух. По всей видимости, реставраторы решили отстроить храм заново. Шум работ, техника, рабочие – вот что мы увидели вокруг этого чуда. Может быть, это и к лучшему и через несколько лет удастся вернуть времена Перикла…
Я думаю у многих, как и у меня, этот храм в сознании остается бело-золотистым. А ведь почти весь он, фризы и статуи, были разрисованы яркими красками! Об этом можно сегодня судить по совсем малочисленным фрагментам в музее Акрополя, который находится за Парфеноном. За музеем, на восточной оконечности скалы, - древний алтарь для жертвоприношений.
Слева от Парфенона – намного меньший, но не менее красивый и утонченный храм Эрехтейон. В античный период от Пропилей он был закрыт девятиметровой бронзовой статуей Афины. По стилю строительства Эрехтейон относят уже к совсем другой эпохе – эллинизму. Храм асимметричен в плане и объединяет три храма-портика. Это храм Афины Градохранительницы, храм Посейдона и могила двух мифических царей Эрехтея и Кекропа. Именно этот последний портик можно часто видеть в СМИ. Его поддерживают шесть женских фигур – кариатид работы Фидия. Среди этих статуй нет ни одной одинаковой. Оригиналы кариатид выставлены в музее Акрополя, а в храме их заменили копиями. По сравнению с Парфеноном Эрехтейон кажется маленькой беседкой, но и в нем много света и легкости. Очень красивы кессонные потолки в портиках и резные двери. Кстати, в храме Посейдона в полу до сих пор сохранился след от удара трезубца бога. Из расщелины тогда забил соленый источник. Афина же предложила афинянам оливковое дерево, чем и выиграла состязание за обладание Аттикой. Олива, подаренная богиней, растет здесь же - рядом с храмом (не оригинал, конечно. Нынешнее дерево посажено последним королем Греции).
Музей Акрополя маленький, но очень интересный. Вход в него охраняет большая каменная сова – символ мудрости, птица Афины. Очень много археологических ценностей Парфенона было вывезено в Англию лордом Элджином в период турецкой оккупации, находятся они в Британском музее. До сих пор Греция пытается вернуть их обратно.
Ходим по гранитной площади Акрополя. Жара, толпы людей, шум реставрационных работ… Белые мраморные храмы смотрят на все это с усмешкой. Они уже столько такого пережили, как много изменилось вокруг них! Они еще многое увидят, ну а мы для них как птицы, проносящиеся мимо… Я же успел пропитаться этим духом вечности и спокойствия!
Превозмогая желание остаться здесь подольше, мы спускаемся вниз через Пропилеи. Наша следующая цель - Ареопаг, древняя скала суда на западном склоне. По легенде здесь состоялся первый в истории уголовный процесс – решался спор между Аресом и Посейдоном (отсюда и название – скала Ареса). С этой же скалы перед афинянами выступали философы. С этого же места проповедовал и апостол Павел. Его речь на древнегреческом высечена на бронзовой плите, которая укреплена в теле скалы. Мы с трудом забираемся на Ареопаг – гранит здесь также отполирован множеством человеческих ног.
Отсюда открывается вид на холм Филлопапа и Древнюю агору. На холме установлена ротонда – памятник Филлопапу, сирийскому принцу и римскому консулу, сосланному в Афины. На свои средства он очень много построил в городе). С этого холма Морозини и обстреливал Парфенон. Мы с Лешей, повторяя путь древних, спускаемся вниз через сосновую рощу по главной улице древних Афин – Панафинеону. Еще сохранились мраморные плиты, врытые в землю. Вот такая дорогая брусчатка . Улица приводит нас на Древнюю агору.
В этом древнем нижнем городе сохранились почти одни фундаменты судебных, военных и законодательных учреждений. Среди множества осколков былой славы на холме высится Тиссион - храм, посвященный Афине и Гефесту, украшенный барельефами со сценами жизни афинского царя Тесея. Он же и убил Минотавра на нашем острове Тиссион – самый хорошо сохранившийся античный храм в мире. Могу это засвидетельствовать
В парке вокруг храма можно отдохнуть, спрятаться от жары и понаблюдать за дикими черепахами. Что мы и сделали. Затем побродили по Агоре. Именно тут колыбель демократии. Древний сенат – Пританий, где сенаторов кормили за общественный счет. В здании Пританея приговорили к смерти Сократа. Множество названий на табличках заставляют всплыть в памяти воспоминания о прочитанных когда-то мифах и историях. На Агоре мы посетили Стою Аттола (крытую коллонаду). Ее как подарок Греции в 1950 году реставрировали и восстановили американцы. При древних это были торговые ряды, а теперь – музей Агоры.
Но нам уже пора, время не ждет. Забираем вещи из камеры хранения и отправляемся обратно в Плаку. На площади Лисикрата обедаем в ресторане «Диоген». Тушеный ягненок отлично идет с охлажденным вином. После – кофе по-гречески, метрио. Из ресторана навещаем нашего турагента в Афинах –Надю и рассчитываемся с ней за ночлег в отеле (по-моему, этого можно было и не делать , но воспитание не позволило). Последний пункт нашей программы – археологический музей. Идем пешком по знакомым уже улицам, без труда находим дорогу. Как-будто в родном городе
Об экспозиции музея можно рассказывать очень долго. Я же расскажу о самых ярких своих впечатлениях. Прежде всего – скульптуры. В бело-красных залах можно увидеть, как от подражания египетским образцам мастера постепенно приходят к своему удивительно тонкому пониманию и изображению человека. Чего только стоят бронзовые Посейдон и Парис, мальчик мчащийся на коне! Каждый мускул, каждая черта лица переданы с удивительной точностью! 42 зала скульптур! Среди экспонатов римского периода – парадная бронзовая статуя императора Августа, маленькая низколобая голова на торсе греческого атлета. В этом же музее мы увидели знаменитую антикифору (прибор для навигации и вычислений, найденный на дне моря)и ее современную реконструкцию. В отдельных залах – золото Микен, керамика, фрески острова Санторини (по одной из версий – прообраза Атлантиды). На золотых и глиняных вазах и кубках с удивительным умением и любовью изображены жизнь людей и богов, лица и одежда, предметы быта. И это – искусство древних на заре цивилизации!
Выходим из музея уже вечером. Опускаются сумерки, город оживает, сиеста закончилась. Нам пора в порт. Сели в метро и на улице начался проливной дождь с грозой. Еду, смотрю в окно на струи дождя, огни и думаю о городе, где 21 век бок о бок живет с античностью. В Пиреосе под проливным дождем добегаем до портового автобуса, предварительно закупив пива в дорогу. Автобус довозит нас мокрых до парома и дождь почти тут же прекращается. Через час с небольшим Knossos Palace – родной брат Festosa - отдает швартовы и вместе с двумя другими критскими паромами выходит в море….Мне грустно, как всегда в такие моменты.
На берегу остается море огней, а за ними – тьма. Только зигзаги молний очерчивают контуры далеких гор Пинд. До свидания Пиреос, до свидания Афина!


на главную
09:58 День десятый. Мэтэора
17.09.06 Воскресенье.
5.30 утра. Еще темно, но берег впереди мерцает огнями насколько хватает глаз. Вдалеке еле угадываются горы. Перед нашим паромом –Пирей, город, крупнейший порт Греции (вернее – Эллады, как греки сами называют свою страну). Сегодня – это и часть Больших Афин.
Высаживаемся на берег и, ориентируясь на аборигенов, за 10 минут добираемся до станции «Пиреос» наземного метро. Это первая линия афинской подземки, но подземных станций на ней всего три. Сами афиняне называют эту ветку «илектрико» - электричка. Приятно удивляет чистота и ухоженность станций и вагонов. Никакой рекламы и объявлений о купле-продаже. Нужная нам станция «Омония» восьмая по счету от Пирея и находится в центре Афин. Этот путь длиной 7 км преодолеваем меньше, чем за полчаса. Когда выбрались в город, то все еще не рассвело. Уточняем у местных лавочников на смеси английского и греческого место, где нас должен в семь утра встретить автобус. После немного бродим по самой площади Омония. Это место считается в Афинах «городским дном». Вечером здесь вовсю орудуют наркодиллеры и проститутки. Увы, но большинство из них – выходцы и стран СНГ. Здесь же ищут работу и обмениваются новостями экономические эмигранты –русские, украинцы, филлипинцы, албанцы. В газетных киосках на площади очень много периодики на русском. В то же время, все вокруг выглядит вполне прилично, как для столицы.
Ждать нам пришлось недолго. Через 20 минут подкатил туристический автобус и наш гид Наташа изобразила неподдельное удивление и радость – мы были первыми мужчинами в группе. Внутри уже сидело человек 8 женщин. Так что наше появление сопровождалось фразой: «Ой, смотрите – мальчики!» . Потратив еще 40 минут на поиски и посадку оставшихся туристов, мы выехали из Афин в северном направлении. Группа наша состояла из 15-17 человек, естественно русскоязычных (Москва, Киев, Донецк, Питер). Гид Наташа – отдельная тема
Сразу же за Афинами начинаются горы. Впрочем, Эллада на 80 процентов гористая страна. Почти все древние ее города строились на скале посреди небольшой равнины, окруженной горами. И Афины – не исключение. По словам Наташи в октябре после дождей в горах уйма грибов. Но греки их не собирают вообще, а в пищу идут только шампиньоны. Странные люди, однако… Километрах в пяти от столицы на горе выстроены казино и гостиничный комплекс очень популярные среди афинян. Вокруг них грибов особенно много Так что, если кто будет проезжать осенью мимо – не упустите шанс
Автобус мчиться по главной трассе страны Афины-Салоники (Тэсалоники – по имени сестры Александра Македонского). Трасса платная и в пути водитель Костя (он же – грек Костас) дважды платил по 3.30 евро за проезд. Ночью тариф дешевле (это мы узнали уже на обратном пути). Целью нашего путешествия были МэтэОра – монастыри на скалах. Расстояние до них от Афин около 350км, то есть путь нам предстоял долгий.
Где-то недоезжая до поворота на Дельфы, произошло первое недоразумение. Вот не зря я так не люблю экскурсий с соотечественниками! Наташа (гид наш – дама лет под 50) сообщила, что в монастыри женщин пускают только в юбках. И никаких брюк! На входе есть простенькие бесплатные юбки для посетителей, но иногда за ними может стоять очередь. Наши «дамы из высших кругов светского общества» тут же начали возмущаться, что их ни о чем таком не предупреждали. Хотя путеводители, простое воспитание и Лешка-большой знаток церковный порядков просто кричат о правилах церковного «этикета»! Наташа же - женщина очень интеллигентая, занющая толк в музыке, в поэзии и истории, 18 лет живущая в Греции.. Но в тот день, видимо, в ней накопилась уже критическая масса эмоций Ее фраза «Так! Кому не нравиться могут выйти, перейти дорогу и топать назад в Афины» подействовала моментально Воцарилась любознательная туристическая тишина, только изредка прерываемая возмущенным шепотом матрон из Донецка и Москвы (вот что интересно киевляне и питерцы молчали как рыбы и до «юбок» и после «выходите..»). Костас (кстати, неплохо говорит по-русски) постарался несколько сгладить ситуацию – сказал, что юбок и времени хватит всем, и включил музыку. У него оказалась неплохая фонотека.
По дороге Наташа рассказывала интересные моменты из древней истории тех мест, мимо которых мы проезжали. Понятно что на всю мифологию и историю времени бы не хватило. Хочется надеяться, что люди, читающие это описание получили достаточное образование и знакомы с культурой Древней Греции… Одна из историй Наташи – оказывается Александр Македонский умер вовсе не от лихорадки. Он попросту…. спился за 2 недели неразбавленным вином! (хотя оно и не разбавленное совсем не крепкое Мы же не спились за две недели).
Проехали озеро, которое питает пресной водой Афины. Говорят, что его уровень убывает с каждым годом и довольно существенно. Вообще, в Греции намечаются большие проблемы с пресной водой в ближайшем будущем. И осадков выпадает все меньше.
Далее – Фивы. В прошлом – великий город, наследник древней египетской южной столицы. В свое время Фивы были полностью разрушены армией македонского царя Филлипа – отца Александра Великого. Уцелел лишь один дом любимого поэта самого Александра.
Опять на север, через Аттику с ее розоватыми гранитными скалами, небольшими полями, ульями, похожими на обычные ящики. Встречались и настоящие гетто – скорее всего албанские или румынские. В них даже не халупы, а «ларьки» из досок, картона и полиэтилена… Хотя страна теплая относительно, жить можно. Обстановка внутри соответствующая. Ради справедливости замечу, что такое встречается нечасто.
По обе стороны дороги тянуться оливковые рощи. В горах их немного теснят кипарисы и сосны. Серпантин дороги вьется выше, иногда ныряет в ущелье, а затем снова поднимается. Проезжаем поворот на Дельфы с их знаменитым оракулом. Сами Дельфы, как известно, построены на склоне горы Парнас.
А затем – снова вглубь розовых гор. С высоты Аттика видна как на ладони. После краткой остановки на кофе и туалет переваливаем через последний хребет и въезжаем в Центральную Грецию. Слева, за проливом, плывет в море большой остров Эвбея. Он знаменит, кроме всего прочего, своими целебными источниками. Наташа рассказывает, что в его северных городках - настоящее паломничество желающих исцелиться со всего мира. В узком проливе, через который уже в наши дни переброшен мост, морское течение каждые 8 часов меняет свое направление на противоположное. Причем заметить этот момент можно прямо с моста. Ученые объясняют это магнитными полями и влиянием Луны. Простые люди верят легенде о гибели в этом проливе Аристотеля – учителя Александра. Какая версия более правдоподобная – выбирайте сами
Остров Эвбея тянется вдоль материкового побережья Греции. Иногда даже трудно определить или это все еще остров, или уже причудливые выступы и бухты самой Европы. Вскоре подъезжаем к легендарным Фермопилам. Удивительно, но это уже далеко не узкий перешеек, где горстка спартанцев сдерживала персидскую армию. Море отступило более, чем на километр! Справа от дороги – памятник тремстам спартанцам. По другую сторону шоссе – невысокий холм, поросший деревьями. Это и есть их братская могила, в которой тела их погребли благодарные афиняне. Основание памятника – стела с барельефами, она поддерживает бронзовую статую царя Леонида, предводителя спартанцев. Выполнена она по древним канонам – обнаженная фигура в шлеме, с копьем и щитом. Здесь кроме нашей группы никого нет, только трасса шумит за спиной. Задумались о храбрости и преданности этих людей. Пой статуей надпись: «Приди и возьми». Это ответ Леонида персидскому царю Ксерксу на требование сложить оружие без боя. Здесь же и слова – послание спартанцам от погибших воинов о выполненном до конца долге. Чуть далее за памятником – надгробная плита греков из других городов, которые сражались бок о бок со спартанцами.
Автобус летит вглубь материка. Снова остановка. Лешка купил местные сладости, которые мне сильно напомнили те, что я когда-то пробовал в Стамбуле. Кстати, наш водитель Костас так и выражался: «город, который сейчас к сожалению называется Истанбул».. Греки до сих пор помнят славные времена Византии и войны с турками, а тему отношений с Турцией с ними лучше не обсуждать. Поднимаемся к перевалу в горах Пинд. Отсюда в последний раз видим северную оконечность Эвбеи. Камни в горах уже серые, сколны по бокам трассы затянуты металлической сетью -предосторожность от камнепадов. Вот уже и последний поселок на перевале. Далее дорога поведет вниз.
Выезжаем за поворот – а внизу огромная бескрайняя цветная равнина! Фессалия! Она окружена горами, но ее границ не видно, они теряются в далекой дымке. Земля изрезана дорогами на желтые, зеленые, белые, черные ломти. Здесь – житница Греции. Хлопок, кукуруза, бобы, фрукты, овощи, картофель, пшеница… В Греции есть все! . Через фессалийскую равнину течет река Пиньос. В это время года она довольно узкая, да и это не привычная в нашем понимании река. Скорее – поток воды по каменистому мелкому руслу. О ее истинных размерах я смог судить только с высоты Мэтэора. Русло в половодье расширяется почти втрое!
Наш маршрут идет по равнине, мимо города ЛамИя, ТрИкалы, Каламабаки. Очень часто встречаются названия Агиос Константинос – в честь первого римского императора-христианина. Ни один городок или деревня не обходятся без церкви (большой или маленькой), а то – и двух-трех. Я подозреваю, что кое-где есть и мечети, особенно на севере. Но в Элладе у всех мечетей снесены минареты (!).
Вдруг впереди замечаем исполинские скалы прямо посреди равнины. Это цель нашего путешествия. Недоезжая до главного города Фессалии Ларисы (в переводе –крепость), из деревни Коломбаки начинаем подъем к Мэтэора. Серпантин жуткий! Я не знаю как тут умудряются разъезжаться автобусы. Но они ездят! Между скалой и пропастью!
Сами скалы - отдельный разговор. Циклопические каменные глыбы! И это даже не то слово! Даже не с чем сравнить! Мэтэора нужно ТОЛЬКО увидеть! Все рассказы - пустая трата времени… Только титаны или боги могли бы забросить эти глыбы сюда. Почти голые, без деревьев и земли, неимоверных форм, в которых при наличии фантазии можно распознать все что угодно. На самых их вершинах – едва различимые снизу монастыри. Осторожно и медленно автобус поднимается в гору по хорошей дороге. Они были здесь проложены при «черных полковниках» (это трагическая страница в истории Греции). По пути останавливаемся на смотровых площадках в скалах. Ветер сдувает в пропасть, но это не препятствие для наших людей, решивших сделать отличные фото Даже при паническом страхе высоты женщины из нашей группы чуть ли не ползком добирались поближе к краю . Панорама Мэтэора и Фессалии необыкновенная!
Наша первая остановка надолго – женский монастырь св.Стефана. Аккуратный, выложенный из камня, с миниатюрными огородами и виноградниками на ровных клочках земли. Через мостик над провалом мы входим внутрь (вход 2 евро, юбок хватило бы на всю Элладу ) Внутри монастырских стен находится дворик с деревьями, яркие цветники, крошечное кладбище. Главное здание монастыря – маленькая, но очень красивая церквушка. Без туристов во дворе наверняка тишина и покой.
Монахини – довольно молодые женщины, скромные, но уже привыкшие к туристам. В час дня монастырь закрывается для посещения, и они могут спокойно заняться повседневными делами и молитвами. Мы же умылись в источнике и обошли все закоулки (доступные для осмотра). В церкви Наташа показала фрески-иконы с выцарапанными глазами. По ее словам так поступили коммунисты, когда Греция переворачивала очередную трагическую страницу своей истории. В наши дни монашки постепенно собирают средства и восстанавливают изуродованные образа. Интересно, что даже в таком многострадальном, скромном и удаленном месте ощущается Божье присутствие…
Следующая наша остановка – Гранд Мэтэора, самый большой здешний монастырь. По дороге несколько раз попрощались уже с жизнью, когда разъезжались со встречными автобусами на серпантине. Останавливались для «фотосессии» на скалах. Здесь мы с удивлением обнаружили дубы. Но какие! Высотой сантиметров 50 колючие густые кусты, усыпанные настоящими зелеными желудями! Я сорвал три желудя – а вдруг дома вырастут?
Но вот, наконец, добираемся до парковочной площадки у монастыря. Туристов и автобусов очень много, на этом клочке земли и люди и машины с трудом расходятся друг с другом. Тут же торгуют вездесущие лавочники. Забавные японцы передвигаются гуськом Чтобы попасть в сам Гранд Мэтэора спускаемся вниз в ущелье, а оттуда 146 ступеней и небольшой тоннель ведут наверх ко входу. Монастырь этот мужской. За стенами все те же ухоженные двор, церковь, кладбище, подсобные постройки. В трапезной организован музей монашеской жизни, для туристов сохранили и средневековую монастырскую кухню. В центральной церкви хранятся мощи двух монахов – настоятелей монастыря. Для меня очень интересными оказались две фрески 14 века. Первая – распятие, на трех сторонах которого святые апостолы изображены в виде быка (внизу), крылатого льва (справа) и орла (сверху), и только св.Иоанн – в человеческом облике слева от Христа. Если верить Библии, именно так они явятся в день Страшного суда. Вторая фреска – Успение Богоматери. В нижней ее части ангел с мечом отсекает руку нечестивца. Тот решил убедиться, что даже на смертном одре Мария остается девственницей. Редкие сюжеты, ранее я такого не встречал. Как и икона Богоматери «троеручицы», корни сюжета для которой скрываются в темных временах иконоборчества. Было бы время – можно было б расспросить Наташу об этом поподробнее, она похоже в этой сфере очень знающий человек.
Отдельного внимания заслуживает хранилище черепов и костей усопших в монастыре. И не только в монастыре. По всей Элладе через 2,5-3 года после похорон могилу по определенному обряды вскрывают (со священником, конечно же) и перезахороняют уже только кости и череп. Для нас это дико, но при ограниченном количестве плодородной земли такая мера вполне оправдана. Кладбища же в Греции очень маленькие и аккуратные, могильные плиты и кресты сплошь белые.
Время экскурсии уже подходило к концу. День пролетел незаметно, столько всего нового! Глаза без остановки пили все вокруг, уши впитывали новые звуки и рассказы о былом… В последний раз бросаю взгляд со стен монастыря над пропастью на Мэтэора и долину Фессалии. Быстро вспоминаю услышанную от Наташи краткую историю этих монастырей. Говорят, что монахи-отшельники стали селиться здесь еще в 14 веке в скальных пещерах. Кто, как и когда впервые взобрался на скалы не знает никто. Есть несколько версий. Но факт в том, что в старые времена людей и грузы поднимали наверх с помощью канала и сети. В некоторых монастырях они сохранились и сейчас. Канет меняли только тогда, когда кто-то или что-то срывалось в четырехсотметровую пропасть. Считалось это Божьей волей… Ранее в Мэтэора насчитывалось 24 монастыря. Но в силу обвала скал и увеличивающегося потока туристов сейчас из них осталось всего шесть. Из сотен монахов остались здесь жить только несколько десятков. Остальные разошлись по другим монастырям, в основном - на гору Афон. В одном из монастырей Мэтэора живет всего только дин монах
Не покидает ощущение полета сквозь сказку, пространства вне времени. Ветром Мэтэор из головы выдуло все воспоминания о неприятностях и повседневности. Понимаешь, что кроме тебя, земли и неба ничего более не важно. В высоте, под облаками, душа ненадолго покидает уставшее тело и взлетает навстречу Солнцу…
Спускаемся на автобусе вниз. Наташа рассказывает, что ежегодно в скалах проходят съезды альпинистов. Для них здешние кручи – настоящий подарок. Рассказ немного отвлекает от эмоций при встречах на дороге с другими машинами Перед выездом еще раз замечаем ручеек из японцев, семенящих к своему автобусу Ближе к долине сознание тяжелой ношей вползает обратно в голову. После спуска – стандартная программа: обед и иконописная мастерская (она же и магазин). С таверной Наташа погорячилась, описав ее как очень хорошее заведение Еда там не лучшего (мягко говоря) качества, цены узнаешь только на кассе (очень дорого), а сама таверна – просто столовка с подносами и стойкой (как «Пузата хата»). Это дало лишний повод нашим «дамам» поязвить. Впрочем, справедливо. Наташа немного обиделась и пообещала, что они исправятся. На что и получила ответ – уже без нас Пошел дождик….
В мастерской –магазине интерес представляли собой только бесплатное вино и процесс изготовления икон. «Впаривание» же продукции туристам за такие деньги и такого качества не для меня. Это программы мне уже знакомы очень хорошо по Египту и Марокко. Но из наших попутчиков кто-то купил несколько икон. На Крите подобные вещи и дешевле, и оригинальнее, и не навязываются так откровенно.
Где-то по пути мы разговаривали с Наташей и попутно сказали, что приехали с Крита с желанием увидеть Мэтэора и Афины. Вскоре об этом знал уже весь автобус Было интересно посмотреть на реакцию автобусного «светского» общества. Особенно, когда они узнали, что нам экскурсия обошлась в 65 евро, в отличие от их 95! Кроме того, мы с Лешкой отличались от них хорошим морским загаром (остальная часть группы была белая как мел). Это и не удивительно – они просидели целую неделю в самих Афинах. Вот в этот момент мы и почувствовали себя как два минойца среди тщеславных и напыщенных афинян!
Но более всего запомнилась одна фраза Наташи. Подражая древнему поэту, она по поводу и без оного повторяла о нас : «Ребята с Крита, живущие посреди винноцветного моря!». Здорово! Ведь я и сам замечал на закате особый оттенок моря на Крите. Только не мог понять что этот цвет мне напоминает. А ведь это – цвет критского домашнего вина, особенно вечером в стакане при приглушенном свете светильников таверны! Так мы и стали героями мини-поэмы о путешествии в Мэтэора Ну а если еще разок заглянуть в глубины истории, то мы с Лешей повторили путь Тесея на Крит к Минотавру только в обратном направлении. Но на пароме невозможно поменять паруса (что и забыл сделать Тесей, погубив тем самым отца Эгея) – разве что класс каюты Все течет, все изменяется…
Почти всю обратную дорогу я проспал. Только еще раз успел взглянуть с перевала на Фессалию. Зрелище незабываемое! Впереди Наташа рассказывала о перипетиях греческой истории, Костас включил музыку, сзади «матроны» обсуждали цены и ассортимент колбас и сыров в Афинах, Москве и Донецке. Кому – что…
За окном уже мелькала в сумерках Центральная Греция, за ней – розовато-зеленая Аттика. В начале одиннадцатого мы въехали в Афины.
Поселили нас на ночь в отель «Кандия»*** (по стечению обстоятельств – древнее название Ираклио на Крите). Здесь же жили некоторые туристы из нашей группы в Мэтэора. Мне их искренне жаль. Теперь я немного понял почему они жаловались на проживание в Афинах. Даже непритязательный Леша предложил сразу отказаться и поселиться хоть в общежитии по-приличнее этого отеля Те же 3*** в Каире на порядок выше! Впрочем, за 20 евро с человека за ночевку решили остаться. Душ, туалет, телевизор, кровать – самое необходимое. Но отель для отдыха не советую никому. Вид на трассу и стройку, шум и выхлопные газы. Мы выкупались и, уставшие, заснули сразу. На запланированные походы по ночным клубам просто не оставалось уже сил.

на главную
Закрыть