Лана
c_lana
дневник заведен 18-10-2003
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Беларусь, Минск
[3] 28-09-2007 15:00
ура

[Print]
Забрел случайно
[3] 19-07-2007 15:53
Доверие

[Print]
кофейная душа
[5] 19-07-2007 15:50
8

[Print]
кофейная душа
Понедельник, 26 Июля 2004 г.
14:10 НЛП
Заочный курс
«Основы НЛП».

Урок №1.
Сегодня первое занятие, на котором вы узнаете, об основных допущениях и понятиях НЛП. А так же познакомитесь с такими терминами, как «карта» и «фильтры». На первом этапе, для нас важно выработать общий язык, который будет понятен. Поэтому уже сегодня вы начнете знакомиться с языком НЛП. В дальнейшем, продвигаясь дальше и дальше, вы, отработав некоторые навыки, однажды обратите внимание на то, что эти навыки стали появляться у вас уже на подсознательном уровне.

Пожалуйста, заведите тетрадь, где вы будете делать пометки. Это поможет легче оценить полученные знания, структурировать их и даст возможность обратиться к знаниям через какое-то время. После выходя каждого урока на форуме сайта в разделе «О заочном обучении» будут размещаться контрольные вопросы и предлагаться выполнение домашнего задания. Вы можете размещать на форуме свои ответы и сверять с ответами других ЛЮДЕЙ.

Обратите внимание, что изучение одного урока и выполнение заданий урока рассчитано, в среднем, на одну неделю. Задания различные по степени сложности, но первые уроки несколько проще, так как , в основном являются ознакомительными.

Итак, начинаем. Желаю вам удачи.

По большому счету НЛП занимается моделированием. Т.е. какой-то большой процесс, который сложно осознается целиком, разбивается на более мелкие детали. Таким образом, создается модель поведения человека. Изучая эту модель, вы начинаете понимать, как вы должны действовать, чтобы достичь поставленной цели. Моделирование удобно тем, что опыт из одной области знаний можно перенести в другую. И если НЛП появилось как результат наблюдения за работой гипно-, психо- и семейных терапевтов, то в последствие методами НЛП заинтересовалось ЦРУ, а позже, их начали изучать бизнесмены и даже эзотерики.

Фильтры, карты и территория.

Представьте себе метафорически, что вместе с рождением, человек получает своеобразную карту, в которую он заносит свои впечатления о мире. Увидел что-то, это что-то отразилось в его «карте мира». Услышал или почувствовал, опять занес определенные выводы в свою карту. Как такие карты формируются? Благодаря полученной информации, которую мы получаем из мира. Такая информация может быть аудиальной (звуки), визуальной (картинки), кинестетической (посредством тела), вкусовой и обонятельной. Насколько верна такая информация? К сожалению, человек не может увидеть, услышать и ощутить всей информации об окружающем мире из-за того, что наши органы далеко не идеальны.

Наши чувства принято считать «окнами в мир», но скорее это не окна, а всего лишь фильтры. Фильтры, которые пропускают незначительную часть информации, а большинство задерживают. Судите сами: какие бы органы чувств мы бы не рассматривали, обязательно поймем, что, основной спектр не доступен человеческому восприятию. Например, наше зрение способно улавливать лишь небольшую часть светового диапазона. Глаз человека не видит ультрафиолетового и инфракрасного. А огромные диапазоны радиоволн, рентгеновских лучей, микроволн, и так далее—тем более.

Слух то же значительно ограничен диапазоном от 20 до 20 000 Гц и это восприятие возможно только для здорового и молодого человека, в старости принимаемый диапазон звуковых волн значительно снижается.

Таким образом, человек строит свою модель мира на основании лишь небольшой информации, которую способен получать. В НЛП такая модель мира называется «картой мира». «Карта мира» в отличие от реальной картины мира или «территории», в терминах нейролингвистического программирования, не может быть истинной. Хотя бы потому, что человеческое существо в принципе не способно осознать всю картину мира.

Наша нервная система постоянно искажает или опускает целые части действительного мира. В итоге круг возможного человеческого опыта сужается, и возникают различия между тем, что происходит в мире на самом деле, и тем, что представляет собой наш опыт. Само наличие карты мира – это нормальная и обычная ситуация. Проблемы начинаются, когда индивидуум начинает считать, что его карта и есть территория.

Итак, карта не может равняться территории.

Наши модели или карты мира формируются под действием очень многих факторов и наши чувства – не единственные фильтры, под действием которых происходит такое формирование. Не многие задумываются, но наша языковая система тоже является фильтром. Так, например, в языке североамериканских индейцев для описания всего цветового спектра имеется только три слова.

Если учесть, что к тому же и воспитание, социальные нормы, индивидуальные особенности- все эти факторы влияют на формирование представления о мире, становится понятным, что одна карта не может равняться другой. С другой стороны, карты могут частично совпадать. И еще один вывод можно сделать: если карты формируются под действие фильтров, значит можно менять (расширять или углублять ) карты при воздействии на фильтры, а не на саму кару мира человека.

"Слепые и слон"

" За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся во многих битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать: что же это такое- слон.

И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, решил, что теперь знает все об этом существе.

Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался. Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал: 'Слон- это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер. Тот, кто ощупал хобот сказал: 'У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную'. 'Слон могуч и крепок, как колонна, возразил третий, ощупавший ногу и ступню. Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И каждый воспринял его ошибочно. Они не смогли умом охватить целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины. Созданное умозрением не ведает о Божественном. В сей дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта. (Идрис Шах)"

В НЛП есть ряд допущений, которые не являются правдой или неправдой. Они просто могут быть полезными вам. Пожалуйста, ознакомьтесь с ними, и подумайте: какие ограничивающие убеждения есть у вас, и на какую пресуппозицию такое убеждение было бы полезно заменить.

Базовые пресуппозиции НЛП

Каждый человек обладает своей собственной индивидуальной картой мира. Никакая отдельная карта — отражение мира - не является более «подлинной» или «настоящей», чем любая другая

Наиболее «мудрые» и «дружественные» карты — те, которые предоставляют наиболее широкий и богатый выбор возможностей. А не те, что являются наиболее «подлинными» или «точными».

Карта - не территория

Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности

Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть

Субъективный опыт определяется пятью системами восприятия: зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и обонятельной

Смысл сообщения в реакции, которую оно вызывает

Не бывает поражений, бывает только обратная связь

В основе любого поведения лежит положительное намерение, оно связано с первоначальным окружением

Любое поведение представляет собой выбор наилучшего варианта из имеющихся в данный момент

Люди уже обладают (по крайней мере, потенциально) всеми ресурсами, необходимыми для эффективных действий

Любое поведение - даже самое жестокое, сумасшедшее и невообразимое - представляет собой выбор лучшего варианта из имеющихся в данный момент, исходя из возможностей и способностей человека, определяемых его моделью мира

Для успешной адаптации и выживания необходима определённая гибкость. По мере усложнения системы требуется всё большая степень гибкости

Если ваши действия не находят ожидаемого отклика, необходимо варьировать свое поведение, пока не достигнете желаемого
13:27 Как справиться со стрессом. Метод Ретри
СТРЕСС ЖИЗНИ

--------------------------------------------------------------------------------

Вот письмо из нашей переписки с читателями, которое мы в виду
его важности и поучительности приводим полностью (с согласия
автора письма). Зачем? На реальном жизненном примере мы хотим
показать всем читателям истоки типичных жизненных стрессов и
проблем и пути их устранения (наш комментарии отмечены знаком *).
--------------------------------------------------------------------------------
МНЕ 52 года сейчас, а выгляжу, говорят, на 40 лет. ПРОСТО Я ЛЮБЛЮ
ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА ДАЖЕ ДЛЯ НЕЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ и получать от этого
удовольствие. НЕСМОТРЯ НА ТО, что ДОБРО ВСЕГДА НАКАЗУЕМО !!!
МНОГИЕ ЛЮДИ, мои знакомые просто ВЫКАЧИВАЮТ ЭНЕРГИЮ, им после
этого хорошо, а мне неважно. УЧУСЬ СТАВИТЬ ЗАЩИТУ.*
16 лет назад внезапно умер отец, духовная связь с которым была
сильнее и глубже, чем с матерью. Мама была учителем в советское
время и воспитала меня в духе добра, доверия и подчинения свему
авторитету (даже сейчас во сне иногда ощущаю ее власть). В
течение 40 дней после смерти отца мама внушала мне мысль о том,
что именно я "Убила" отца (это связано было с человеком, который
под "маской журналиста" приходил в наш дом, хотел войти в
доверие). Отец переживал за меня. И это, как она говорила привело
к смерти.На самом деле на работе были у папы с начальником
непрятности, как потом выяснилось мама ревновала его сильно,
поводов не было, но он переживал.
В этот год я оказалась в реанимации, поняв, что не смогу
жить с этим обвинением в "убийстве". После реанимации (2 суток)
жить стало невыносимо, т.к, мама постоянно говорила, что я
опозорила ее- УЧИТЕЛЯ на весь город, попав в реанимацию. И так 16
лет я прожила ПОЧТИ В СУМАШЕДШЕМ ДОМЕ как медсестра, мама умерла
в 2003 г.( постепенно "съехала крыша")
А теперь знакомые ее учителя и другие люди интересуются: "КАК
ОНА МАЛО ПРОЖИЛА" (только 74 ГОДА). НИКТО НЕ СПРАШИВАЕТ: КАК Я
ВЫЖИЛА ?
ЭПИЗОДОВ такого рода как с отцом было по жизни предостаточно !
Многое ВОЛЕВЫМ ВЛАСТНЫМ ПУТЕМ РЕШАЛА МАМА. Мне было тогда 30 лет,
когда мама заявила мне "ТЫ НУЖНА ТОЛЬКО МНЕ, НЕ СМЕЙ ДУМАТЬ О
ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ". Я и не думала, женился брат, все силы отдавала его
семье, ухаживала за мамой.
ИТОГО: Всю жизнь меня прятали от реальности (ни шагу
самостоятельно), а жизнь меня столкнула С АЛКОГОЛИКОМ, которому
отдала все что могла, и произошло это в 50 лет отроду (можно
занести в книгу РЕКОРДОВ). В тот вечер меня мама выгнала из дома
и я пошла навесить знакомую. На обратном пути увидела, что
человеку плохо на улице, спасла (он собирался уйти из жизни). "ТЫ
ОДНА МОЖЕШЬ МЕНЯ СПАСТИ" - эта его формула долго держала меня на
крючке. Но как оказалось, это - способ не работать и спрятаться
от родителей, которые очень хотели привязать его ко мне навсегда.
НО БОГ ОТВЕЛ. А он принес столько горя и унижений, что хватит до
конца жизни хлебать, я осталась виноватой - НЕ ПЕРЕВОСПИТАЛА ЕГО
(Лечила, содержала, ЛЮБИЛА как могла).

СЕЙЧАС Я ПОНИМАЮ, ЧТО ИСТИНА - ДОЧЬ ВРЕМЕНИ, А НЕ АВТОРИТЕТА,
но поезд уже ушел!

СПАСЛИ МЕНЯ МОИ КОШЕЧКИ, ИНТЕРНЕТ И СТИХИ для ДУШИ !!! ****
А ЕЩЕ ВЕРА В ВЫСШИЙ РАЗУМ ВСЕЛЕННОЙ**, о котором написано в книге
Джона КЕХО*** "ПОДСОЗНАНИЕ МОЖЕТ ВСЕ".
--------------------------------------------------------------------------------
Почему мы отобрали именно это письмо из многих? В нем, как в
"энциклопедии жизни", отразились типичные проблемы, общие для
большого количества людей. Проблемы затяжных, постоянных
стрессов. Проблемы житейской и семейной неустроенности. Проблемы
поиска смысла и поиска себя.
История жизни, поведанная нашей читательницей, как нельзя
более наглядно доказывает правоту основного положения
психоанализа, открытого еще Фрейдом. Действительно, все наши
проблемы "родом из детства". Иными словами, проблемы зрелого
человека являются отражением проблем его далекого (и не очень)
детства, отношений с родителями. Мы называем их "эхом", или
"пережитками детства". Вот почему, чтобы изжить их окончательно,
чтобы стать самодостаточным, каждому человеку жизненно необходимо
научиться мысленно "возвращаться в детство" (как мы уже писали
раньше).
Отсюда же произрастает и наша психологическая уязвимость,
обостренная реакция на чужие настроения и эмоции, когда
окружающие становятся для нас психологическими "агрессорами",
имитируя родительское давление. Или "вампирами", как пишет
читательница, "выкачивающими энергию", на самом деле безотчетно
паразитирующими на детско-родительских отношениях.
И здесь же скрыт поистине универсальный рецепт защиты от
стрессов и обретения психологической зрелости. Ведь "возврат в
детство" является одновременно возвратом в природне, естественное
состояние нервной системы, когда остатки стрессов слетают, "как с
гуся вода". Происходит это за счет того, что в подобном состоянии
станвится доступным сознательный контакт с подсознанием, доступ в
сокровенные глубины собственной души. Именно здесь наши
рекомендации (отсылаем читателей к книгам "Защита от стресса" и
"Как справиться со стрессом") смыкаются с теми, которые изложены
в полезной книге Джона КЕХО "Подсознание может все".
В ней автор описывает свой практический рецепт избавления от
депрессии. Описывает свой личный опыт, когда он удалился от людей
на 3 года, в течение которых занимался медитацией и релаксацией.
Это помогло ему осознать причины своих проблем и постепенно от
них избавиться. Мы предлагаем нашим читателям научиться делать то
же самое, не уходя в лесную глухомань и не выключаясь из
повседневной реальности. Научиться с помощью простых, но
регулярно повторяемых упраженний на расслабление мышц,
успокаивающее дыхание, наблюдение телесных ощущений и остановку
внутренней речи. Это и означает, по выражению нашей читательницы,
"СТАВИТЬ ЗАЩИТУ.*"
Человек с "остатками детства" в душе тянется к "взрослой" роли
"Спасителя" для окружающих. И поэтому оказывается легкой добычей
для людей-манипуляторов. Тех, кто способен к резким переходам
из роли "Жертвы", слезно молящей о помощи ("ты одна можешь меня
спасти", как в нашем письме) в роль "Преследователя", обвиняющего
своего спасителя в собственных проблемах, ошибках и неудачах, в
том, что его "недостаточно" спасали. (Этот извечный "Треугольник"
был описан психологом Карпманом). Вот отсюда и печальный опыт,
описанный читательницей: "Я люблю делать добрые дела даже для
незнакомых людей... несмотря на то, что добро всегда наказуемо".
Обязательным условием внутренней защищенности и
психологической зрелости является обретение человеком своего
жизненного смысла. Он должен быть не абстрактным, не утопическим,
а конкретным, практически осуществимым. Будь то воспитание детей,
профессиональный рост или "мелкие", бытовые смыслы - на уровне
тех увлечений, которые дарят человеку радость бытия. Не случайно
читательница отмечает, что справляться со стрессами и тяжелыми
жизнеными обстоятельствами ей помогают увлечения, будь то
творчество ("стихи для души"), как серьезное взрослое продолжение
фантазии и игры ребенка, удовлетворение потребности в информации,
сиречь в хорошем смысле детского любопытства для взрослого
человека (на чем собственно и держится популярность интернета,
благодаря чему мы с вами и общаемся), и наконец, забота о братьях
наших меньших ("кошечки").
Как же свой, сугубо личный смысл найти? Для этого как раз и
нужно воспользоваться "возвратом в детство". Чтобы вернувшись
мысленно в это состояние, посоветоваться с собственным
подсознанием и уловить его образные интуитивные подсказки
(созданные им телесные ощущения или зрительные образы - навеянные
им мысленные картины). Иными словами, прислушаться к своему
"внутреннему голосу". Что же касается "высшего разума
вселенной**", то относясь к подобным вещам серьезно, прежде всего
назовем их своими именами. Благо что представления о "космическом
разуме" сильно вульгаризованы обилием "эзотерической" литературы,
в которой фантазии об "энерго-информационных законах" достигают
такой степени иллюзорности, что не поддаются никакой критике.
На языке науки, обсуждаемый нами феномен именуется "ноосферой"
по В.Н.Вернадскому, или "коллективным бессознтельным" по
К.Г.Юнгу. Этот бескрайний "океан", общий для всех людей,
сливается из отдельных "капелек", объединяющих миллиарды
индивидуальных подсознаний. Этот источник информации, не
"высший", а "первичный", изначальный. Точнее,
природно-инстинктивный, как коллективный интеллект муравьев в
большом муравейнике. И главный смысл его использования (что
всегда происходит в "детском") состоянии - не получение готовых
рецептов решения жизненных проблем. А получение ощущения
сопричастности, или приобщенности, которое можно назвать
ощущением "мы - вместе", или "подключением" к колективному
бессознательному" (в индуизме - к "мировой душе"). Или, как для
маленького ребенка - ощущение соприкосновения с матерью (ср.
работы американского психолога Гринберга).
Во-первых, ощущение "мы-вместе", срабатывающее для каждого
человека на уровне инстинкта, создает ощущение защищенности,
повышает уверенность в себе, в своих силах. Ведь когда человек
ощущает, что он не одинок - справиться с любой проблемой легче.
Во-вторых, это ощущение является неиссякаемым источником жажды
жизни (как детской радости собственному существованию в мире). И
основой творчества - в самом широком смысле, творчества жизни
(как для ребенка, который буквально создает свой собственный мир,
творит его заново - для себя). И в этом творчестве, независимо от
конкретной формы (будь то сочинение стихов или стирка пеленок),
человек и находит свой жизненный смысл.
К чему мы вас и призываем. И постараемся - при вашем
желании, уважаемые читатели, и в меру наших скромных сил - в этом
помочь. А для этого - пишите нам! Расскажите о своих проблемах и
поисках, о своем пути в жизни и преодолении стрессов и барьеров
на этом пути. В освоении навыков психологической "защиты" вам
помогут описанные в рассылке и книгах упражнения. Это - заочно.
Для тех же, кто захочет усовершенствовать навыки "защит" от
стрессов и эмоций на практике - добро пожаловать на занятия (они
проводятся в разных городах, не только в Москве).


ВАЖНО! Обратная связь


И еще об одной, совсем "свежей" инициативе психологической
помощи для наших читателей. Мы включаемся в общероссийский проект
под девизом: "Поможем друг другу". Его задача - помочь людям,
выходя за рамки обычных психологических консультаций. Помочь в
традициях т.н. интегрального психоанализа - не только в
устранении внутренних комплексов, но и в разрешении проблем в
повседневной жизни. Напишите нам о тех проблемах, с которыми вы
сталкиваетесь в жизни, о стрессовых ситуациях, независимо от
того, чем они вызваны - болезнями или материальными трудностями,
обидами или людской несправедливостью. Ваши "жалобы", кроме наших
личных ответов, получат (в случае вашего желания) еще один
источник помощи. Мы сможем разместить их (с условием сохранения
вашей анонимности) на известном сайте, чтобы вы смогли, с одной
стороны, привлечь внимание к своим проблемам, с другой - получить
советы людей, чей жизненный опыт окажется сходным с вашим (эти
письма мы будем вам пересылать). Тем самым - на практике
приобщиться и к "коллективному сознанию", и к "коллективному
бессознательному" для более успешного решения стоящих перед вами
проблем. А если проблем нет (как и должно быть в идеале) - вы
можете просто поделиться с другими своими мыслями о жизни и своим
творчеством. Со временем мы планируем создать на этой основе
группы психологической поддержки, где люди смогут получать
конкретную помощь через живое общение и участие.
Закрыть