pakt
11:24 07-05-2021
23 тайны, Чанг, ну такой себе конспект
1. Понятия "свободный рынок" не существует.

показать
Байка
Рынкам необходимо быть свободными. Когда правительство вмешивается, диктуя, что делать, а чего не делать участникам рынка, поток ресурсов не может двигаться с наибольшей эффективностью. Если люди не имеют возможности делать то, что считают наиболее прибыльным, они лишаются стимула для инвестиций и инноваций. Людям необходимо предоставить «свободу выбора» — так называется знаменитая книга апологета свободного рынка Милтона Фридмана.

Реальность (или "версия", или "мнение", как угодно, на самом деле)
Свободный рынок - иллюзия, т.к. он базируется на большом количестве ограничений. Эти ограничения - как рояльные струны для мастера кун-фу из китайского боевика. Существует куча ограничений для рынка: экологический, детский, миграционный, кто имеет право выходить на рынок, чем торговать и т.д. и т.п. Голоса на выборах, государственные должности, судебные решения - всё это, как и многое другое, выведено за пределы рынка политическим решением. История капитализма - это борьба за переопределение границ рынка. Иногда это война (гражданская в сша за право торговли рабами или опиумная в китае). Т.к. границы рынка размыты, значит нельзя точно определить границы знания, поэтому экономика - не наука, а политический процесс. Экономисты, соответственно - не учёные, а трансляторы идеологических и политических мнений.


2. Компаниями нельзя управлять в интересах их владельцев.

показать
Байка
Компании принадлежат акционерам. Поэтому компании должны работать в их интересах.

Реальность
Акционеров заботит максимальная текущая доходность, а не долгосрочные перспективы.

Адам Смит не одобрял ограниченной ответственности. Маркс, наоборот, видел, что в этой форме организации будущее материального прогресса. Но в своих, марксистских, интересах: он полагал, что акционерная компания — «точка перехода» к социализму, поскольку она разделяет владение и управление и дает возможность уничтожить капиталистов (которые больше не управляют фирмой), не ставя под удар достигнутый капитализмом материальный прогресс.

Сейчас доминирует управленческий капитализм: корпорации управляются бюрократами. Проблему ущемления интересов акционеров в пользу роста дохода профессиональных управленцев попытались решить слиянием интересов через "акционерную стоимость" (с 1981г. и далее). Платить за это удовольствие стала рабочая сила, доходы которой приморозились с той же поры. Темпы прироста дохода на душу населения продолжают замедляться.

Акционеры требуют максимизации прибыли на короткой дистанции любыми способами. Профессиональные управленцы исполняют это через сокращение реинвестирования и понижение стоимости рабочей силы. А когда компания начинает идти по пизде, акционерам с управленцами легче всего соскочить с паравозика, едущего в ад. На нём уезжают рабочие и поставщики (обладатели хард скилс - умения работать в этой компании с этим оборудованием и этими процессами).

Лёгкость соскока акционеров стараются подавить разными способами. Например, вводя в долю государство, напрямую или через банки (т.е. государство выступает в роли стабильного акционера). Еще способ - разное право голоса для разных классов акций. Ещё способ - ввести в управление представительства рабочих.

Короче говоря: управлять компаниями в интересах миноритариев не только несправедливо, но и неэффективно — как для национальной экономики, так и для самой компании.



3. Между индивидуальной производительностью труда и оплатой связь гораздо меньше, чем между оплатой труда и страной проживания.

показать
Байка
В рыночной экономике люди получают денежное вознаграждение в соответствии с производительностью своего труда. Лишь свободный рынок труда может определять вознаграждение эффективно и справедливо.

Реальность
Разница в заработной плате зависит не от индивидуальной производительности, а из-за контроля над иммиграцией. Если бы миграция была свободной, большинство рабочих в богатых странах можно было бы заменить рабочими из бедных стран, причем именно так и произошло бы. Зарплаты определяются политическими причинами.

Разговоры о "плохо работающих тупых бедняках" - хуйня. Бедные страны бедны не из-за своих бедных, а из-за своих богатых, которые не столь эффективны, как богатые в богатых странах. Это не значит, что богатые в богатых странах могут похвалить себя за свои выдающиеся достижения. Их высокая производительность труда стала возможна только благодаря исторически унаследованным общественным институтам, на которые они опираются.

Уоррен Баффет в телевизионном интервью 1995 года сказал: «Я считаю, что весьма существенный процент того, что я заработал, — это заслуга общества. Забросьте меня куда-нибудь в глубь Бангладеш или Перу, и увидите, многого ли сумеет добиться талант на неправильной почве. И спустя тридцать лет я по-прежнему буду пытаться свести концы с концами. Я работаю в рыночной системе, которая, уж так получилось, очень хорошо вознаграждает то, что я делаю, — непропорционально хорошо»

Индивидуальная производительность в херовых условиях херово производит, спасибо кэп.


4. Стиральная машина изменила мир больше, чем интернет.

показать
Байка
Революция в коммуникационных технологиях, представленная изобретением интернета, коренным образом изменила способ работы нашего мира. Она привела к «смерти расстояния». В созданном таким образом «мире без границ» старые соглашения о национальных экономических интересах и роли национальных правительств не действуют. Картину века, в котором мы живем, определяет научно-техническая революция. Если страны (или компании, да и отдельные люди) не будут меняться с той же скоростью, их сметет. Нам — отдельным людям, фирмам или странам — придется стать еще более гибкими, что требует большей либерализации рынков.

Реальность
Бытовая техника уничтожила прислугу, которой относительно недавно было прям очень много, до 10% трудового населения. Чем сильнее экономическое развитие страны, тем дороже становятся люди (вернее, их труд), а не «вещи». Стиральные машины, пылесосы, водопровод, центральное отопление, электричество - всё это изменило образ жизни и высвободило огромное количество людей (особенно женщин), выведя их на рынок труда.

Интернет в корне поменял досуг, но на производственные процессы и эффективность труда он повлиял не так сильно, как нам хотелось бы думать. Реальным прорывом в передаче информации был телеграф, который сократил скорость передачи в тысячи раз. Преувеличение эффективности интернета происходит от эффекта новизны. Что приводит к искажённым оценкам и неверным решениям.

"Понимание технических тенденций очень важно для того, чтобы верно спланировать экономическую политику, как на национальном, так и на международном уровне (и в личном плане — чтобы сделать правильный выбор карьеры). Но наше чрезмерное восхищение новым и недооценка уже привычного способны завести и уже завели нас во многие дебри. Я специально сформулировал это утверждение достаточно провокационно, противопоставив скромную стиральную машину и интернет, но мои примеры призваны показать, что технический фактор формирует экономическое и социальное развитие при капитализме намного более сложным образом, чем принято считать".


5. Предположите в людях худшее и вы получите худшее.

показать
Байка
Известно изречение Адама Смита: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов». Рынок прекрасно умеет обуздывать энергию эгоистичных индивидуумов, заботящихся только о себе (самое большее — о своих семьях), и обратить ее на создание общественной гармонии. Коммунизм потерпел поражение потому, что отрицал этот человеческий инстинкт и управлял экономикой, исходя из предположения, что каждый — бескорыстен или хотя бы исполнен альтруизма. Если мы хотим выстроить прочную экономическую модель, то должны предполагать о людях худшее — что думают они исключительно о себе

Реальность
Стремление к личной выгоде — у большинства людей самая сильная черта. Но это не единственная сила, движущая нами. Очень часто она даже не является нашим основным мотивом. Если бы мир был заполнен корыстолюбцами из учебников по экономике, он бы забуксовал, поскольку мы бы только и делали, что обманывали, пытались поймать обманщиков и наказывали пойманных. Мир более или менее функционирует лишь потому, что люди не совсем такие эгоисты, как считает рыночная экономика. Надо разработать такую экономическую систему, которая, признавая, что люди часто бывают эгоистичны, в полной мере использует другие человеческие мотивы и добивается от людей максимальной отдачи. Получается, если мы предполагаем о людях худшее, то худшее от них мы и получим.

"Не осознавая сложный характер мотивации работника, капиталисты ранней эпохи массового производства считали, что конвейер, полностью лишив рабочих контроля над скоростью и интенсивностью работы, а значит, и возможности саботажа, максимально увеличит производительность труда. Но вскоре эти капиталисты обнаружили, что, будучи лишенными самостоятельности и чувства собственного достоинства, рабочие в ответ становились пассивны, бездумны и даже конфликтны. Поэтому, начиная с возникшей в 1930-х годах «школы человеческих отношений», которая утверждала необходимость налаживания хороших контактов с рабочими и между рабочими, появилось множество управленческих подходов, подчеркивающих многогранность мотивации человека и предлагающих способы добиться от рабочих как можно большего.

Вершиной такого подхода является так называемая японская производственная система (иногда называемая «производственная система “Тойоты”»), которая использует добрую волю и творческий потенциал сотрудников, возлагая на них ответственность и доверяя им как людям, отвечающим за свои действия. В японской системе рабочим отдается довольно существенный контроль над производственной линией. Кроме того, поощряется предложения работников по улучшению производственного процесса. Этот подход позволил японским фирмам достичь такой эффективности и качества производства, что сейчас им начинают подражать многие неяпонские компании. Не предполагая о своих рабочих худшее, японские компании получили от них лучшее, на что те способны".

Нравственность не иллюзия. Альтруизм существует. Механизмы нематериального вознаграждения тоже. И это следует учитывать в экономических моделях, а не всё время исходить из идеи о том, что люди сплошь эгоисты, и что быть эффективными (напр. добрыми и услужливыми) их заставляет исключительно конкуренция.


6. Высокая макроэкономическая стабильность не сделала мировую экономику более стабильной.

показать
Байка
До 1970-х годов для экономики врагом номер один была инфляция. Катастрофическую по силе гиперинфляцию пережили многие страны. Даже не доходя до масштабов гиперинфляции, экономическая нестабильность, наступающая в результате высокой и переменной инфляции, не способствовала инвестициям, а значит, и развитию. К счастью, дракон инфляции был повержен в 1990-х годах, благодаря жесткому подходу к дефициту государственного бюджета и появлению все большего числа политически независимых центробанков, которые целенаправленно занимались контролем над инфляцией. Поскольку для долгосрочных капиталовложений и, следовательно, развития в целом необходима экономическая стабильность, приручение зверя по имени инфляция заложило основу для бурного и долгого процветания.

Реальность
Возможно, инфляцию и приручили, но мировая экономика стала существенно менее устойчивой. Наши восторженные заявления последних трех десятилетий об успешном обуздании колебания цен умалчивали о крайней нестабильности, демонстрируемой в то время экономиками всего мира. Многочисленные финансовые кризисы, включая глобальный финансовый кризис 2008 года, многим разрушили жизнь долгами, банкротством и безработицей. Чрезмерное внимание к инфляции отвлекло нас от проблем занятости и экономического роста. Во имя «гибкости рынка труда» занятость приобрела неустойчивый характер, что, в свою очередь, дестабилизировало жизнь многих людей. Вопреки утверждению, что стабильность цен — предпосылка экономического роста, с 1990-х годов, когда инфляция считалась окончательно побежденной, меры, направленные на снижение инфляции, вызвали лишь вялый экономический подъем


6/23
Закрыть