Прежде чем рассуждать об архетипах, вспомним, как работает материальная часть психики: нервная система, включая мозг. Большая ее часть воспроизводится генетически из поколения в поколение, в частности отделы, отвечающие за анализ ощущений, за обмен веществ, за двигательные реакции. Даже способ приобретения и усвоения нового индивидуального опыта воспроизводится генетически. Как это все складывалось, покрыто мраком, но ясно, что тиражироваться стали такие части нервной системы, которые оказывались наиболее регулярно востребованными в связи с постоянством внешних условий. Зрение, например, существует благодаря тому, что часть света Солнца свободно распространяется в атмосфере дневной части планеты в течение миллиардов лет. Если бы свет появлялся лишь иногда в случайные моменты времени – не появилось бы устойчивых средств его использования живыми организмами. А так сначала у древних червей оказались светочувствительные клетки, и они оказались настолько полезным инструментом, что дальше в процессе эволюции они образовали глаза у моллюсков, членистоногих и позвоночных.
Итак, зрение есть, потому что регулярно есть что видеть, слух есть, потому что регулярно есть что слышать, двигательная система есть, потому что регулярно есть где и зачем двигаться и т.п. Ощущения при этом специфически связаны с двигательной активностью: эти связи для каждого вида - свои - и тоже тиражируются, проявляясь у каждого поколения в виде инстинктов, характерных для этого вида. Инстинкт – это что-то вроде навыка, только этот навык получен не в результате индивидуального обучения с образованием новых связей между нейронами в мозгу обучившегося, а в результате закрепления типичных, полезных для вида связей на генетическом уровне. Ощущать и автоматически реагировать на ощущения мы индивидуально не учимся, эта способность дана нам от рождения – этому когда-то научились первые живые существа.
Теперь перейдем к архетипам.
Этот термин ввел Карл Густав Юнг для обозначения таких содержаний психики, которые не могли быть получены в ходе индивидуального существования. Доказательство наличия таких содержаний в психике Юнг развивает в работе "Понятие коллективного бессознательного". Он разделяет бессознательное на личностное бессознательное, состоящее из чего-то прежде осознаваемого, а затем вытесненного или забытого, и коллективное бессознательное, содержание которого в сознании никогда не было. Личностное бессознательное состоит, в основном, из комплексов, а коллективное представлено наследуемыми содержаниями психики – архетипами. Последнее безлично и одинаково у всех индивидов.
Юнг подчеркивает общность инстинктов и архетипов. Можно сказать, что архетипы – это идеальная сторона инстинктов, и закрепляются они также генетической памятью. Что, помимо всего прочего, ещё и поддерживает тождественность вида самому себе.
Можно еще добавить, что архетип – психическую программу бессознательного – часто путают с архетипическим образом. С образом, который сопровождает запуск и работу архетипической программы психики. Отсюда возникают такие словосочетания, как "архетип (название образа)", например, "архетип Отца". Мы будем придерживаться смысла, который вкладывал в это слово автор: унаследованная психическая программа коллективного бессознательного.
Как видим, Юнг ограничил историю возникновения архетипов коллективной практикой человеческого вида. Однако сама эта практика изначально направлялась тем самым подобием шаблонов событий в мире с шаблонами восприятия в живых организмах. То есть важные для жизни шаблоны взаимодействия/явлений существовали ДО начала человеческого рода и, таким образом, не сводятся к значимым архетипическим образам типа ОТЕЦ, МАТЬ и проч.
Зададим себе вопрос: как формируется архетип, что нужно для его формирования?
Чтобы возникла привычка – условный рефлекс, необходимо многократное повторение реакции на один и тот же раздражитель. Скажем, кормят рыбок и одновременно звонят в колокольчик. Через некоторое время при повторении этой процедуры рыбки начинают приплывать на звоночек, даже если им корма при этом не дают.
Чтобы привычка закрепилась не только в нервной системе, но и в генах, вызывающий ее раздражитель должен повторяться практически вечно в одном и том же формате. Как это ни удивительно, но такие устойчивые форматы в природе существуют. Природа любит пользоваться шаблонами, и многие внешне разнородные явления происходят сходным образом. Буквально, архе-тип - это пра-форма, некоторая внешняя изначальная общность разнородных вещей. Скажем, геометрическая форма объединяет предметы в некоторую общность, которая не зависит от материала предмета, размеров, массы и проч. Дифференциальное уравнение - другой вид общности, который описывает динамику процесса, безотносительно того, каков этот процесс. Ток ли это электрический в проводнике, поток ли жидкости в трубе - уравнению безразлично.
Примерно так же, как и с условными рефлексами, дело обстоит и с безусловными рефлексами - инстинктами, и с архетипами - тоже. Последние, будучи некими универсальными шаблонами, в силу их повторяемости в разном, могут быть запомнены и использованы для генерирования типичных реакций - которые называют инстинктами. Электрический ток в проводе подобен потоку газа в трубопроводе, экономика подобна термодинамике, и т.п. Благодаря подобию разных явлений они имеют шанс отображаться сходным образом в сознании, и сходным признакам явлений можно присвоить одинаковые коды для составления описаний явлений. Так сходства и повторяемость позволяют существовать словам. Зачем было бы нужно обозначение чего-то словом, если бы это что-то никогда и нигде не встретилось бы? Вот, к примеру, слово "твердый" сопоставляется многим довольно разнородным явлениям: "твердый предмет", "твердые убеждения", "твердый знак", "твердое состояние вещества".
Еще более универсальным языком является математика. В ней есть числа и уравнения, которым можно сопоставить огромное множество явлений. У любой пары предметов есть признак, выражаемый числом 2. У всех устойчивых колебаний любого рода – струны, пружинки, волны, тока в колебательном контуре - одно и то же уравнение изменения состояния.
Подобно тому, как если есть видимое, то есть и зрение, если есть общность явлений, то есть и готовность чувствовать эту общность. То есть наиболее важные шаблоны явлений закрепляются уже в генетической памяти, чтобы не тратить сознательные возможности психики на освоение ранее пройденного предыдущими поколениями. Назовем программы реагирования на такие постоянно встречающиеся шаблоны явлений – базовыми архетипами.
Можно сформулировать и симметричное утверждение: познаваемые нами свойства мира таковы потому, что наши органы чувств и ум заточены на выявление именно таких свойств. Законы мира, которые не сильно коснулись нас (если таковые есть), нами не могут быть обнаружены — у нас к ним как бы не будет интереса, как у лягушек к неподвижной пище. На что настроены органы чувств и ум, должно быть записано на физическом уровне, в нейронной сети. Подобно тому, как, например, записана там способность распознавать отрезки прямых, ориентированные по-разному в пространстве.
О важнейших шаблонах явлений, записанных в индивидуальную психику в виде коллективного бессознательного, можно косвенно судить по различным философским учениям. Сам факт их принятия большими множествами людей говорит о том, что их метафизические основания не являются индивидуальной выдумкой основоположников, у которых просто не хватило бы ресурсов для вовлечения в свою веру этих множеств. К примеру, если я начну всех убеждать, что мир, по сути, — это деревянное строение синего цвета — меня не сочтут основоположником философской школы, а, скорее, куда-нибудь пристроят для исцеления.
Несколько примеров связи философских школ и характерных общих особенностей явлений. В явлениях мира можно увидеть воспроизводимость, стабильность связей между явлениями — причинно-следственных связей. На эту воспроизводимость мы настраиваемся, чтобы прогнозировать результаты своих действий, достигать целей. Коллективное преувеличение роли этой воспроизводимости привело к философии детерминизма.
Воспроизводимость особенно хорошо наблюдается в больших ансамблях участвующих тел, это привело к преувеличению роли объективности (когда роль субъекта мала). И наоборот, факт исчезновения объективности при переходе к индивидуальности, привело многих к акценту на принципиальную самостоятельность субъектов и философским течениям типа волюнтаризма (противоположного детерминизму), а также сенсуализма и солипсизма — как крайнего случая сведения мира к индивидуальным глюкам.Попробуем выявить такие важные повторяющиеся шаблоны явлений, которые впоследствии могли бы стать основаниями классификации явлений для классифицирующего индивидуума, а в промежутке — попасть в коллективное бессознательное в виде архетипов.
Из автоэпиграфа к странице ...
[Print]
Yurate