День, когда теоретически предполагалась днёвка на Тёплом ключе.
Мы в предвкушении этого с собой рисованье взяли - листы там, планшетка, карандаш... Хе-хе-хе, ну да, ну да... ещё с середины пути стало ясно, что днёвка, по крайней мере, полноценная, нам не светит. Потому как шли с сильным отставанием.
Зато вечер и ночь на Ключе были наши!
Но ладно. А утро пятого дня похода мы встретили на Абакане, где он с Конаем сливается. Там открытая вода, и река уже широкая... и глубокая. Говорили, что "где-то по грудь, так что не утонете, если провалитесь". А в одном месте мы заметили на поверхности воды светлую полосу и султанчик пара. Наверное, родник какой тёплый на дне открывался?..
Но утро запомнилось не этим.
Когда подошли к стрелке, нас нагнали шестеро человек - парни, девушки, одна с привязанной на спину гитарой. Юнионовцы. Они шли нашим маршрутом, только выход был на два дня позже. И догнали вот сейчас... Хотя, что им - по готовой-то лыжне? По готовому быстро ходишь... как-то нам стрёмно немного оттого стало: идёшь, тропишь, а самые умные просто днём позже выходят.
Бя. Но мы их там, на стрелке, вперёд себя пропустили. Ибо нефиг, и нам польза должна быть.))) Так что до Аржана добрались засветло.
Там такая тайга!... Там лиственные, между прочим, немало встречаются
особенно на спусках, в отличие от Араданских гор. Берёза, ольха, рябина (ягоды - рябиновое мороженое!!), черёмуха (таёжный изюм!), кустарники малорослые (нежно нами любимые за цеплястость). Пихта, ель и, конечно, кедр! Стволы толстенные. Разительный контраст с прогородным лесом: много сухих деревьев разного размера, и растут как хотят. Пойдёшь так, для костра пару-тройку тонких сушинок голыми руками выломаешь, тут же пару толстых увидишь... Есть с обломанными верхушками - эти дождями промочены внутри, выгнили, нежарко горят... есть целые - их на дрова в печки валили. А ещё там были пни! Нет, не те, на которых посидень можно.))) Осколки стволов метра в полтора-три, с обломанными краями, какой-то закрученной древесиной и нередко пустой серединой... Увидишь такой, с расставленными в стороны остатками узластых ветвей, с громадным снежным кокошником наверху, - и вспоминаешь Лешего, в чьём пне домовёнок Кузя прятался.)))) А ещё нам запомнился большущий кедровый ствол... он совсем выгнил изнутри, его стенки расслоились на длинные продольные щепы, причудливо закрученные по спирали вокруг бывшей сердцевины. И разного, разного цвета! Охряной, красный, все оттенки коричневого, серые, почти белые полоски, чёрные потёки, жёлтые остатки смолы... чудо разноцветное. Вот так умирают деревья.
Путь шёл вдоль долины по лесу. То есть - вверх-вниз, вверх-вниз через стволы деревьев, остатки крон, всякий прочий валежник... мы думаем - летом там очень сложно пробираться...
Потом поднялись в гору, и начались домики. Не посёлок - группы по 2-3 дома, что-то вроде отдельных зимовок, только подобротнее и просторнее сделанных. Некоторые летние, некоторые с печками-каменками. Штук шесть, наверное. Мы заняли свободный домик с шестью нарами в комнате - получилось по два человека на каждый лежак, в два этажа. Везде надписи в стиле "Кемерово - 2007!!" и чьё-то аккуратно висящее на гвозде полотенце. На крыльце дома табличка: строение №2 и список артели, которая строила. Так... всё по-хозяйски: попользовался сам - передай другому. Хорошо. Место ведь дикое, случайные люди дотуда не доходят; только туристы, охотники да ещё шахтёры на вертолёте летом появляются. Все свои, так сказать.)))
За дровами, правда, пришлось ехать с полкилометра под горку и тащить их оттуда наверх в рюкзаках. Видимо, народу так предыдущая ночёвка запомнилась, что дров натаскали в два раза больше необходимого. Так утром кучей под навесом и оставили...
Натопили дом - от души!! Раздевались до нижних слоёв одежды, а наверху спать ночью было очень трудно из-за жары. Осорбенно нам, которая жару и духоту терпеть не может.))))
Там, у самого этого ключа, дед-отшельник живёт, Слава. Восемь лет как поселился. Шахтёры ему "с большой земли" необходимое подвозят, да и сам он иногда в ближайший город ходит. А так - в тайге и живёт. Горячая вода под боком - и подсоба в отоплении, и сервис)))). Интересный дед, умный. Весь вечер с ним проговорили. Он, оказывается, Агафью Лыкову знает - младшую дочь из семейства Лыковых, староверов, которых глава семьи увёл в тайгу около ста лет назад и где они жили, пока их геологи не обнаружили.
Тёплый Ключ... такой неширокий ручеёк с рыжими камнями на дне, вытекает из-под специально построенной избушки и скачет через коряги вниз к озеру. Избушка вся в куржаке, как невеста в кружевах! А изнутри особенно: "потолок ледяной, дверь скрипучая..." и далее по тексту.))) В середине пола квадратный люк с крышкой, а внизу - собственно ключ. Что-то вроде бассейна, откуда вода в ручей и вытекает. Чтобы окунаться можно было, сделано: воде Аржан-суу целебные свойства приписывают и ещё энергетические какие-то.
Наши все, по крайней мере, поплескались и вымылись в дармовой ванне.
Только, правда, прикольно было вылезать из тёплой "ванны" в ледяную избушку.)))
Мы не купались. Хотелось запомнить Ключ не погребом с водой, а как он по-настоящему... Сидели на перекинутой через ручей доске. Слушали говор воды. Касались струек ладонью. Ласковая журчащая вода. Пробовали на вкус. Смотрели. В синих сумерках еле различалось - чёрная полоска воды и белые пятна берегов... не было звёзд, пасмурно было. Такое... приватное ощущение: только мы и ручей. Вот ты какой, Тёплый Ключ. Здравствуй.
Дед Слава рассказал, что раньше вода была горячее - примерно 40 градусов. А потом пришли геологи и предложили: давайте, мол, пробурим скважину, и воды в пять раз в ручье прибавится! Вырыли. Наткнулись по пути на какую-то холодную подземную воду...
Не знаем, как с прибавлением, а температура в ручье после этого резко упала - до 26, кажется.
Закопали всё обратно, вода стала потеплее (36,5 градусов). А после землетрясения осенью, несколько лет назад (оно и у нас чувствовалось!) вода ещё на полградуса потеплела, и теперь 37. Вот такая история.)))
Замордовали таки до смерти ...
[Print]
Акша Таквааш