В усилии всегда присутствует принуждение, усилие всегда таит в себе предвзятость. Ты делаешь нечто, ибо не видишь иного способа достичь желаемого результат. Если бы он существовал, ты бы отбросил всяческие усилия и получил желаемое. В усилии ты никогда не присутствуешь полностью — это просто невозможно, — ведь любое усилие устремлено в будущее, направлено на конечный результат.
Ты делаешь нечто, преследуя определенную цель, гонясь за неким эффектом, выгодой, подстегиваемый жадностью и рассчитывая на весомый выигрыш.
Вот поэтому мастера дзэн и говорят о наименьшем усилии. Они не отрицают, что тебе нужно хорошо потрудится, но не стоит связывать эту работу с будущим. Она должна тебе доставлять радость. Не ради какой-то цели — даже если ты не получишь ничего в результате, она прекрасна сама по себе. Но подобное оказывается невероятно сложной задачей для человеческого ума.
Труднее всего делать что-то ради самого процесса: петь песню просто ради самой песни, медитировать ради самой медитации, любить во имя самой любви.
Это — тяжелейшая задача для человеческого ума, ведь он ориентирован на будущее. Он говорит: «Просто так? Тогда зачем? Что из этого всего выйдет?» Вот и вся сущность ума — сплошь жадность.
Для прогноза времени рендера
[Print]
Гость