07-11-2010 15:49 Сунгай. По бобровым местам. Ч. 2
В общем, с проездом нам повезло: стартовали прямо с родного вокзала, без заезда в Новосиб. Ехали до Барнаула в купейном вагоне все вместе: 6 чел. на 2-х полках (сидячие места). Ели "неучтёнку", травили байки с прошлых походов. Ночь провели на вокзале (какой гад придумал эти холодные металлические кресла с уродскими поручнями?! ..). Утром всех с зала ожидания, как обычно, погнали, а потом подходил дяденька охранник и подозрительно косился на "табор" разлёгшихся поверх рюкзаков туристов. Мы там прямо у касс обосновались. Потом — электричка до города Тягуна. Кто дрых на скамейках, кто в окно любовался на дивные виды. Коричнево-жёлтые осенние поля, колки и перелески берёз, осин и прочих лиственных, с комками вороньих гнёзд в голых ветвях. Ещё проезжали какой-то завод, и вдалеке над трубой метался на ветру огненный факел. Прямо с утра моросил дождь. Ближе к месту высадки поля забелели, и морось плавно перешла в снежок. Так погода весь день и сменялась: днём то ли дождь со снегом, вечером то ли снег с дождём. Хмарь непроглядная, естественно. Но мы были в восторге: начинался путь! В тайгу! Ура!! А дождь — это опыт!
Вышли из города по просёлку, шли-шли... на карте это типа грунтовая дорога, идущая чуть ли не до середины Сунгая. А на деле хорошая дорога вела прямо на кладбище (лично убедились), а нужный нам поворот сразу и не приметили. Карта-то старая, и дорога подзапустилась за годы.
Показался Сунгай — мелкий неширокий ручеёк, перешагнуть и не заметить. Успешно миновали первый левый его приток. А вместо второго притока вышли к... озеру! Небольшое такое, заболоченное. А на карте-то ничего похожего нет!
Это были бобры. То есть, бобровая запруда. А ниже — плотина! Барьер из разнокалиберных веток от берега до берега, наверху лежащих поперёк течения, а на покатом "сливе" — вдоль. Вода шумела через щели по всей ширине этого "порога", а через верх практически не переливалась. Там мы, по верху, и перешли. Трое наших ходили в резиновых сапогах — им было пофиг, в принципе, где переправляться, — одна в трекинговых ботинках и двое (мы в т. ч.) в рыбачьих бахилах. Так на плотине ноги максимум по щиколотку замочили... К следующему разу сапоги добудем: бахилы — они зимой хороши.
Деревья, поваленные бобрами, тоже были, как карандаши заточенные. Несколько без коры: обгрызены добела, словно обработаны каким-то инструментом. Некоторые стояли недогрызенные.))) А вот самих умельцев увидеть не случилось... Даже хатку ни одну не заметили. Но зато следов их деятельности было хоть отбавляй!
Разобрались со стрелкой, с картой, с джипсой (GPS) и пошли дальше; на стрелке нужного притока поставили КП-шку: берёзу обмотали отражающей полосой, прикрепили ниже лист с обозначением и бутылку с запиской. Люди весной тут пойдут в марафон — соревноваться, кто быстрее и больше найдёт этих КП, расстановка части которых и была, собственно, целью нашего похода.
К месту следующего КП, что на стрелке очередного притока, решили пройти напрямик, не спускаясь к реке. Ух, там, ёлки, была чаща! Чаща ёлок.))) Старые лесопосадки, вероятно — проглядывалась линейность в расположении стволов. Проломились к ручью, огляделись, пошли наверх — точно! Бобры. Запруда. Блин... Но выше нашли-таки место слияния сходных по ширине ручейков.
- Вот ярко выраженная стрелка.
- А рядом — ярко выраженная берёза!
КП только на берёзах прикручивают.
...В общем, в тот день мы поняли, что на Сунгае бобры соорудили целую шлюзовую систему! Из-за которой пока ещё неглубокая, в общем-то, речка нехило разливалась.
- Эта река всего за день пути такая широкая стала!
- А это не река, это водохранилище бобровое.
Поиск переправы становился каждый раз целой задачей. В одно из разбреданий вдоль берегов петлявшей реки встретили собаку. Мокрая, белого окраса, какой-то (охотничьей, поди) породы. Подошла, "познакомилась", обнюхавши руку, и деловито пошла дальше по своим собачьим делам.
Позже таки нашли участок "истинной" ширины реки и перепрыгнули на другой берег — на дорогу. Ту самую, что шла на карте. И по ней можно было идти. Она заросла травищей, кое-где завалилась стволами (бобры!!); лужи, разумеется, тоже присутствовали согласно времени года, но две колеи чётко просматривались в безлесной просеке даже при свете фонариков.
Против третьей КП стали на ночёвку. Парни, пока готовился ужин, сбегали в радиалку к стрелке притока и впотьмах всё-таки прикрутили к берёзе заветный листок.
За день снег почти растаял, но почва везде была влажной. Ну и моросило, естественно. Температура, судя по снегу и воде, держалась около нуля плюс-минус пару градусов. Костёр разжигался долго и неохотно, горел только с поддувалом, пока не прогорела часть сучьев до углей. Найденное топливо предварительно приходилось сушить... Но каша всё равно удалась (с мясом-то, ещё бы!), и чай тоже (потом наши кофеманы себе напиток отдельно заваривали).
Сушились долго: все слои носков, берцы (провалились всё-таки по колено в один из притоков, а бахилы всё равно не герметичные), камуфляжную свою анорачку (шитую ещё на Араданский поход) и футболку под ней. Ибо весь день что-нибудь сверху да сыпалось. В принципе, выбором одежды в этот поход остались довольны: взяли в самый раз и то, что надо: дождевик, две лёгких футболки, толстовку, камуфляжный костюм, смену носков. Толстовка понадобилась только на стоянке, а на ходу и футболки под анораком было достаточно. Кожаные осенние перчатки подошли в самый раз. Ноги в берцах и мокрые не мёрзли. А плотные капроновые чулки, надетые совсем с другой целью, оказались отличным средством от мозолей: за три дня ни одной не было! Правда, и носки с ног скатывались в ботинок слишком часто... надо будет подумать над этим.
Словом, сушиться пришлось нудно и долго, а сверху ещё погода пакостила.)) Так что в спальник втискивались последней. Спали в 4-местной палатке вшестером. Нормально. Тепло. В середине лежащим — ещё и сухо.)) Только парни говорили, что шестой по объёму уже получается лишний... На следующую ночь договорились лечь "валетом" — спальник девочек против спальника мальчиков, мол, плечи меньше мешаться будут. А перед постановкой палатки — проверять! Место! На предмет "пупырей"!!! То есть, бугров, которые впиваются в бока ночью и спать не дают нормально.)))
Легли рано, встали рано, поели, собрались — и в путь. Ещё семь КП, чего канителиться.
Замордовали таки до смерти ...
[Print]
Акша Таквааш