Бельгийские хирурги разработали новый метод пересадки трахеи, который позволяет отказаться от пожизненного использования препаратов, предотвращающих отторжение трансплантата, сообщает АР.
Отчет об операции, проведенной группой специалистов больницы университета в городе Левен (University Hospital Leuven) под руководством Пьера Делере (Pierre Delaere), опубликован в "The New England Journal of Medicine" за 14 января.
Операция с использованием новой методики была выполнена 54-летней Линде Де-Крук (Linda De Croock). Трахея пациентки была повреждена более двух с половиной лет назад во время дорожно-транспортного происшествия. В результате травмы возникло сужение трахеи, и туда были установлены металлические стенты - каркас, обеспечивающий проходимость воздуха, который вызывал у пострадавшей боль и значительный дискомфорт.
Особенность трансплантации по методу, разработанному Делере, заключалась в том, что сначала донорская трахея была пересажена пациентке в руку. Обернув орган полоской соединительной ткани (фасцией) предплечья, хирургам удалось добиться образования новых сосудов в органе. В течение четырех месяцев слизистая оболочка трахеи была постепенно заменена слизистой, взятой со щеки Де-Крук. Спустя 10 месяцев после начала лечения врачи выполнили трансплантацию трахеи.
Операция была завершена успешно. После пересадки женщина смогла отказаться от использования препаратов, подавляющих иммунитет, так как донорская трахея была покрыта собственным эпителием пациентки и не вызывала реакцию отторжения.
После Де-Крук команда Делере выполнила аналогичную операцию 18-летнему молодому человеку. Кроме того, еще два пациента в настоящее время проходят подготовку к трансплантации трахеи по новому методу.
Стоит отметить, что в прошлом году прозвучало еще одно сообщение, касающееся создания нвоых способов пересадки этого органа. В середине ноября стало известно об успешном опыте пересадки части трахеи и бронха с использованием клеточных технологий.
Тридцатилетняя испанка Клаудиа Кастильо (Claudia Castillo) страдала туберкулезом. Болезнь вызвала сильное поражение трахеи и левого бронха. Из-за этого пациентка не могла полноценно использовать свое левое легкое, и при обычном лечении потребовалось бы его удаление. Такая операция существенно ограничивает трудоспособность - проблемой становится даже быстрая ходьба.
Ситуацию могла частично облегчить пересадка донорской трахеи. Однако люди, которым пересадили донорские органы, до конца своих дней вынуждены принимать лекарства, подавляющие иммунитет, и опасаться отторжения пересаженного органа.
Для Клаудии все закончилось благополучно: врачи смогли вырастить для нее новую трахею. Вначале все же пришлось использовать донорский материал (трахею умершего человека). Однако донорские клетки были разрушены, а сама трахея промыта и очищена настолько, что от нее осталась лишь коллагеновая основа. На коллагеновую основу донорской ткани были высажены стволовые клетки костного мозга самой больной. Спустя некоторое время они заселили отведенное им пространство, сформировав живой орган. Эта трахея была пересажена Клаудии и на удивление быстро прижилась. Вскоре врачи уже не могли провести границу между естественными тканями и пересаженным фрагментом.
По оценкам экспертов, до массового выращивания органов из стволовых клеток самих больных пройдет еще лет двадцать. Вероятно, со временем можно будет синтезировать основу для размножения клеток искусственным путем (например, с помощью печати на трехмерном принтере), обходясь без донорского материала.
...
Прежде всего стоит отметить, что технологически операции пересадки донорской трахеи, в ходе которой она сначала вживляется в ткани пациента, а затем, после образования сети питающих кровеносных сосудов, пересаживаются на нужное место, отработаны достаточно давно – в том числе и в России.
Такой подход связан с тем, что трахею нельзя рассматривать только как некую трубку, по которой в бронхи и легкие поступает воздух: попытки решить проблему только механическими средствами, которые предпринимались несколько десятилетий подряд, как правило, не приводили к положительному результату. Срок выживания людей после таких операций исчислялся в лучшем случае несколькими днями (впрочем, во всех случаях речь шла о больных, которые без операции погибли бы практически сразу). Проблема была связана с тем, что создать искусственную конструкцию, которая полностью взяла бы на себя функцию природной трахеи и при этом срасталась бы с тканями пациента, никому еще не удавалось. В итоге пришли к единственному возможному варианту – использованию донорского органа. В этом случае необходимо «всего лишь» добиться, чтобы он, с одной стороны, был снабжен работоспособной кровеносной системой, а с другой – имел внутреннюю поверхность, выстланную «живой» слизистой оболочкой.
Добиться этого можно только в том случае, если «обрастание» донорской трахеи происходи непосредственно в организме реципиента – иначе она просто бы не прижилась, несмотря на любые усилия хирурга.
В России (в частности, в нашем Центре) подобные операции проводятся уже несколько лет. Отличие в том, что у нас донорскую трахею пересаживают в район шеи, а не в руку. Это, на самом деле, удобнее для последующей операции по замещению больного органа: если описать это в двух словах, то можно сказать, что донорская трахея просто смещается на нужное место после удаления пораженного участка. Накопленный опыт свидетельствует об успешности такого подхода: у нас есть пациенты, которые после операции живут вот уже более четырех лет…
Другое дело, что такие пациенты в любом случае до конца жизни вынуждены принимать препараты для подавления собственного иммунитета – так же, как и любые люди с пересаженными органами. С этой точки зрения сообщение о том, что прооперированные в Бельгии больные смогли полностью отказаться от иммуноподавляющей терапии, вызывает безусловный интерес. Впрочем, я, как специалист, непосредственно работающий в этой области, все же предпочел бы подождать более долговременных результатов.
отсюда
Замордовали таки до смерти ...
[Print]
Акша Таквааш