20-04-2003 16:10 TES » Петер Корнель
Петер Корнель «Пути к раю. Комментарии к потерянной рукописи.»

«КОРНЕЛЬ И НЕЛИНЕЙНОЕ ПИСЬМО.
Несколько лет назад я испытал настоящие восхищение, наткнувшись на один из нелинейных романов, - если можно так назвать книгу Корнеля «Пути к раю». Я бы сказал, что это «роман в сносках». Самого текста книги нет, существуют лишь сноски, комментарии к тексту. На основе этих примечаний мы можем только вообразить себе роман. Сама по себе идея замечательна и реализована с такой фантазией, что каждый читатель может создать свою собственную, отличную от других книгу. «Пути к раю» открывают перед читателями возможность переместить процесс чтения на новый уровень. На уровень, где ветвятся наши мысли и наши сны, совершенно нелинейные, в отличае от языка, на котором веками писали классики. Мне представляется, что благодаря этому перед Корнелем открыты двери в литературу XXI века.» Милорад Павич.


А я как-то совсем не прониклась, у меня не возникает никакого полёта фантазии, для меня это просто набор фактов в виде списка, хотя это может потому, что я осилила страниц 10 и было это года два назад.
Выглядит это так (там ещё всякие схемы и картинки):

1. Своего рода фантастические рассказы, “contes fantastiques autours des contes originaires” (фантастические сказки вокруг изначальной сказки). Jurgis Baltrusaitis. “La quete d`Isis. Essais sur la legende d`un mythe”, 1985 (Юргис Балтрушайтис. «Поиски Изиды. Эссе о легенде, связанной с одним мифом»).
2. Ibid
3. «Середина мира», «сердце мира». Эти понятия встречаются во всех культурах, даже если георафическое и топографическое положение центра варбируется: это может быть страна, пещера, гора, башня или город. Все эти вымышленные места ведут своё происхождение от фантазий о Святой земле, которую Рене Генон описывал следующим образом: «Эта, в отличии от других, «Святая земля» - земля изобилия по смыслу санскритского слова “Paradesha”, которое у халдеев приобрело форму “Pardes”, а в западных странах “Paradis”. То есть речь идёт о земном рае, который является отправной точкой любой религии». Вот откуда всё произошло, вот где было произнесено первое животворящее Слово. См. Rene Guenon. “Les gardiens de la terre sainte”, 1929, в “Symboles fondamenteaux de la science sacree, 1962 (Рене Генон. «Стражи Святой земли» в «Основополагающих символах священного знания»).
4. Быть может, это предмет, описанный Андре Бретоном в его “Souvenirs du Paradis terrestre”, 1953 («Воспоминания о земном рае»), шероховатый камень, 10х9 см, названный по надписи на камне.
5. Рай, «парадиз», от староперс. Pairidaeza в значении «огороженный сад, парк».
6. О парках как о местах, «где приходят в движение безумные мечты обывателей», см. Louis Aragon. “Le paysan de Paris”, 1926 (Луи Арагон. «Парижский крестьянин»).
и т.д.

Но попробовать почитать всё равно стоит всем, может быть, нелинейная литература – это именно для вас.
Закрыть