Legolas
28-05-2003 12:21 Для тех, кто..
Кричит, что Матрица 2 - бессюжетный ацтой.
By Exler

Сначала почему многим фильм не понравился. Элементарно, потому, что он непонятен. А непонятен потому, что братья Вачовски (далее БВ) намеренно сбивали восприятие у зрителя. 15 минут философских разговор, вроде бы к сути дела и к развитию сюжета никаким боком не стоящие, потом 15 минут драк и погонь с перестрелками. И так на протяжении всего фильма. Очевидно осознать, что происходит когда тебя все время передергивают – сложно. Практически невозможно.

Можно сказать, что БВ решили этим приемом постебаться над зрителем. Но мне кажется, что все немного глубже. Зритель от таких переставок попадает в состояние, в котором пребывает Нео. Он что-то чувствует, он видит какие-то сны и только ему кажется, что он начал понимать, что происходит вокруг, только хочется остановиться, огладеться – неожиданно начинается мордобойство, и подумать уже некогда. Потом вроде бы все успокаивается, но думаешь уже о другом и только ухватил кончик мысли как опять…

Сцена танцев – это что-то феерическое. Насколько захватывающе переданы топтания людей, которые завтра умрут. Все. Неужели вы ощутили этой атмосферы смерти? И перед этим – технический этаж и машины, которые дают этим людям жизнь и диалог сенатора и Нео. Почувствуйте разницу. Чем отличаются эти живые люди, топчущиеся под шаманскую музыку в реальной жизни от тех, кто сидит в капсулах Матрицы? Кто кого контролирует, кто живет более осознанной и реальной жизнью? Вы видели – это стадо, которое завтра принесут в жертву для того, чтобы колесо повернулост и снова взошло новое солнце. Так, кстати поступали ацтеки. Вот вам еще, эстеты и снобы, поймали?

Что же до речи Морфеуса, явный респект в сторону Дюны сделан конечно, впрочем во всем фильме кое-где проскальзывают этакие кусочки… Мне например сцена с Французом напомнила кусочек из «Гудзонского ястреба». Ну так вот Морфеуса в чистом виде подставили, пусть он скажет людям, что они завтра умрут. А дальше – как он это делает.

Философия… ууу… философии там много. Безусловно, она не оригинальна, для того, чтобы придумать что-то оригинальное надо быть например Нагаруджуной. Но и то, что есть БВ используют очень умело. В частности, из того же Нагараджуны "сансара тождественна нирване". Причем, она не висит в воздухе, дорогие мои, вся эта философия подвязана к реальности через действия того избранного вокруг которого вся эта философия вертится. Если хотите, я могу развернуть подробнее относительно миссии личности, вИдения мира, предопределенности выбора и т.д. и т.п. Но это отдельная большая тема. Так же как для чего нужен Мастер Ключей, Пифия, и другие персонажи.

Еще один прием, меня порадовавший, через фильм прошли эпизодические герои, но не в виде короткой перебивки (крупный план лица бойца, танцующая девушка и т.д.), но в виде отдельных жизней со своей историей. Хотите – додумывайте для чего они, кто они, откуда взялись, не хотите – не морочьте головы.

Сюжет – оказалось, что и город Зион, и избранные – все это было заранее просчитано и уже аж 5 раз проверено. Замкнутые системы не выживают, поэтому необходимо было систему (Матрицу то бишь) размокнуть, создав ей противовес в виде якобы свободных людей, которые будут с Матрицей бороться, с тем, чтобы в нужный момент… правильно закончить борьбу, впитав все лучшее и создав новую версию. А история человека начнется заново. Морфеус еще в Матрице 1 сказал, что по расчетам прошло где-то лет 150, от силы 200. На самом деле прошло 200х5 = по меньшей мере 1000 лет. Есть забавная теория о нашей цивилизации, что дескать нас развели как кроликов, как только задача будет выполнена (какая задача – откуда ж нам, кроликам знать) то привет… все стереть, остатки в унитаз.

Однако происходит сбой и возникает третья сила – м-р Смит, а сам избранный начинает становиться действительно избранным. Короче говоря система из псевдо-открытой правращается в действительно открытую. А вот что будет дальше… Тут может быть все, что угодно. Впрочем, пока все идет по плану архитектора Матрицы. Старый Зион уничтожен, осталась горстка людей, вроде бы колесо повернулось должен начаться новый круг.

Да, меня поразило насколько точно сыгран архитектор Матрицы. Возможно это дубляж, но насколько разителен контраст между абсолютно человеческой, теплой, располагающей к себе внешностью доброго психоаналитика, врача и повадками, мертвым, без эмоций голосом. Абсолютная машина. А с другой стороны Нео, в каком-то футуристическом наряде, с черными очками на лице так, что и лица-то не разглядеть – однако ж человек.

И кто из них кого контролирует, кто кому сильнее нужен – думайте головами уважаемые зрители, думайте. Напрягите уставшие от работы мозги, расслабьте стиснутые от жевания попкорна зубы, отставьте бутылки с пивом в сторону. Попробуйте увидеть вещи как они есть, но помните, что это только первый шаг, и «в действительности все совсем не так, как на самом деле». Впрочем, кому нужно было зрелища под хлеб - он это получил сполна. И это тоже один из уровней Матрицы.

Поклон Гобелену, я тоже углядел довольно много отсылок к Лему, в частности к путешествиям Йона Тихого. Кроме того, как ни странно, я углядел и аллюзии на Тарковского. Для подробного обсуждения где это там, надо пересмотреть еще разок.

Да, помимо темы контроля там есть еще несколько довольно непростых для осмысления идей, в частности кризиса веры, свободы воли, роли личности в истории . А если серьезно - есть такая вещь, как дарование Пути. И что такое Путь, что с ним делать, куда он ведет... По сравнению с этим вопросом гибель цивилизации оказывается сущим пустком, как это ни парадоксально. Не страшно потерять жизнь, страшно потерять осознанность. Перестать понимать "кто я".
Комментарии:
Пленник пустоты...
Ч-черт, а ведь весьма точный обзор... У меня сложилось такое же впечатление после просмотра...

Закрыть