Когда я где-то на перегоне между Достоевской и Лиговским проспектом дочитала до этого фрагмента - тут же взвыла от восторга и полезла за карандашом... карандаш не нашла, но страницу записала и с вами всё же поделюсь, извините
...в сериальных пуантилистических композициях Штокхаузен, опираясь на открытия, с одной стороны Веберна, с другой – Мессиана и развивая их дальше, приходит к совершенно новому ощущению звуковой материи, а самое главное – музыкального времени. Основа всей музыки – отдельный тон – подвергается композитором анализу, переставая быть «сырой», непосредственной (природной) данностью, а представая как результат взаимодействия разных параметров. Сами же параметры (высота, длительность, тембр, динамика) впервые в теории музыки приводятся к единому основанию, осмысляясь как различные виды колебательных движений во времени, и выступают, таким образом, как различные масштабы времени.
По мысли Штокхаузена, не только ритмические (и макроритмические – композиционные) явления организуют время (к чему мы все привыкли), но и звуковысотная шкала (поскольку высота – частота колебательных движений), и тембр (как комплекс обертонов – тех же частот) – также проявления времени, в данном случае – микровремени. Поэтому Штокхаузен находитаналогии там, где непосредственное восприятие совершенно бессильно: например, отношение целой и половинной длительностей (1:2) аналогично отношению октавы в звуковысотной области. Тот факт, что «микровременные» (высотно-тембровые) явления вообще не воспринимаются в качестве временных (слыша ту или иную высоту, мы не ощущаем количество колебаний в секунду), не имеет никакого значения, поскольку Штокхаузен полностью и последовательно отказывается от каких бы то ни было проявлений антропоцентризма. Поэтому для него имеют значение не нормы восприятия, а знания об объективных процессах, протекающих в природе.
На базе данной концепции Штокхаузен обретает принципиально новые возможности интеграции звукового материала, а также операций со временем. В частности, музыкальная композиция может мыслиться как единство («полифония») нескольких временных пластов, в которых время течет по-разному, в разных «темпах» - собственно, как и в окружающем нас мире.
(с) История зарубежной музыки. ХХ век (под ред. Гаврилина)
Хочу писать по этому диплом!
Интересно, мне позволят - или нет?
...а Геликоптер-квартет я, послушав, тут же поставила во второй раз... а потом и в третий... "я сошла с ума, какая досада!" (с) елки-палки, у меня от этой музыки пальцы ноют... забавно так