72квадрата
25-12-2007 15:52 шахматный орнамент
В основе шахматного поля лежит квадрат, и вся орнаментальная зона состоит из идентичных квадратных ячеек. В античности квадрат считался одной из совершенных фигур. Семантика его. однако, в полной мере не выяснена. Он считается образом космоса 25 и символом земли 26, но также и знаком преисподней, подземного мира 27. Как символ земли квадрат нередко противопоставляется кругу - небу, хотя в античности и круг может символизировать землю , что видно по известному выражению для понятия населенного мира: orbis terrarum.

Шахматное поле строится из двух, структурно идентичных, но по смыслу полярных единиц, - двух квадратов, белого и черного. Можно предположить, что "первоквадрат", положенный в основу орнамента - структурированный образ космоса - мыслился бескачественным, а, значит, и бесцветным. В таком случае распадение его на два контрастно окрашенных квадрата должно иметь глубокий смысл. Именно пара квадратов является единицей, порождавшей орнаментальную систему, и в этой паре один квадрат воплощает абсолютный свет, а другой - абсолютный мрак. В греческой натурфилософии этот контраст цветов сопоставлялся со знаками огня и воды 29 , двух противоположных стихий. С точки зрения греческой ( и шире - индоевропейской ) семантики цветов, белый квадрат .- это жизнь, черный - смерть. Их смена - это смена дня ночью, солнца луной, жизни смертью - в вечном, необратимом и непрекращающемся процессе."В силу его уникальной ритмизованности этот орнамент читается и по горизонтали, и по вертикали, и по диагонали. Он безразличен к поверхности - выпуклой или вогнутой, прямоугольной или круглой. Он может распространяться вверх, вниз, в стороны на любую величину, и ограничить его может только внешняя по отношению к нему форма ( в нашем случае форма полога ).
Замечательно, что у шахматного орнамента нет центровки - низа, верха, середины, и нет определенной направленности движения. Несмотря на свою удивительную упорядоченность - упорядоченность высшего типа - этот орнамент несет в себе элемент какого-то первичного хаоса, вернее, порядка, сохраняющего признаки хаоса. Можно сказать, что это образ первозданного космоса, уже расчлененного на противоположности, но сохраняющего первобытное единство. Это небо и земля, суша и вода, день и ночь, мрак в свет, жизнь и смерть - уже отдельные, но еще неотделимые. Состояние взаимосвязи элементов можно понять как состояние космоса в момент его становления. Может быть, это один из самых ранних и самих значимых для последующей традиции космогонических образов. Шахматный орнамент, несомненно, является воплощением непрерывности жизненного процесса, его потенциальной бесконечности.Такую же модель непрерывности и вечности бытия представляет и другой популярнейший тип геометрического орнамента - меандр 30,часто соседствующий с шахматным 31. Высказывалось предположение, что палеолитическое происхождение меандра позволяет связывать его с женским символом, а, следовательно, и с воспроизводящей потенцией 32. Но в греческой геометрике меандр является универсальным символом жизни. В отличив от шахматного орнамента, он имеет силуэт, фигуру, индивидуальность. Шахматный орнамент духовно апатичен, в нем нет воли к жизни, нет человеческого элемента. Он воплощает надчеловеческий уровень бытия, закон природы, и единственное человеческое в нем - то, что его образ воплощен и создан человеком. Меандр, напротив, являет собой более "психологический" тип орнамента. Он не просто заполняет отведенное для него место, а сам "идет", в нем есть воля к осуществлению. Шахматный орнамент - как фон, на котором разворачивается действо, как пространство жизни, меандр - как действующий ее агент. Вероятно, не случайно в античном искусстве оба типа орнамента соединялись вместе, воплощая бесконечность бытия природы и человека.


Итак, шахматный орнамент, диалектически объединяющий свет и мрак, можно понять как художественный образ единства и борьба изначальных противоположностей космоса. В таком случае он является одновременно и первоначальным образом космоса и отражением процесса его становления, - и космологией, и космогонией. Это древнейший уровень смысла, нашедший параллель в игре в шахматы, шашки, тавдеи, кости, пессы, основанной на сражении двух игроков, воплощающих "свет" и "мрак" .

полная статья Шахматный орнамент
Группы: [ изучаем символы ]

Ваш комментарий:
Гость []
[смайлики сайта]
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть