когда пехота встретила сильное сопротивление противника и залегла, лейтенанты Яник, Копытов, а также военком 90-й тб старший политрук Брагин, вышли из танков, вернулись к пехоте и подняли ее в рукопашную атаку на финские позиции, обеспечив этим захват высоты 13,7. Всем троим было присвоено звание Героев Советского Союза (Брагину – посмертно).
См. фото вот были люди, в буденовках в 40-ка градусный мороз. Тут -25 и уже домой бежишь...
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ:
Взаимодействие танков с артиллерией и пехотой осуществлялось методом совмещения КП танковых, артиллерийских и пехотных начальников. На КП устанавливались дополнительные приемники на волнах боевых сетей танков. Этот метод дал положительные результаты, так как все время своевременно удовлетворялись заявки танкистов на подавление артогня противника и начальники были в курсе боевой обстановки.
Для управления танками во время боя командиры подразделений активно использовали радио. Переговоры осуществлялись при помощи закодированной условными сигналами таблицы, составленной из необходимых для боя фраз и обозначений (например, танки назывались конями, пехота – винтовками, горючее – водой и т.д.).
Хорошо было налажено снабжение 20 тбр: танковые батальоны, по несколько дней находясь в боях, не имели перебоев в получении всего необходимого, несмотря на загруженность дорог в тылу.
Зря я так плохо думал про этого монстра Т-28:
несмотря на то, что эти машины создавались по требованиям начала 30-х годов, они показали себя с самой лучшей стороны. Т-28 превосходили Т-26 и БТ по проходимости – на второй передаче свободно передвигались по снегу глубиной 80-90 см, лучше преодолевали рвы, эскарпы и другие препятствия. Однако несмотря на более толстую броню (опять же по сравнению с Т-26 и БТ), они оказались уязвимыми для огня 40 мм противотанковых пушек «Бофорс», имевшихся на вооружении у финнов (справедливости ради стоит отметить, что таких пушек в финской армии было немного). Поэтому в ходе боев некоторые Т-28 были частично экранированы – дополнительными броневыми листами защищались передний лобовой лист, щиток механика-водителя, малые башни, передняя часть большой башни.
Бои в Финляндии показали, что Т-28 является надежной и ремонтопригодной машиной, несмотря на суровые географические и климатические условия эксплуатации, артиллерийские обстрелы и минные поля.
!!! Из 482 потерянных, в ходе боев было восстановлено 386 танков – 80 %! Кроме того видно, что каждый участвовавший в войне Т-28 восстанавливался как минимум 2 раза (некоторые машины до 5 раз!) и снова шел в бой. Из общего числа потерь безвозвратные (т.е. не подлежащие восстановлению) составили всего 32 танка Т-28 – 30 сгоревших и 2 машины захваченных финнами – то есть всего около 7%. Такое положение дел объясняется не только успешной работой ремонтно-восстановительного батальона бригады, но и близостью Кировского завода, выпускавшего эти танки.
ВОВ, Оказывается:
Первыми вступили в бой танки Т-28 5-й танковой дивизии, расположенной в Алитусе. Части дивизии еще 19 июня были выведены из военного городка и заняли оборону на восточной окраине города на правом берегу р.Неман. Поэтому, когда в 4.20 22 июня 1941 года немецкая авиация стала бомбить парки дивизии, там уже никого не было.
«По своему техническому состоянию танки Т-28 имели запас хода в среднем до 75 часов. В большинстве своем они требовали замены двигателей и по своему .техническому состоянию не могли быть использованы в длительной операции. К 22.6 имелся 51 танк Т-28, из них выведено по тревоге 44 машины. Практически полное отсутствие запчастей сразу пагубно сказалось в период военных действий. Машины зачастую выходили из строя по малейшим техническим неисправностям.
...Таким образом, к 1 августа 1941 года были потеряны все танки Т-28, находившиеся к началу Великой Отечественной войны в составе механизированных корпусов Юго-Западного фронта.
Без пехоты и авиации одними танками... город не займешь:
Артиллерийскую поддержку осуществлял только 3-й гаубичный полк – 24 орудия. Пехота практически отсутствовала (было до одного сводного батальона из частей 11 сд, остальная беспорядочно отошла), авиации совсем не было.
В результате упорного боя с частями 1-й танковой дивизии немцев, наши танкисты выбили ее из города и вышли на восточный берег р.Великая. Но пехоты для закрепления достигнутого успеха и очищения города не было – сводный батальон понес большие потери и в беспорядке отошел.
Немцы, перегруппировав силы, в 15.55 перешли в контратаку силами 1 и 6-й танковых дивизий при сильной артиллерийской и авиационной поддержке. 5 и 6-й танковые полки, не получив подкрепления, практически без артиллерии, упорно сдерживали атаку до 17.00. Под ударами пикирующих бомбардировщиков и артиллерии, понеся большие потери, в 19.00 танковые полки 3-й тд стали отходить на Порхов и в северном направлении.
N-28 имел смешное для 2-1 мировой бронирование, судите сами:
нижний передний лобовой лист - 30
верхний передний наклонный лист - 15
щиток механика-водителя - 30
борт корпуса --------- 20
фальшборт защиты подвески - 10
корма корпуса ------- 18-20
крыша корпуса ------- 10
днище ------- 15-18
борт большой башни -- 20
крыша большой башни - 15
маска орудия -- 20
борт малой башни -- 20
крыша малой башни -- 10
но и весил 25,4 т (без доп экранирования, с ним же на 4,04т больше)
Цитируется по Максим Коломиец, Илья Мощанский Альманах «Фронтовая иллюстрация» 4-2000