Замерки и приглючения
Хе-хе.

[Print]
tarakan4ik.blogspot.ru
20-05-2010 01:35 Поход через Большой Каньон Крыма.
Эпитафия:

Собирает мать сына в поход, складывает в рюкзак:
- Вот, Сынок, ложу тебе тушенку, хлеб, гвозди...
- Мам, зачем?
- Как зачем - проголодаешься, поешь тушенки с хлебом.
- А гвозди?
- Ну, вот же они - положила!

Первый день.

Планировали быть в Симферополе в 8 утра, я встал в семь утра (4 часа спал), но мы задержались, т.к. Наташе и Артуру (да и мне) нужно было доделать работу. В итоге, доехали только к обеду. В Симферополе на западный автовокзал и в Бахчисарай — пришлось подождать час. Около 15 часов приехали в Бахчисарай, перекидали вещи. Когда я увидел количество еды, которое накупили Артем и Катя, я понял — поход будет тяжелый. Тут же я получил внутреннюю установку — жрать! Из своего рюкзака мне пришлось вытащить каремат и в образовавшееся пространство напихать кучу еды. Вес получился весьма внушительный. Такие тяжелые рюкзаки я давно не носил, в первый день он, кажется, был самый тяжелый (порядка 25 кг). Удивило наличие такой еды как: 6 лимонов, картофель, 3 пачек сгущенки, куча всяких печенюшек. Также удивило количество моющего: у меня дома такого на несколько месяцев хватает. Впоследствии также выяснилось, что ребята взяли с собой пилу, топор (!) и газовую горелку.

В 15:15 сели на автобус, который за полтора часа довез нас до Соколиного. Там мы купили стремненького домашнего вина и двинулись вперед, к первой стоянке. По моим расчетам мы должны были пройти этот путь за час, но на деле оказалось в два раза дольше.

По дороге я видел знакомые места: тут мы отдыхали с Лехой на его день рождения. Правда, теперь с этой группой и с этим весом, расстояния увеличились по ощущениям где-то в два, два с половиной раза.

Нашли полянку у тропы, встали на ней. Я занялся костром, а остальные ребята ставили палатки. Река была близко, чуть ниже нас. До наступления темноты я успел полностью искупаться в реке. Вечером, у костра запекли картошку (!), распили вино, поужинали, попили чай.

И все разбрелись спать.
Соколиное. Мои спутники. Перед каньоном

Я влез на дерево В лагере. Первый день.

Второй день.

Поднявшись, с утра занялся костром, пока народ собирался. Сварили покушать и позавтракали. Далее наш путь пролегал через каньон. Мы рассчитывали пройти его за один день и переночевать на стоянке за ним. Как это было наивно! Но по порядку.

С места нашей стоянки мы некоторое время шли до моста, который является переправой-подходом к Большому Каньону Крыма. Проход был платный — 20 грн. с человека. Но нам подсказали добрые люди где находится охрана и как можно ее обойти. Что мы собственно и сделали. Некоторое время в пути и мы вместе с толпой потихоньку продвигаемся. Людей вокруг было много, в основном матрасники, они дальше ванн молодости не доходят, как правило.

Таким образом мы прошли Голубое озеро, дошли и прошли Ванны молодости. Там куча народу, поэтому мы решили ополоснуться чуть дальше. Нашли плоскую широкую площадку, на которой и расположились. Нашли глубокое место и искупнулись. В воду Артур и Наташа не полезли, хотя им все равно потом пришлось После водных процедур мы перекусили. И снова в путь. Некоторое время можно было идти по бережку, потом по камешкам. Казалось, так мы и пройдем каньон. Однако, сложности не заставили нас долго ждать. Перед нами через какое-то время появилась водная преграда по которой пришлось идти вброд. Воды было не более чем по колено, но вода была холодна, камни острые, а рюкзаки тяжелые — все это сказывалось. Кто-то жаловался, что сводит ноги холодной водой. Меня же больше напрягали камни и то, что в воде мне приходилось идти без джинсов, т.к. они слишком узкие, чтобы их закатать. В некоторых местах пролезть было на тот момент невозможно, по крайней мере, так казалось тогда. После я уже активно лазил по таким местам, где лезть мне бы не пришло даже в голову. Наше путешествие вброд казалось самым сложным испытанием, которое нам предстоит. Но это было лишь начало.

Через определенное время мы столкнулись с ванной-вымоеной, образованной падением воды с порога образованного твердой породой на мягкую. Воды там было порядка по грудь, т.е. было весьма несложно замочить вещи, которые мы несли в рюкзаках. Ситуацию смягчало то, что на этом месте было положено два бревна, если по ним пройти, удержав равновесие, ноги выше колен не замочишь. Я считал, что следует так и поступить, потому что был уверен в своих силах, а также мне не казалась эта задача чем-то сложным. Но общим решением мы все же решили навешивать веревку и перебираться по ней. Артем, как единственный знакомый с веревкой и альпинизмом человек, занялся навешиванием. Дальше полез я с рюкзаком. В принципе, ничего сложного, хотя я впервые лез по веревке. В самом конце участка нужно было отходить от места крепления веревки по скале. Я начал отходить, но не рассчитал силы с которой оттолкнулся от скалы, и, поскольку веревку никто не держал улетел в другую часть. Это было очень быстро, я инстинктивно сжался и сгруппировался. Удар последовал незамедлительно после потери опоры. Треснулся правым боком (плечом, локтем, бедром и правой частью свода черепа). Помотал головой, понял, что веревку из рук я не выпустил и быстренько завершил спуск. Артем поздравил меня с первым маятником.

Помог спуститься остальным. Тут мы впервые пересеклись с дядькой, с которым мы потом неоднократно встречались, т.к. маршруты совпадали. Он, кстати, относительно спокойно прошел там, где большинство побоялось пройти. Назовем этого дядьку Кузнецом Цигун. На 10 метровый переход мы потратили час. Дальше мы шли вдоль воды, временами поднимаясь высоко над водой. В некоторых моментах было достаточно страшно и опасно. Очень узкие карнизы, маленькие зацепы, к тому же далеко друг от друга расположенные. В какой-то момент пути я пережил интересный опыт, который хочу записать. В одном месте нам всем показалось, что впереди труднопроходимый участок, который без погружения в воду нельзя обойти. Я воды не боялся, но перспектива снова снимать штаны меня не радовала. Поэтому я полез по скалам в обход. Подтянулся на корнях и пополз вместе с рюкзаком, пытаясь прочно стоять и держатся. Карниз шириной с мою ладонь вел меня вперед и вверх. Через некоторое время карниз сузился до ширины двух пальцев. С этого момента я все сильнее цеплялся за зацепы. Какой-то необъяснимый страх заставил меня присесть почти на корточки, рюкзак начал свешиваться, а центр тяжести изменятся. Я взглянул вниз — камни и вода и я — на высоте четвертого этажа. Я упрямо двигался дальше, вверх, вперед. Впереди была небольшая группка деревьев, растущих из скалы одно толщиной с мою ногу, а еще два — с три пальца. Я дошел до них и огляделся. Впереди карниза не было. Можно было идти дальше, но там была сыпучка и ненадежные корни и камни. Я крепко обнял дерево и перенес вес на другую сторону, там где карниза уже не было. И тут у меня было что-то вроде озарения что ли. Увидел несколько быстро сменившихся картин и замер от неожиданности. Увидел несколько лиц, которые что-то говорили мне. Я прислушался. И я вспомнил свое обещание быть живым и не рисковать понапрасну. Я подождал несколько секунд и вернулся на карниз. И пошел обратно. Путь обратно был сложнее, чем вперед, но какое-то новое чувство было со мной. Похоже, что та же сила, что прижала меня к скале, теперь вела обратно. На пути было несколько сложных моментов, когда я использовал всю силу рук, чтобы удержатся на скале и нащупывал опору для следующего шага. Я спустился немного озадаченным.

Мы нашли другой ход и пошли по нему, так и не замочив ног. Т.е. я, Наташа и Артем лезли по скалам, а Артур и Катя шли по воде, причем в обуви. Через некоторое время ползущих по скале осталось двое — я и Наташа. Артем помогал Кате. Мы двигались дальше. К слову, в этот день я ощутил, как разрушается обувь под непривычной нагрузкой. Пятка кроссовок продавилась и разошлась, а на правой ноге под носком разорвалась подошва. Само крепление верха к подошве не вызвало нареканий, не зря я подклеивал эти места каждый поход. =)

Мы перли некоторое время вперед, пока мне (я уже довольно долгое время шел впереди) не показалось, что тропинка хороша на одном из берегов и пошел по ней. Дальше, она уходила куда-то вверх, а также имела продолжение. Видимо, этот подъем оказался слишком тяжелым для Кати, все стали долго отдыхать, около получаса я прождал, пока Артем, совершивший разведку решил возвращаться к реке. Так мы и сделали, использовав веревку для страховки во время спуска. Дальше мы пошли по тропинке, которая в итоге привела нас не к проходу а к довольно большому гроту, в котором уже стояли люди, в том числе уже упомянутый мной выше Кузнец Цигун =). Нас приняли довольно приветливо и мы решили остановится тут, т.к. место для палаток было, а времени идти дальше — нет. Было около семи вечера, активно темнело. Сходили за водой, принесли дров, сварили покушать, поужинали. Пообщались с соседом, повтыкали в костер. И спать...

Красота! Для того, чтобы увидеть
нужно лишь посмотреть вокруг!

Купания близ ванн молодости (выше по течению) Одно из первых мест, где никак пролезть
не получилось, пришлось намочить ножки.

Это место стало камнем преткновения.
Тут пришлось навешивать веревку.
Лезем по скале
Привал!!! Лагерь. Второй день.

Кушать подано!

День третий.

Встали с утра, что-то сварили. Собрали рюкзаки, я засунул палатку, которую нес в руках Артур себе в рюкзак. Из-за этого рюкзак стал тяжелее и куда менее сбалансированным, чем был до этого. Спустившись вниз, к реке, мы столкнулись с одним из самых сложных мест для людей, которые пытались пройти вверх по течению через русло реки. Там как раз стояла группа людей (взрослые и ребенок, собака и пожилые люди), переправлялись по тонкому бревну. Мы навесили веревку и ползли по ней. Тут был еще один опасный момент, т.к. в какой-то точке пути я неудачно зацепился и мне пришлось удерживать свой вес и вес рюкзака на одних руках, пока ногами я нашаривал опору, к тому же рюкзак начал предательски свешиваться в сторону обрыва, смещая центр тяжести. Не теряя самообладания я деловито нашарил опору и сменил позицию. Было немножко страшно.

А дальше оказалось, что мы совсем недалеко от выхода из каньона и до самого конца можно было пройти/пролезть по берегам так, чтобы не замочить ног. Несколько передышек, несколько фотографий и мы подходим к самому его началу, там большая стоянка. Идем дальше вверх по течению, на одном из стояночных мест обедаем. Тогда я впервые увидел газовую горелку в действии, честно говоря, она меня совсем не впечатлила. Нагревает малую область, долго, да и весит прилично. Пришлось вокруг нее установить камни, чтобы ветер не уносил тепло. Ручаюсь, что развел бы костер и вскипятил воду на нем куда быстрее.

Отдохнув после каньона, мы собрались в дорогу — нам предстоял подъем на Ай-Петринскую яйлу. Подъем лично мне показался вовсе несложным, а если учесть, что тогда я смог выйти на связь (в самом Каньоне мобильная связь не работала и даже GPS не фунциклировал) и получил около 11 SMS о непринятых вызовах и от Тани. Созвонился со всеми, с кем хотел созвониться, это добавило мне сил и энтузиазма. Почему-то в тот момент мне сильно захотелось домой. Подъем продолжался.

Наконец, мы выбрались наверх, там было прохладно и дул ветер. Отдохнув на полянке после подъема мы почесали в сторону т/с Кичкине (в переводе "Маленькая"). Шли уже по шоссе, по дороге видели, как лучи солнца красиво светят сквозь купола обсерватории. Через некоторое время мы дошли до хозяйства, расположенного недалеко от туристической стоянки. Оставив ребят с рюкзаками, мы с Артемом пошли на разведку, нашли родник, а также туристов. Оказалось, что на этой стоянке постоянно курсируют лесники и собирают свою маевскую дань — 10 грн. с человека. Мы хотели найти место поскрытнее, чтобы нас засекли как можно позже, однако потом передумали (все равно найдут, если захотят), и решили занять одинокую, далеко стоящую от других стоянку. Там была открытая поляна в деревьях, очаг и бревна, на которых можно сидеть. Вернулись к ребятам и переместились на поляну. Пока все ставили палатку я занялся костром, Наташа помогла мне собрать дров и через некоторое время костер приветливо горел. Мы стали готовить кушать. Поужинали.

А потом пришла лисичка, нагло попрошайничая. Мы угостили ее печеньем, удалось сделать несколько снимков ночной гостьи. На тот момент мы планировали уйти пораньше, т.к. Артему с Катей нужно было на поезд, который уходил около пяти вечера из Симферополя. Наш путь должен был продолжится по трассе, по серпантину. Позже мы изменили свои планы.

Наконец, все было убрано со стоянки, лесники так и не пришли в тот вечер. Мы улеглись спать. Так закончился третий день похода.

Туристам, идущим по течению
пришлось нелегко.
Хотя самое веселье у них впереди.
Пес-походник.

По другую сторону переправы — красота! Групповое фото в конце каньона.

Привал на подъеме на Ай-Петринскую яйлу. God rays. Обсерватория.
Костровой возле своего друга. Наша вечерняя гостья — Лисичка.

Четвертый день

Я точно помню, что в этот день встал первым. Занялся, как всегда, костром. Народ потихоньку вставал. Мы приготовили завтрак и позавтракали. В 11 часов (это мы так по-раньше решили выйти) приехал лесник. Пожурил нас за то, что мы встали не совсем на стоянке. И предложил составить административный протокол со штрафом или заплатить за стоянку. Также в эту плату (10 грн. с человека) входил проход через Тарах-Таш. Хотя мы и не планировали идти через Тарах-Таш, лесник убедил нас пойти именно так, аргументируя свой совет тем, что так будет значительно быстрее. Собственно, против этого маршрута был только Артем, и то, не так чтобы очень против. В итоге на том и порешили. На подходе к спуску нас окутал густой белый туман. Дальше был спуск с сыпкой, но оборудованный перилами, поэтому это было несложно. В этот день мой рюкзак утяжелился веревкой и еще некоторыми вещами, что не особо добавляло мне комфорта. К тому же обувь уже совсем убилась: подошвы под пальцами правой ноги практически не было, а пяточные области кроссовок продавились и расходились при увеличении давления. Довольно красивые виды, интересные скалы. Через некоторое время мы подошли собственно к довольно нудному спуску среди деревьев, по которому нам пришлось чесать около часа. Под конец спуска было видно уже и Ялту.

Через некоторое время мы подошли к Боткинской тропе и прошли близ водопада Учан-Су. Было около двух часов, и оказалось, что маршрутки не было — наша недавно ушла. Рядом суетился мужчина с мобильным телефоном, с которым Артем договорился о поездке в Ялту. Дядько созвонился со своим знакомцем, который через 15 минут подъехал и отвез нас на вокзал. Там мы попрощались с Артемом и Катей, а сами пошли на троллейбус. Через некоторое время мы уже ехали на троллейбусе в Симферополь и обсуждали наш поход. В Симферополе мы пересели на автобус, который довез нас домой.

Походный кофе — это круто!
Хотя тут можно было и без комментария
На подходе к Тарах-Ташу

Цвяточки! Чешем.

Молоко тумана в чаше обрыва. Сквозь разлом.
Эррозионные пейзажи сменились крутым спуском,
соснами и тропкой, меж них виляющей.