28 сентября 2010 г.
Не перестаю удивляться бессмысленности школьных сочинений, вернее, бессмысленности самого их названия - «сочинения». Подруга сегодня показала это чудо в двух вариантах: ее и откорректированное преподавательницей. Мне стало страшно. Живые, вольные фразы были заключены в строгие рамки структуры, предложения, носящие описательный характер, сокращены до причастий, а своя позиция, в которой по логике должны быть рассуждения, уничтожена, вместо нее появились взрослые рассуждения какой то журналистки, их она на свою беду принесла вместе с работой. Выходит, что государству не нужны люди способные мыслить иначе, как равно и не нужен творческий подход, стране куда более необходимы работники четко следующие указаниям и стандартам.
Со свойственной только дипломатам лаконичностью, выверяя каждое слово, стараясь заключить в нем одном всю глубину мысли, мы пишем о прощении, милосердии, любви к чтению и обо всем том, чего давно нет у большинства молодежи, о чем многие из них имеют весьма отдаленное представление. Если же тебе повезло родиться в семье более или менее закаленной временем, и ты все же осознаешь важность всех этих понятий и вечность поднимаемых тем, тебя ждет разочарование - твои рассуждения не имеют значимости, как, впрочем, и твой читательский опыт (для тех у кого он отсутствует - это безусловный плюс).
Используемые аргументы должны быть исключительно выписками из российской классики (вот интересно почему, а как насчет всесторонней заинтересованности, любви к Тому Сойеру, в конце концов?!), после должны следовать подтверждения, и снова аргумент, теперь уже, к моей радости, это может быть и народный. Теперь вернусь к началу, ведь все должно начаться со слов автора. Выявление позиции, распознавание всех( внимание ВСЕХ!) проблем текста, «заковычивание» определенных фраз, все это должно занять не более трети страницы, 3-4 предложения. Все творчество таких «сочинений» в умении находить, сжимать, играть словами, укладываться в скромные рамки, заданные системой образования. Изящность краткого, но неимоверно емкого предложения, слова. Я ничего не имею против, это, как минимум, интересная тренировка ума, разработка словарного запаса и изворотливости, взрослого такие сочинения даже могут заставить всерьез задуматься над проблемой текста(т.к даже моя читающая подруга ограничивается поиском аргументов по проблеме в сети), но что эта структура даст 17ти летнему подростку у которого мысли и без того коротки и ограниченны? Я не знаю…
Мы с тобой пишем друг другу даже письма не менее чем в три листа, а ты можешь весь рассказ посвятить одному лишь состоянию,такие рамки нам не понять, никогда не уложиться в них, мне даже кажется, что экзамены мы провалили бы, и наш язык показался бы проверяющим скудным, убогим, неинформационным. Может пора пересмотреть наше творчество? Ведь Чехов для молодежи куда приятнее Толстого одной только толщиной его книг.
26 сентября 2010 г.
[Print]
Olaf Gelen