Дорис Лессинг "Пятый ребенок"
Прочитала на одном дыхании. История одной семьи, которая ничем не отличалась от других счастливых многодетных семей, пока не родился пятый ребенок Бен - мутант не в медицинском смысле, а в антропологическом. Удивительно, как один-единственный злой ребенок, похожий на гоблина, способен разъесть, как кислота, всю семью.
С одной стороны поступок родителей (отправили Бена в спецучреждение) понятен - это сделали ради безопасности других детей, а с другой стороны для Бена это было паршиво. И наоборот, когда мать не выдержала и вернула Бена домой - этот вроде бы милосердный поступок плохо сказался на всей семье.
Один ужасный ребенок или вся семья?
В сборник
"Эти загадочные англичанки"
вошли отрывки из биографической "Шарлотты Бронте" Э. Гаскелл, эссе Вирджинии Вульф "Своя комната", "Джейн Остен", "Джейн Эйр" и "Грозовой перевал", очерки Мюриэл Спарк "Эмили Бронте" и "Мэри Шелли" и очерк Фэй Уэлдон "Письма к Алисе". Спасибо
tagetes за наводку.)
Шелли и сестры Бронте жили в одну эпоху, а Джейн Остен - несколькими десятилетиями раньше, и родина у них была общая, но они словно обитали в параллельных мирах - если посмотреть на суровое житье сестер Бронте, богемность Шелли и традиционное бытие в семействе Остен.
Если бы Шелли жила в семье Остен, а Шарлотта была бы с Перси Шелли - какие книги они бы написали?
Очень понравились очерки Спарк- зачиталась историями Мэри Шелли и Эмили Бронте.
Странно, что еще нет байопика о Мэри Шелли - ее жизнь с драматургической точки зрения просто бьет фонтаном. Если бы Шелли жила в наше время, ее точно бы отправили к психотерапевту - у нее была глубокая депрессия, судя по всему. И неудивительно - с такими-то потерями: смерть троих маленьких детей, мужа и сестры, неприятности с шантажистами. Оказывается, она написала еще книжки после Франкенштейна, созданного в юности, но все они не были так известны, как этот роман. Интересно написано про состояние Шелли - мрачное и в то же время спокойное и тихое. Писательство было для нее единственно доступной формой терапии.
Чем-то Шелли напомнила мне Орсона Уэллса, которому неприятности тоже не дали создать что-то крупное после "Гражданина Кейна", снятого в молодости. У каждого свой вектор - у кого-то после раннего пика стрелка идет вниз, а у кого-то телескопически-поступательное развитие(с).
Спарк проанализировала загадочную личность Эмили Бронте и пришла к выводу, что Шарлотта слегка демонизировала сестру и придумала ей ореол гениальной и неадекватной личности. На самом деле Эмили в молодости до смерти вовсе не была дикой, неуравновешенной и до маниакальности привязанной к своим вересковым пустошям. Все ее реакции на мир были вполне обоснованными. Я так же бы отреагировала - в смысле, если мне бы что-то навязывали, я бы отказалась - что тут неестественного? Психическое нарушение началось, как считает биограф, незадолго до смерти.
Элизабет Гаскелл писала о Шарлотте Бронте, основываясь на ее письмах и своем личном впечатлении, но мне отчего-то не очень понравилось слишком пристальное внимание к внешности Бронте - например, что у нее к 30 годам уже мало осталось зубов. Знаю, что тогда со стоматологами была напряженка, но зачем же так подробно. Не хочу щербатую Бронте. На русский язык "Бронте" Гаскелл не переводили, а интересно было бы в целом посмотреть.
Эссе Вирджинии Вульф и раньше читала, "Своя комната" хорошо анализирует место женщин в литературе в стародавние и не очень времена.
Фэй Уэлдон слишком увлеклась "растеканием мысли по древу"- ее фактически домучила, хотя иногда попадались дельные мысли.
Конечно, я осознаю, что все эти портреты - скорее картинки в головах биографов, чем реальные люди. И как все было на самом деле - никто не знает. Реальные же Бронте, Шелли, Остен навсегда останутся тайной. Так даже лучше.
День рождения)
[Print]
Марика