Дни 4-й и 5-й.
Прошла 14 и 15 км: от 119-го км (ок. Маритуя) до 105-го и от 105-го до 90-го км (мыс Толстый).
Четвёртый день был относительно беден интересностями. На станции Половинная - несколько домишек с "номерами" и турбаза, а также стоянка катеров... в общем, посещаемое место. Пока шли мимо - дядька из местных привязался, а не надо ли девушке в "номера", а не жалает ли отдохнуть с дороги, в заливе с ним, красивым, поплавать да в баньке попариться. С трудом поверил, что и вправду - не желаем, сделал вывод, что ему таких суровых аскетичных барышень не нужно, и отвалил.)))) Как раз перед туннелем, походящим поперёк сквозь толщу мыса. Тоннель был длинный, тёмный и сырой (налобник включать - всё впечатление портить), и по нему ходили отдыхающие (на пляж на той стороне и обратно на базу), и было очень необычно расходиться с их бледными призраками, возникавшими перед нами в темноте.
Вот, цветной - он, чёрно-белый - тот, что перед станцией:
А на той стороне мыса - вполне обжитый и довольно чистый пляж.
Встретили группу туристов из Омска, шедшую контркурсом с порта Байкал. Планы у них были шире: пройти всю КБЖД до Слюдянки, далее - на Хамар-Дабан и забраться на пик Черского; давили в среднем по 17-20 км в день. Горы на том берегу, к слову сказать, уже почти исчезли из виду: в ясную погоду просматривалась изломанная линия вершин в тон облакам, и всё. Туристы все были в очках; мы про себя порадовались удачно выбранному маршруту: солнце большую часть дня светило сбоку или со спины, и солнцезащитные очки нам были без надобности. Терпеть их не можем.
Стали на ночлег на 105-м км, отойдя подальше от последней встреченной турбазы. Она вроде пустая, конечно, но всё равно. Забрались между берегом и рельсами в какие-то буреломные заросли, еле место под палатку отыскали-расчистили меж камней, кустов и поваленных стволов. Зато спуск к воде роскошный! Пологий и без сыпухи. Готовили всё равно на газу - привычка, да и интересно было, на сколько варок одного баллона хватит. Оказалось - на до фига варок хватает, но тогда-то мы это только выясняли... Как обычно: разбили палатку; сварили; поели; помыли посуду, себя, шмотьё; развесили постирушки на сучках, чтоб ниоткуда не видно было, и спать завалились. Почему-то не спалось, причём безо всякой причины - впервые в жизни и единственный раз. Место, что ли, было такое?.. Х. з.
Утром - как обычно, Таквааш встала, поела, пошла. Первые 4 км были так красивы, что шла их от 10:40 аж до половины пятого вечера (а потом до восьми давила оставшиеся 11 км):
Там, в шахте, похожей на рудничный забой из сказов Бажова, от входа был виден скалистый обрыв в Байкал и пасть ещё одного тоннеля, зиявшая на отвесной стене этого обрыва. А шахта шла из "действующего" (тоже, как на Киркирее, длинного и извилистого) тоннеля перпендикулярно к поверхности - вентиляционная, что ли.
В тот день тоннели встречались почему-то узкие, на один путь (который был разобран, и они стояли без рельсов... нерабочие, как музейные экспонаты), а второй спокойно пролегал ближе к Байкалу по прорубленной в породах полке.
"Встречаются тоннели 1902 года и тут же - 1914 года. Как такое?.. У Шумихи наткнулась на экскурсию с поезда, послушала про "итальянские" подпорные стенки и советские камнеулавливатели. Много иностранцев. Поговорила с парой из Китая. На английском. Как ни странно, но друг друга поняли.))) Встретила снова людей с Баклани."
"На Уланово теперь турбаза "Хвойная" - опрятные свежие деревянные домики, мостки из досок, газоны... а перед ней, на собственно станции, - развалины домов. Жили люди... относительно недавно: железная крыша, светлый прочный брус стен, "наскальные" надписи самые ранние - 1996 года. А к дому из бруса вплотную стоит остов каменного дома!" Точнее, деревянный потом к нему был пристроен. Вот, серьёзно - каменного! Впервые видели. Кажется, из того же материала, что и тоннели, немного посветлее (тут же нет постоянной сырости). Стены в полметра толщиной. И видно, что арки оконных проёмов и наружный вид стены "дикий камень" - не плиточная облицовка на кирпиче, а вот это самое, настоящее, под которое все современные декоративные "а-ля" и делаются. Рядом с домом, впритирку, из земли возвышается круглая широкая труба, похожая на заводскую. Снизу каменная, выше уровня крыши - кирпичная, а на самом верху мелкая сосёнка иголки топорщит.)))) Но посмотреть, откуда эта труба, невозможно: в подвале земля почти вровень с полом, кошка разве только пролезет... В доме, где брус, все полы и внутренняя стена выпилены. Участок рядом с домом зарос джунглями малины со смородиной, в гуще которых протоптаны тропки к уцелевшим деревянным постройкам: какому-то навесу, баньке (на первый взгляд, вполне ещё годной) и сортиру (годному и даже рабочему), к которому от железной дороги спускается отдельная заботливо огороженная камнями тропка.))) Вот такие вот полустарые-полуновые полуразвалины.
"...На ночлег стали на мысе Толстом, на галечном пляже. Обжитой "дикий" пляж: скамеек нет, а кострища с бутылками очень даже в наличии. И грозная надпись о том, что это земля Прибайкальского национального парка и тут запрещено сорить/машины/пилы/охота/распылители и вообще ходить только с письменного разрешения начальства (ой!), смотрится на фоне срача особенно нелепо." У нас на карте граница этого парка обозначена везде за железной дорогой, поэтому мы разрешениями и не заморачивались. Ну, не сниматься же со стоянки на ночь глядя?! Тем более, учитывая обилие следов цивилов... Некоторые жестянки-бутылки-целлофан были не разбросаны, а сложены аккуратными кучками поверх кострищ. О_о *ядовито* Видимо, кроме простых цивилов, есть ещё подвид "цивил окультуренный", который пытается оставляемым после себя отходам придать более эстетический вид.
...Словом, нагло переночевали в национальном парке и даже забрали с собой пару "чужих" жестянок - выбросить на ближайшей станции. Там по "железке" везде баки для туристов для отходов понаставлены, бросай не хочу.
День 6 (29.07.13), последний день похода.
Прошли 15 км, от Толстого мыса до 75 км, а с 74-го км начинался фактически порт Байкал).
Утром проснулись от воя катеров. Гонки они там, что ли, устраивали?.. Дождались, пока шум не затих за мысом, быстренько собрались, заправились "сухим кормом" с байкальской водичкой и потопали к финишу.
"Прошла 15 км, почему-то устала как собака. Хотя не такое уж и расстояние. Жара, парило весь день. Влажность тут большая, вещи до вечера не высыхают. Сегодня тоннелей мало, зато сегодня были скалы! Всех оттенков красного. Но почему-то без чаек.
За день повстречались с пятью группами туристов, две из которых - местные (ПВД-шники)." Местные угостили банкой сайры (нам, мол, нести назад тяжело и неохота), что было очень кстати, поскольку тушёнку мы последнюю вчера подожрали. Из сайры хлёбово вышло менее сытным, но вполне съедобным и даже вкусным.
Последняя часть пути, с мыса Бакланий, позволяла видеть порт Байкал и Листвянку почти постоянно, поскольку берег там изгибается Лиственничным заливом. Красивая панорама, зелёно-голубые застывшие волны гор и разбежавшиеся по ним домики-домики-домики. А за водным горизонтом, если очень присмотреться, угадывались совсем уже далёкие голубые горы...
Склон по ту сторону рельсов, противоположную Байкалу, переливался оттенками от тёмно-красного до светло-песочного на выходах камня, зеленел мелкой травой и берёзками в распадках. Иногда склон был двухуровневый: каменистый обрыв, затем пологая "крыша" из травы, затем снова красноватые зубья скал.
Встречались и следы обвалов - раздробленные шпалы, глыбы на обочине со стороны воды, свежие, не заросшие травой, разломы... поминальные таблички, прикрученные на каменную стену.
Чаек было много. А вот нерпа в тот день вынырнула только раз, и то утром. Когда рисовала скалы, мимо по рельсу пробежали гуськом три каких-то мелких зверька, похожих на длинную тёмно-коричневую белку, с шикарными изогнутыми дугой хвостами.))
"Встала на песчаном пляже, о котором говорили местные с Баклани. Было людно. Но неназойливо людно, и ладно. Завтра большие планы: музей, нерпинарий, паром, Иркутск, Хужир... успеть бы. И пожрать цивильно!"
На следующее утро пошли в порт, прокатились до Листвянки на пароме (40 рэ). Посетили отличный листвянский лимнологический музей (по Байкалу) - прекрасные коллекции, экспозиции, в том числе с видеоэлементами и компьютерной графикой, аквариумы с подводной фауной, видеозаписи с глубоководных исседовательских "Пайсисов" и "Миров", смонтированные в виде "подводного путешествия" по Байкалу для зрителей - словом, местная достопримечательность! Будем в тех краях, с удовольствием сходим ещё. А вот на нерпинарий нашего пороху не хватило.)) Может, потому что живую нерпу в подробностях в аквариуме в музее рассмотрели?.. "Цивильно пожрали" свежекопчёного омуля (вкусная рыбка) и поехали на автобусе (130 рэ с багажом, ловится голосованием у ближайшей к парому кафешки "Под скалой", где также сувенирный базар и копчёный омуль) в Иркутск.
Замордовали таки до смерти ...
[Print]
Акша Таквааш