Впечатления
Ядан
дневник заведен 19-05-2011
постоянные читатели [12]
закладки:
цитатник:
дневник:
05-10-2015 13:22 АУТИЗМ НАИЗНАНКУ или регрессивная синтонность
Полицейский участок, несколько офицеров в комнате отдыха пьют чай, беседуют, смеются. Входит Сага Норен, старший офицер полиции:
- Почему вы тут сидите?
- Пьем чай.
- А что вы обсуждаете?
- Да так, болтаем о разном.
(Сага садится за стол, берет чашку):
-А у меня сегодня месячные начались.
…Неловкое молчание.
(почти дословно процитированный диалог из сериала «Мост»).
Главная героиня умна, у нее самый высокий процент раскрываемости в участке. Ее неуместно-откровенные высказывания шокируют и смешат одновременно.
Знакомьтесь, регрессивная синтонность ("аутизм наизнанку"). Это чрезмерная открытость и доверчивость человека, когда он — не будучи интеллектуально снижен — готов излагать сущность своих переживаний, даже сугубо интимных, всем окружающим без учета ситуации и своего положения в обществе.
По-видимому, она является следствием:
А) внутренней отстраненности, холодности по отношению к собственным переживаниям;
Б) стремления выйти из скорлупы, быть понятым, принятым другими людьми;
В) трудностей улавливания социального контекста, понимания уместности и неуместности каких-либо высказываний в той или иной ситуации.
Итог в большинстве случаев довольно плачевный – усиление социальной изоляции, насмешки, часто приводящие к невозможности находиться в коллективе.
В наиболее ярко выраженных, откровенно нелепых случаях проявления регрессивной синтонности, речь, как правило, идет о последствиях шизофренического процесса. Однако, отголоски регрессивной синтонности встречаются и у шизоидных личностей. Получается довольно экстравагантное сочетание закрытости, недоверчивости в самых простых вещах, трудности выражения собственных чувств даже в кругу близких и неожиданной откровенности, душевной обнаженности часто в самый неподходящий момент.
Работа с этой проблемой должна вестись в нескольких направлениях (в соответствии с вышеописанными причинами возникновения регрессивной синтонности):
А) Обучение распознаванию социального контекста, усвоению социально приемлемых норм общения в различных ситуациях;
Б) Выстраивание теплых, доверительных отношений (в условиях психотерапевтической группы, например), способствующих преодолению социальной изоляции, чувства одиночества, оторванности – внутреннего круга людей, с которыми можно делиться даже сокровенными переживаниями;
В) Присоединение к собственным чувствам: их понимание, развитие, нюансировка.
Комментарии:
Камрад
Я начинаю вспоминать о подобных случаях в своей жизни и не нахожу в точности схожих ситуаций. Возможно что-то путаю...
Бывало, что я встречал людей, которые как что не так, так сразу открыто заявляли о своих диагнозах неподготовленной публике. Здесь цель другая - свалить ответственность на состояние. Вот это относится к регрессивной синтонности (РС)?
А когда Рената Литвинова говорит то, что думает о других - это относится к РС? Она же не нацелена на "выход из скорлупы". (Вот пример её выступлений: https://www.youtube.com/watch?v=hfp_cACtWa0 )
Недавно был случай, когда человек на эмоциях выговаривал целую исповедь, а мы с ним один раз виделись. Тут же нет отстранённости от своих чувств. Но всё остальное похоже на РС.
07-10-2015 10:09
Камрад
В случае М. отстраненность, безусловно, есть. Слабость, низкая степень дифференцировки эмоций. Отсюда и драматичность высказываний - чтобы хоть что-то почувствовать самому. Ну и, конечно, произвести впечатление, вызвать сочувствие. А не вспоминаешь, когда сам был неуместно откровенным? Про выход из скорлупы -скорее мое предположение, вполне допускаю и другие мотивы.
Камрад
Да, я думал и про себя, но у меня та же неясность была и по отношению к своей РС. Но это касается неприятных ситуаций для меня, поэтому решил начать разбираться на примере с других)) Всё то же самое было и у меня.
Сейчас трудно описать свой опыт в двух словах. А на длинный текст времени нет. Попозже напишу.
07-10-2015 12:08
Камрад
Ну вот у меня, например, была ситуация где-то в средней школе - лет 12-13. Я как-то в одном ни-о-чем-разговоре призналась одноклассницам, что хотела с собой покончить (ну, были у меня тогда такие мысли иногда). Они не были моими подругами, даже приятельницами их можно было назвать с натяжкой. Потом надо мной стали прикалываться - как-то я не пришла в школу, а на след.день мне заявили - "Мы думали, ты повесилась".
Камрад
Я помню, когда в первый раз устроился на работу, не знал о чём говорить с коллегами. Они болтали о том, о сём. А я сидел и напряжённо думал. А у нас там висят копий рисунков. Висел и Боровиковский портрет Гагариных (тот где они музицируют). И тогда я встал и стал ждать паузы в разговоре. Дождался и поделился удивлением, как интересно нарисован и выбран ракурс лица у Варвары Гавриловны. Потом была пауза от которой у меня до сих пор щёки краснеют. С тех пор об искусстве я на работе не говорил.

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть