09-06-2018 13:50
Один из известнейших психоаналитиков, писателей, обеспокоенных судьбой современного человека, в 58-м году прошлого столетия дал интервью, в котором выразил обеспокоенность развитием американской цивилизации. Нас это не касалось, у нас тогда ещё, по-моему, не выпускали туалетную бумагу. Или выпускали, но год-два. То есть у нас с продуктами потребления, со стандартами жизни было специфическое отношение: мы осваивали месторождения газа и нефти, на которых до сих пор живём, закладывали инфраструктурные проекты, но считали, что сортов колбасы может быть два. И прекрасно было, потому что было великое дерзание. А в это время Эрих Фромм в Штатах говорит, что они достигли пиковых форм развития по части доступа к благам. Америка обогатилась на мировой войне последней, она вложила миллиарды на восстановление разрушенной Европы и Японии и уже получала дивиденды со своих вложений. И вот они уже тогда имели телевизоры, машины, то, о чём мы ещё тогда мечтать не могли в 90-х и так далее и тому подобное. То есть потребление стало маркером успеха. В это время Эрих Фромм говорит, что нужно опасаться о будущем, потому что великие империи падали от переизбытка удовольствий, что в зоне комфорта человек теряет мужество, терпение и волевые качества. Что атмосфера потребительская накручивает виток лжи. Ну скажем, человек, который работает рубанком или топором, или стамеской, или сверлом - он имеет счастье не торговать своей улыбкой, в отличие от коммивояжера, менеджера, продавца, белого воротничка, который вынужден улыбаться и предлагать может быть не очень нужный товар, вечно торгуя своей совестью и душой, в этом его профессия... Фермер может быть угрюм, убирая навоз из-под своих лошадок, он может напевать весёлую песенку, а может и никому не улыбаться, он не торгует лицом - он работает руками. Говорит, мы этого лишились и лишились радости от работы. В конце концов он перечисляет количество потерь современного человека и говорит, что мы не радуемся от работы, поскольку не видим конечного продукта. Счастлив тот, кто сделал и видит, как это полезно потребителю. Например, счастлива мама, испекшая пирог и видящая, как уминают его дети за столом. Это подлинное счастье. Человек же, стоящий за станком кондитерской фирмы или фабрики и упаковывающий торты, не радуется о своей работе, потому что он не видит плодов своих трудов и работает для того, чтобы заработать деньги и встать в очередь в очередном супермаркете. Там прозвучала очень важная фраза, Эрих Фромм говорит, что нас ожидает потеря религиозности, настоящего религиозного опыта нет или он очень мал, всё остальное - смесь Дейла Карнеги с библейскими заповедями. Это желание быть успешным, приобрести влияние в обществе, ну и как-то ещё с Богом не поссориться. И большинство людей, если спросить их о Рае, то они скажут, что это супермаркет, в котором каждую неделю обновляется товарный ряд, а у тебя достаточно денег, чтобы купить всё, что тебе нравится. К сожалению, это правда. Заметьте себе, что идея Рая как комфортного местопребывания, где изобилие товаров и услуг, оно резко противоречит, конфликтует до полной вражды с настоящим Раем, и проповедниками выступают два антагониста - священники и реклама. Для того, чтобы завлечь тебя в рай товарный, тебе нужна реклама, возбуждающая твой аппетит, это она проповедует. Больше всего в мире сейчас проповедуют рекламодатели, творцы рекламных роликов. Это проповедь нового стиля жизни. Это проповедь счастья через приобретение. "Иметь или быть?" - ставил проблему Эрих Фромм. Быть или казаться? Все эти вещи они видели уже в 58-м, то есть они шагали в пропасть быстрее, завидовать тут нечему. А теперь мы с вами шагаем в ту же пропасть плохо осознавая происходящее, и нам стоит прислушаться к самым тревожным голосам самых умных людей, которые прекрасно видели тенденции развития этой вещи. Поэтому в очередной раз заходя в супермаркет, не будьте детьми, не разбегайтесь по полкам глазами, покупайте только то, что вам надо, поменьше вникайте в рекламные проспекты и буклеты, будьте поумнее и знайте, что магазин никогда не будет Раем, а настоящий Рай ни в чём не похож на магазин. Это несовместимые вещи. В общем, это пища для размышления человека, живущего в этом безумном-безумном мире.

Протоиерей Андрей Ткачёв
Закрыть