Дневник sparrow
дневник заведен 20-02-2004
постоянные читатели [4]
EXotiCA, Liamen, Про это, Юлия Цезарь
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
интересы [9]
12-05-2004 22:26 История и мы
Множество проблем порождается в наши дни невообразимо возросшей скоростью социальных перемен, к которым люди не только не успевают приспособиться, но которые они даже не способны адекватно осмыслить .
Мир, с котором мы живем, меняется. Часто кажется, что он изменяет нас, вовлекая в водоворот неконтролируемых и непонятных событий, рождающих ностальгию – этот «бунт против современной идеи времени, пробуждающей желание вернуться назад по времени, так же, как это можно делать в пространстве» .
Но история не меняет нас; она сама есть следствие происходящих в людях перемен. И если мы хотим увидеть в мире, в котором нам выпало жить, изменения к лучшему, мы не может сделать большего, чем изменить самого себя.
Природа дала нам любознательность, чтобы возбудить деятельность нашего ума. Однако она вовсе не стремиться к тому, чтобы удовлетворение любопытства стало главной, еще менее – единственной целью его употребления.
Истинная и надлежащая цель применения ума состоит в том, чтобы постоянно совершенствовать личную и общественную добродетель. Любые умственные занятия, не ведущие прямо или косвенно к тому, чтобы сделать нас лучшими людьми и гражданами, - это, в лучшем случае, лицемерная и хитроумная разновидность безделья. Знание, получаемое таким путем, есть не что иное, как похвальный вид невежества .
По мнению Болингброка, история – это философия, которая учит нас с помощью примеров. Таково несовершенство человеческого мышления, таков наш склад ума, что абстрактные или общие суждения, даже абсолютно правильные, кажутся нам очень темными и сомнительными, пока они не будут растолкованы с помощью примеров.
Обучение с помощью предписаний обладает тем недостатком, что опирается на чужой авторитет и требует длинной цепи логических построений.
Когда нам приводят примеры, то они как бы обращены к нашим чувствам и рассудку, что нам льстит. В этом случае знание словно исходит от нас самих: мы формулирует общее правило, исходя из своего личного опыта и уступаем фактам, противясь абстрактным построениям.
Пример воздействует не только на наш рассудок, но и на наши чувства. Он успокаивает их или возбуждает, объединяет чувство с рассудком и делает человека более цельным, а это более того, что могут достичь самые убедительное рассуждение и самое ясное доказательство.
Формируя привычки путем повторения, пример обеспечивает соблюдение тех предписаний, которые примером же были внушены.
Школой примера является весь мир, а наставники в этой школе – история и опыт .
Что еще можно добавить к этому?
Практически ничего.
Детский манежик, или школа (закрытое учебное заведение), тренировка на выживание, воспитание определенных качеств.
Единственный вопрос – что является носителем этих качеств.
Если талант, воля, доброта, красота и благородство заложены в генах, то в течение всей истории мы наблюдаем негативный отбор.
Убивают самых смелых, самых благородных.
Дворянское сословие пополнялось наиболее способными и энергичными представителями духовенства, купечества, мещанства и крестьянства, которые были также лояльны к существующему режиму. В дворянство переходили только те представители других сословий, которые в предшествующие переходу в дворянство период жизни получали образование, делали карьеру на государственной службе, приобретали мировоззрение и привычки, свойственные дворянству. Это означает, что они одворянивались прежде, чем переходили в дворянство.
Дворянство было открытым при входе. Данное обстоятельство вместе с ростом с требований к служебному положению, дававшему право на дворянство, приводило к тому, что перемещения в дворянство из других сословий не нарушали, а наоборот способствовали формированию дворянской субкультуры .
Но дворянство было довольно закрытым при выходе.
Это приводило к тому, что практически не производилась выбраковка новых поколений дворян, не соответствующих вышеуказанным признакам.
До конца XVIII века, дворяне, чтобы не потерять своего статуса, обязаны были служить. Соответственно, отказ от службы или неспособность к ней исключали их из дворянства.
Другим фактором является разжалование в солдаты, ссылка, другие наказания.
Но! Никаких требований образовательного и культурного уровня.
После освобождения дворян от обязательной службы, данный процесс был пущен на самотек. Восхищаясь моральными качествами дворян, не стоит забывать и об их недостатках, и в особенности, о крайне пренебрежительном отношении к представителям других сословий. Юридически отмененная, но фактически продолжающая существовать сословная парадигма продолжала наделять представителей сословий определенными чертами. И в настоящее время понятие дворянский используется для обозначения чего-то благородного.
В результате почти 2 миллиона дворян, проживающих в России к 1917 году, стали объектом самого беспощадного истребления.
Нельзя не задаваться вопросом, а примером чего служило это избиение. Если только вселить ужас в сердца многих людей и предотвратить подобное в будущем.

Закрыть